Новости
Тема: НДФЛ, Проверки и ответственность

Налог на доходы физических лиц

Учитывается ли при проведении годового перерасчета налога на доходы физических лиц сумма дохода, начисленного работодателем физическому лицу за отработанный неполный календарный месяц?

Согласно пп. 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса работодатель плательщика налога обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, с учетом положений абзаца третьего п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса, перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику налога в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы:

  • по результатам каждого отчетного налогового года при начислении заработной платы за последний месяц отчетного года;
  • при проведении расчетов за последний месяц применения налоговой социальной льготы в случае изменения места ее применения по самостоятельному решению плательщика налога или в случаях, определенных пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 этого Кодекса;
  • при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем.

При этом при перерасчете сумм доходов, начисленных в виде заработной платы физическому лицу, которое не пользовалось в течение календарного года правом на налоговую социальную льготу, определяется общий годовой налогооблагаемый доход физического лица, который рассчитывается путем прибавления месячных налогооблагаемых доходов.

Согласно пп. 164.1.2 п. 164.1 ст. 164 Налогового кодекса общий месячный налогооблагаемый доход состоит из суммы налогооблагаемых доходов, начисленных (выплаченных, предоставленных) в течение такого отчетного налогового месяца.

Таким образом, при проведении годового перерасчета налога на доходы физических лиц учитываются суммы месячных доходов, в том числе начисленные работодателем физическому лицу за отработанный неполный календарный месяц.

 

Какая ответственность применяется к налоговому агенту за представление одновременно двух уточняющих налоговых расчетов по ф. № 1ДФ?

Пунктом 50.1 ст. 50 Налогового кодекса предусмотрено, что в случае если в будущих налоговых периодах (с учетом сроков давности, определенных ст. 102 этого Кодекса) налогоплательщик самостоятельно выявляет ошибки, содержащиеся в ранее представленной им налоговой декларации, он обязан прислать уточняющий расчет к такой налоговой декларации по форме действующего на время представления уточняющего расчета.

Налогоплательщик имеет право не представлять такой расчет, если соответствующие уточненные показатели указываются им в составе налоговой декларации за любой следующий налоговый период, в течение которого такие ошибки были самостоятельно выявлены.

В соответствии с п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса непредставление, представление с нарушением установленных сроков, представление не в полном объеме, с недостоверными сведениями или с ошибками налоговой отчетности о суммах доходов, начисленных (уплаченных) в пользу налогоплательщика, суммах удержанного из них налога влекут за собой наложение штрафа в размере 510 грн.

Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут за собой наложение штрафа в размере 1020 грн.

Статьей 253 Гражданского кодекса определено, что истечение срока начинается со следующего дня после соответствующей календарной даты или наступления события, с которым связано его начало.

Таким образом, в случае представления уточняющих расчетов по ф. № 1ДФ (одного или нескольких одновременно) к налогоплательщику применяется штраф в размере 510 грн. Если в течение года после наложения штрафа согласно п. 119.2 ст. 119 Налогового кодекса налогоплательщик представляет повторно уточняющий расчет по ф. № 1ДФ, то к такому налогоплательщику применяется штраф в размере 1020 грн.

 

Необходимо ли начислять налог на доходы физических лиц на стоимость вакцинации работников, если сроки проведения профилактических прививок не были определены уполномоченными органами?

В соответствии с пп. 164.2.17 п. 164.2 ст. 164 Налогового кодекса в общий месячный (годовой) налогооблагаемый доход плательщика налога включается доход, полученный им как дополнительное благо, кроме случаев, предусмотренных ст. 165 этого Кодекса.

Подпунктом 165.1.19 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса предусмотрено, что в общий месячный (годовой) налогооблагаемой доход плательщика налога не включаются, в частности, денежные средства или стоимость имущества (услуг), предоставляемые как помощь на лечение и медицинское обслуживание плательщика налога за счет денежных средств благотворительной организации или его работодателя, в том числе в части расходов работодателя на обязательный профилактический осмотр работника согласно Закону № 1645 и на вакцинацию работника, направленную на профилактику заболеваний в период угрозы эпидемий в соответствии с Законом № 4004 при наличии соответствующих подтверждающих документов, кроме расходов, компенсируемых выплатами из фонда общеобязательного государственного социального медицинского страхования.

Статьей 27 Закона № 1645 и ст. 27 Закона № 4004 установлено, что в Украине обязательными являются профилактические прививки с целью предотвращения заболеваний  туберкулезом, полиомиелитом, дифтерией, коклюшем, столбняком и корью.

Группы населения и категории работников, подлежащие профилактическим прививкам, в том числе обязательным, а также порядок и сроки их проведения определяются центральным органом исполнительной власти в области здравоохранения.

Приказом № 595 утвержден календарь профилактических прививок в Украине (далее — Календарь профилактических прививок).

Статьей 1 Закона № 1645 определено, что Календарь профилактических прививок — это нормативно-правовой акт специально уполномоченного центрального органа исполнительной власти по вопросам здравоохранения, которым устанавливаются перечень обязательных профилактических прививок и оптимальные сроки их проведения.

Таким образом, если профилактические прививки и сроки их проведения осуществляются согласно Календарю профилактических прививок, то израсходованные работодателем денежные средства на проведение прививки не включаются в состав общего месячного или годового налогооблагаемого дохода работника при условии наличия соответствующих подтверждающих документов.

 

Каким образом профессиональные торговцы ценными бумагами, предоставляющие услуги налогоплательщикам, которые осуществляют операции с инвестиционными активами, выполняют функцию налогового агента с 01.01.2012 г.?

Порядок налогообложения инвестиционной прибыли установлен п. 170.2 ст. 170 Налогового кодекса, согласно пп. 170.2.9 которого налоговым агентом плательщика налога, который осуществляет операции с инвестиционными активами с использованием услуг профессионального торговца ценными бумагами, включая банк, является такой профессиональный торговец.

Методика определения инвестиционной прибыли профессиональным торговцем ценными бумагами при выполнении функций налогового агента устанавливается Минфином Украины совместно с центральным органом исполнительной власти, который осуществляет государственное регулирование рынка ценных бумаг.

В соответствии с пп. 170.2.2 п. 170.2 ст. 170 Налогового кодекса при применении плательщиком налога норм пп. 170.2.9 этого пункта налоговый агент — профессиональный торговец ценными бумагами, включая банк, с целью определения объекта налогообложения при выплате плательщику налога дохода за приобретенные у него инвестиционные активы учитывает документально подтвержденные расходы такого плательщика на приобретение этих активов.

Согласно пп. «б» п. 176.2 ст. 176 Налогового кодекса лица, которые в соответствии с указанным Кодексом имеют статус налоговых агентов, обязаны представлять в сроки, установленные этим Кодексом для налогового квартала, налоговый расчет суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного из них налога в орган государственной налоговой службы по месту своего расположения.

Таким образом, профессиональные торговцы ценными бумагами, предоставляющие услуги налогоплательщикам, которые осуществляют операции с инвестиционными активами, выполняют функцию налогового агента в части представления налоговым органам налогового расчета суммы дохода, начисленного (уплаченного) в пользу плательщиков налога, а также суммы удержанного с них налога.

 

Необходимо ли налогоплательщикам ежегодно подавать заявление о применении налоговой социальной льготы?

В соответствии с пп. 169.2.1 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).

Согласно пп. 169.2.2 этого пункта плательщик налога подает работодателю заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы (далее — заявление о применении льготы).

Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Работодатель отражает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от плательщиков налога заявлениям о применении льготы, а также заявлениям об отказе от такой льготы.

Таким образом, нормами Налогового кодекса не предусмотрена ежегодная подача заявления о применении льготы.

При этом если у налогоплательщика возникает право на применение налоговой социальной льготы на других основаниях, нежели указанные в предыдущем заявлении, то такой плательщик должен подать новое заявление с соответствующими подтверждающими документами.

 

Имеют ли право на налоговую социальную льготу родители, имеющие двоих детей, один из которых является ребенком-инвалидом, и в каком размере?

В соответствии с  подпунктами 169.2.1 и  169.2.2 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты).

Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право.

Перечень таких документов и механизм их представления для применения налоговой социальной льготы утверждены Порядком № 1227.

Статьей 169 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщик налога, содержащий двоих или больше детей в возрасте до 18 лет, имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы (с учетом норм абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса), на сумму налоговой социальной льготы в размере,  равном 100% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 этой статьи Кодекса (в 2012 г. — 536,50 грн.), в расчете на каждого такого ребенка.

На налоговую социальную льготу в размере, равном 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса (в 2012 г. — 804,75 грн.), имеют право плательщики налога, содержащие ребенка-инвалида, — в расчете на каждого такого ребенка в возрасте до 18 лет.

В соответствии с пп. 169.3.1 п. 169.3 ст. 169 Налогового кодекса в случае, если плательщик налога имеет право на применение налоговой социальной льготы по двум и более основаниям, указанным в п. 169.1 этой статьи, применяется одна налоговая минимальная льгота по основанию, предусматривающему ее наибольший размер, при условии соблюдения процедур, определенных пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, кроме случая, предусмотренного пп. «б» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 указанного Кодекса, налоговая социальная льгота по которому прибавляется к льготе, определенной пп. 169.1.2 этого пункта в случае, если лицо содержит двоих и более детей, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов).

Таким образом, налогоплательщик при соблюдении всех требований ст. 169 Налогового кодекса имеет право на применение двух льгот: на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, который не является инвалидом, — по 100% льготы (в 2012 г. — 536,50 грн.), и на каждого ребенка-инвалида — по 150% (в 2012 г. — 804,75 грн.).

Кроме того, в порядке исключения, предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных подпунктами 169.1.2,  «а» и «б» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, определяется как произведение суммы, определенной в пп. 169.1.1 этого пункта, и соответствующего количества детей.

 

Какой документ должно предоставить органу ГНС физическое лицо — резидент, получившее иностранные доходы, если налог уплачивался за пределами Украины?

В соответствии с подпунктами 170.11.1 и  170.11.2 п. 170.11 ст. 170 Налогового кодекса в случае если источник выплат любых налогооблагаемых доходов является иностранным, сумма такого дохода включается в общий годовой налогооблагаемый доход плательщика налога — получателя, который обязан представить годовую налоговую декларацию, и облагается налогом по ставкам, установленным п. 167.1 ст. 167 этого Кодекса.

В случае если согласно нормам международных договоров, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины, плательщик налога может уменьшить сумму годового налогового обязательства на сумму налогов, уплаченных за рубежом, он определяет сумму такого уменьшения по указанным основаниям в годовой налоговой декларации.

Пунктом 13.3 ст. 13 Налогового кодекса установлено, что доходы, полученные физическим лицом — резидентом из источников происхождения за пределами Украины, включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода, кроме доходов, не подлежащих налогообложению в Украине в соответствии с положениями этого Кодекса или международного договора, согласие на обязательность которого дано Верховной Радой Украины.

Суммы налогов и сборов, уплаченные за пределами Украины, зачисляются при расчете налогов и сборов в Украине по правилам, установленным этим Кодексом (п. 13.4 ст. 13 Налогового кодекса).

Согласно п. 13.5 ст. 13 Налогового кодекса для получения права на зачисление налогов и сборов, уплаченных за пределами Украины, плательщик обязан получить от государственного органа страны, где получается такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, справку о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.

Таким образом, физическое лицо — резидент, получившее иностранный доход и уплатившее налоги за пределами Украины, для получения права на зачисление уплаченных налогов должно предоставить справку от государственного органа страны, где получался такой доход (прибыль), уполномоченного взимать такой налог, о сумме уплаченного налога и сбора, а также о базе и/или объекте налогообложения. Указанная справка подлежит легализации в соответствующей стране, соответствующем зарубежном дипломатическом учреждении Украины, если иное не предусмотрено действующими международными договорами Украины.


Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua