НДС
Тема: НДС, Учет налогоплательщиков

Вопросы — ответы

Согласно п. 201.8 ст. 201 Налогового кодекса исключительное право на начисление НДС и составление налоговых накладных имеют лица, зарегистрированные в качестве плательщиков НДС в порядке, предусмотренном ст. 183 этого Кодекса, и осуществляющие операции по поставке товаров/услуг. Налоговая накладная является налоговым документом и одновременно отражается в налоговых обязательствах и реестре выданных налоговых накладных продавца и реестре полученных налоговых накладных покупателя. При этом предусмотрено, что налоговая накладная выдается по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту.

Отметим, что при осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налогапродавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную только после регистрации ее в Едином реестре налоговых накладных, если сумма НДС в ней составляет свыше 10 тыс. грн. Налоговая накладная, в которой сумма НДС не превышает 10 тыс. грн., не подлежит включению в Единый реестр налоговых накладных. Однако следует отметить, что с 01.01.2012 г. независимо от размера НДС в одной налоговой накладной она подлежит включению в Единый реестр налоговых накладных, если она выписана при осуществлении операций по поставке подакцизных товаров и товаров, ввезенных на таможенную территорию Украины.

Отсутствие факта регистрации налоговых накладных в Едином реестре налоговых накладных и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дают права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождают продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы, касающиеся налоговой накладной, а также обложения НДС, которые поступили в «Вестник» по электронной почте.


Налоговая накладная

В соответствии с п. 201.11 ст. 201 Налогового кодекса в налоговый кредит без получения налоговой накладной включаются суммы НДС по кассовым чекам, в которых общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 грн. за день (без учета налога). По какому количеству чеков на сумму до 200 грн. и от скольких поставщиков можно включить сумму НДС в налоговый кредит согласно этой норме Кодекса?

Пунктом 201.11 ст. 201 Налогового кодекса установлено, что основанием для начисления сумм НДС, относящихся к налоговому кредиту без получения налоговой накладной, также являются кассовые чеки, которые содержат сумму полученных товаров/услуг, общую сумму начисленного налога (с определением фискального номера и налогового номера поставщика). При этом с целью такого начисления общая сумма полученных товаров/услуг не может превышать 200 грн. за день (без учета НДС).

При использовании плательщиками для расчетов с потребителями РРО кассовый чек должен содержать данные об общей сумме денежных средств, подлежащей уплате покупателем с учетом НДС, и сумме НДС, которая уплачивается в составе общей суммы.

Порядок исчисления и накопления РРО сумм НДС определен постановлением № 1224.

Учитывая вышеуказанное, общая стоимость полученных товаров (услуг) по кассовым чекам, суммы НДС по которым можно отнести к налоговому кредиту без подтверждения налоговыми накладными, независимо от количества поставщиков и количества чеков не может превышать 200 грн. (без учета НДС) за день.

 

Как определить базу обложения НДС в случае, если после продажи импортированных товаров изменяется их таможенная стоимость, однако товары проданы по фактической цене ниже таможенной стоимости? Как выписывается налоговая накладная?

В соответствии с п. 188.1 ст. 188 Налогового кодекса база налогообложения операций по поставке товаров/услуг определяется исходя из их договорной (контрактной) стоимости, но не ниже обычных цен, определенных согласно ст. 39 этого Кодекса, с учетом общегосударственных налогов и сборов (кроме НДС и акцизного налога на спирт этиловый, используемый производителями — субъектами хозяйствования для производства лекарственных средств, в том числе компонентов крови и изготовленных из них препаратов (кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров), а также сбора на обязательное государственное пенсионное страхование на стоимость услуг сотовой мобильной связи).

Пунктом 6 Порядка № 1379 установлено, что налоговая накладная составляется в двух экземплярах (оригинал и копия). При этом в верхней левой ее части делаются соответствующие отметки (нужное выделяется пометкой «Х»).

Согласно п. 17 Порядка № 1379 в случае если база налогообложения определяется исходя из обычных цен и превышает сумму поставки товаров/услуг, определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости, то есть обычная цена превышает фактическую, продавец выписывает две налоговые накладные: одну — на сумму, рассчитанную исходя из фактической цены поставки, другую — на сумму, рассчитанную исходя из превышения обычной цены над фактической. В налоговой накладной, выписанной на сумму превышения обычной цены над фактической, делается отметка в соответствии с п. 8 этого Порядка (01 — Выписанная на сумму превышения обычной цены над фактической). Такая налоговая накладная покупателю не предоставляется; все экземпляры таких налоговых накладных хранятся у продавца.

Учитывая указанное, при поставке на таможенной территории Украины плательщиком налога ранее импортированных товаров по цене ниже их таможенной стоимости база налогообложения определяется исходя из таможенной стоимости таких товаров. В данном случае плательщиком налога выписываются две налоговые накладные.

Одна налоговая накладная, оригинал которой предоставляется поставщику, выписывается на сумму исходя из фактической цены поставки товаров, а другая, два экземпляра которой хранятся у продавца,на сумму превышения таможенной стоимости товаров над фактической. При выписке налоговой накладной на сумму превышения таможенной стоимости над фактической нужно учитывать следующие особенности: в верхней левой части оригинала такой налоговой накладной в поле «Залишається у продавця (тип причини)» проставляется соответствующая пометка «X» и тип причины «01»; в графе 3 «Номенклатура товарів/послуг» указывается «перевищення митної вартості товарів над фактичною за товарами, указаними в податковій накладній № _______» (указывается порядковый номер налоговой накладной, выписанной на сумму поставки этих товаров/услуг, определенную исходя из их договорной (контрактной) стоимости).

Таким образом, в случае если после продажи импортированного товара изменяется таможенная стоимость импортированных товаров (например, уменьшается таможенная стоимость по решению суда), то плательщик налогапродавец в соответствии с п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса должен выписать расчет корректировки к налоговой накладной (к той, что была выписана на сумму превышения таможенной стоимости товаров над фактической) и соответственно уменьшить налоговые обязательства по НДС.

 

Каков порядок отражения налоговых накладных и расчетов корректировки, зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных в периоде, следующем за периодом их выписки?

Согласно п. 198.2 ст. 198 Налогового кодекса датой возникновения права плательщика на отнесение сумм НДС к налоговому кредиту считается дата того события, которое состоялось раньше:

  • или дата списания денежных средств с банковского счета плательщика налога на оплату товаров/услуг;
  • или дата получения плательщиком налога товаров/услуг, что подтверждено налоговой накладной.

В соответствии с п. 201.10 ст. 201 Налогового кодекса налоговая накладная выдается плательщиком налога, осуществляющим операции по поставке товаров/услуг, по требованию покупателя и является основанием для начисления сумм налога, которые относятся к налоговому кредиту.

При осуществлении операций по поставке товаров/услуг плательщик налога — продавец товаров/услуг обязан предоставить покупателю налоговую накладную после ее регистрации в Едином реестре налоговых накладных.

Отсутствие факта регистрации плательщиком налога — продавцом товаров/услуг налоговых накладных в Едином реестре и нарушение порядка заполнения налоговой накладной не дает права покупателю на включение сумм НДС в налоговый кредит и не освобождает продавца от обязанности включения суммы НДС, указанной в налоговой накладной, в сумму налоговых обязательств за соответствующий отчетный период.

Регистрация налоговых накладных и/или расчетов корректировки к налоговым накладным в Едином реестре налоговых накладных осуществляется не позднее 20 календарных дней, следующих за датой их выписки.

Таким образом, если налоговая накладная и/или расчет корректировки к налоговой накладной зарегистрированы в Едином реестре налоговых накладных в месяце, следующем за месяцем их выписки (но в течение 20 календарных дней с момента их выписки), то предприятиепокупатель товаров (услуг) имеет право отразить такую налоговую накладную и/или расчет корректировки к налоговой накладной в составе налогового кредита в месяце их выписки и включить их в реестр полученных налоговых накладных в этом месяце при условии соблюдения других требований относительно формирования налогового кредита.

 

Предприятие изменило юридический адрес и район, внесло изменения во все документы. Однако в связи с судебным разбирательством остается на учете в налоговой инспекции по предыдущему адресу. Свидетельство плательщика НДС также осталось с предыдущим адресом. Как в этом случае заполнять данные о местонахождении продавца в налоговой накладной?

Пунктом 4 Порядка № 1379 предусмотрено, что местонахождение (налоговый адрес) продавца и местонахождение (налоговый адрес) покупателя указываются с учетом требований ст. 45 Налогового кодекса и статей 29 и 93 Гражданского кодекса.

Согласно п. 45.2 ст. 45 Налогового кодекса налоговым адресом юридического лица (обособленного подразделения юридического лица) является местонахождение такого юридического лица, сведения о чем содержатся в Едином государственном реестре предприятий и организаций Украины. Налоговым адресом предприятия, переданного в доверительное управление, является местонахождение доверительного собственника.

Статьей 93 Гражданского кодекса установлено, что местонахождением юридического лица является фактическое место ведения деятельности или расположение офиса, из которого проводится ежедневное управление деятельностью юридического лица (преимущественно находится руководство) и осуществление управления и учета.

Согласно п. 4.1 Положения № 1394 в случае возникновения изменений в данных плательщика НДС, касающихся его местонахождения (места жительства), и если изменения не связаны с прекращением плательщика НДС, кроме случаев, определенных пп. 3.15.1 п. 3.15 этого Положения, проводится перерегистрация плательщика с заменой Свидетельства плательщика НДС.

При смене плательщиком НДС местонахождения (места жительства) или его переводе на обслуживание в другой налоговый орган снятие такого плательщика с учета в одном налоговом органе и взятие на учет в другом осуществляются в порядке, установленном центральным органом ГНС.

Перерегистрация плательщика НДС в связи со сменой местонахождения (места жительства), которая в соответствии с Порядком № 1588 предусматривает снятие с учета плательщика НДС в одном налоговом органе и взятие на учет в другом, осуществляется с учетом особенностей, предусмотренных п. 4.4 Положения № 1394.

Подпунктом 10.1.4 п. 10.1 Порядка № 1588 установлено, что срок пребывания налогоплательщика на учете в органе ГНС по предыдущему местонахождению (месту жительства) должен быть продлен до окончания процедур судебного обжалования сумм денежных обязательств или процедур административного обжалования сумм денежных обязательств и истечения месячного срока после окончания процедур административного обжалования, если в результате таких процедур органами государственной налоговой службы принято решения о полном или частичном неудовлетворении жалобы налогоплательщика.

При этом следует отметить, что в соответствии с пп. 10.1.6 п. 10.1 Порядка № 1588 до постановки на учет налогоплательщика в органе ГНС по новому местонахождению (месту жительства) он уплачивает налоги, сборы, представляет налоговые декларации (отчеты, расчеты) и выполняет другие обязанности налогоплательщика по предыдущему местонахождению (месту жительства).

Согласно п. 4.3 Положения № 1394 в период перерегистрации до начала действия нового Свидетельства плательщик НДС использует реквизиты старого.

Следовательно, при заполнении налоговой накладной в указанной в этом запросе ситуации плательщик НДС использует реквизиты старого Свидетельства и может указывать одновременно свои новое (например: «нове: 01021 м. Київ, вул. Данченка, 5, оф. 10») и предыдущее местонахождение (налоговый адрес) (например: «попереднє: 03148 м. Київ, вул. Героїв Космосу, 30»).

  

Обложение НДС услуг, предоставленных за пределами Украины

Предприятие-резидент согласно договору подряда с украинским заказчиком выполняет монтаж движимого имущества за пределами таможенной территории Украины. Каков порядок обложения НДС указанных услуг?

Поскольку в вопросе отсутствует полная информация об операции по монтажу движимого имущества, а именно об условиях договора, порядке проведения расчетов, сторонах подписания актов выполненных работ, то при решении вопроса о порядке налогообложения указанных услуг нужно учесть следующее.

В соответствии с пп. «б» п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса объектом обложения НДС являются операции налогоплательщиков по:

  • поставке товаров, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 этого Кодекса;
  • поставке услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, в соответствии со ст. 186 этого Кодекса.

Согласно пп. «в» п. 186.1 ст. 186 Налогового кодекса в случае если товары собираются, монтируются или устанавливаются (с испытанием или без него) продавцом либо от его имени, местом поставки товаров считается место, где ведется сборка, монтаж или установка.

Что касается места поставки услуг, то по общей норме (п. 186.4 ст. 186 указанного Кодекса) местом поставки услуг является место регистрации поставщика, кроме операций, указанных в пунктах 186.2 и 186.3 этой статьи. Так, по отдельным операциям, перечисленным в этих пунктах, местом поставки считается:

  • место фактической поставки — для услуг, связанных с движимым имуществом, в том числе услуг по выполнению ремонтных работ и услуг по переработке сырья, а также других работ и услуг, связанных с движимым имуществом;
  • фактическое местонахождение — для недвижимого имущества, в том числе строящегося, и для услуг, связанных с недвижимым имуществом.

  

Транзит грузов

Каков порядок налогообложения операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины?

В соответствии с п. 197.8 ст. 197 Налогового кодекса освобождаются от обложения НДС операции по поставке услуг по перевозке (перемещению) пассажиров и грузов транзитом через таможенную территорию Украины, а также по поставке услуг, связанных с такой перевозкой (перемещением).

При этом ст. 1 Закона № 1172 определено, что транзит грузов — это перевозки транспортными средствами транзита транзитных грузов под таможенным контролем через территорию Украины между двумя пунктами или в пределах одного пункта пропуска через государственную границу Украины.

Согласно ст. 4 этого Закона транзит грузов осуществляется соответствующими автомобильными, железнодорожными, водными и воздушными путями сообщения, которые пролегают через пункты пропуска через государственную границу Украины, определенные Кабинетом Министров Украины, с учетом принципа свободы транзита и требований международных договоров Украины.

Статьей 6 Закона № 1172 определено, какими документами должен сопровождаться транзит грузов, а именно: товарно-транспортной накладной, составленной языком международного общения. В зависимости от избранного вида транспорта такой накладной может быть авиационная грузовая накладная (Air Waybill), международная автомобильная накладная (CMR), накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (СІМ), накладная ЦИМ/УМВС (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС), коносамент (Bill of Lading). Кроме того, транзит грузов может сопровождаться (при наличии) счет-фактурой (Invoice) или другим документом, указывающим стоимость товара, упаковочным листом (спецификацией), грузовой ведомостью (Cargo Manifest), книжкой МДП (Carnet TIR), книжкой АТА (Carnet ATA). При этом такие документы на перевозку составляются на весь маршрут в целом, без деления его на какие-либо части.

Ни Законом № 1172, ни другими нормативно-правовыми актами не предусмотрено оформление транзитной перевозки разными документами в зависимости от отрезка маршрута.

При декларировании транзитных грузов в соответствии с таможенным законодательством Украины в таможенные органы представляется грузовая таможенная декларация (ГТД) или накладная УМВС (СМГС), накладная ЦИМ (СІМ), накладная
ЦИМ/УМВС (CIM/SMGS, ЦИМ/СМГС), книжка МДП (Carnet TIR), книжка АТА (Carnet ATA), необходимые для осуществления таможенного контроля, в которых должен быть также указан полный маршрут от пункта принятия транзитного груза к перевозке до пункта завершения транзита.

Таким образом, льгота, определенная п. 197.8 ст. 197 Налогового кодекса, применяется к операциям по поставке услуг по транзитной перевозке по всему маршруту перевозки грузов в целом, без деления его на отрезки в пределах таможенной территории Украины и за пределами таможенной территории Украины, и без применения нулевой ставки к отрезку маршрута за пределами таможенной территории Украины.

  

Взносы участников аукциона по продаже активов плательщика, находящихся в налоговом залоге

Каков порядок обложения НДС операций по поступлению гарантийных взносов от участников аукциона по продаже активов плательщика, находящихся в налоговом залоге?

В соответствии с п. 185.1 ст. 185 Налогового кодекса объектом обложения НДС являются операции плательщиков налога по поставке товаров/услуг, место поставки которых расположено на таможенной территории Украины, согласно ст. 186 этого Кодекса, в том числе операции по передаче права собственности на объекты залога заемщику (кредитору), на товары, которые передаются на условиях товарного кредита, а также по передаче объекта финансового лизинга в пользование лизингополучателю/арендатору.

Пунктом 187.1 ст. 187 этого Кодекса установлено, что датой возникновения налоговых обязательств по поставкам товаров/услуг считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедшее раньше:

  • или дата зачисления денежных средств от покупателя/заказчика на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров/услуг, подлежащих поставке, а в случае поставки товаров/услуг за наличный расчет — дата оприходования денежных средств в кассе плательщика налога, а в случае отсутствия таковой — дата инкассации наличных в банковском учреждении, обслуживающем плательщика налога;
  • или дата отгрузки товаров, а в случае экспорта товаров — дата оформления таможенной декларации, которая удостоверяет факт пересечения таможенной границы Украины, оформленной в соответствии с требованиями таможенного законодательства, а для услуг — дата оформления документа, удостоверяющего факт поставки услуг плательщиком налога.

Порядок проведения целевых аукционов по продаже имущества налогоплательщика, находящегося в налоговом залоге, утвержден приказом № 138.

Согласно пп. 3.11 п. 3 Порядка № 138 физическое или юридическое лицо, изъявившее желание зарегистрироваться в качестве участника аукциона, уплачивает регистрационный взнос, размер которого устанавливается организатором аукциона и не может превышать одного не облагаемого налогом минимума доходов граждан, а также вносит гарантийный взнос в размере 10% начальной цены лота.

Участникам аукциона, не признанным победителями, в соответствии с пп. 3.17 п. 3 этого Порядка гарантийный взнос возвращается в течение пяти банковских дней с момента подписания протокола о проведении аукциона, за вычетом платежей за банковские переводы.

Подпунктом 5.4 п. 5 Порядка № 138 установлено, что победитель аукциона обязан внести указанные в протоколе платежи в течение срока, обусловленного договором купли-продажи. При этом гарантийный взнос, сделанный покупателем для участия в аукционе, зачисляется покупателю в счет цены продажи имущества.

Учитывая то, что сумма гарантийных взносов, уплаченных участником аукциона, признанным победителем, биржа засчитывает такому участнику-покупателю в счет цены продажи имущества, все суммы гарантийных взносов, внесенные участниками аукциона, должны учитываться биржей при определении налоговых обязательств по НДС на дату внесения гарантийных взносов.

Уменьшение сумм налоговых обязательств биржи на сумму гарантийных взносов, которые возвращаются участникам, не признанным победителями, отражается в налоговой отчетности по НДС биржи путем осуществления корректировки налоговых обязательств по НДС.

Услуги по организации и проведению аукциона, предоставляемые биржей, в соответствии с Налоговым кодексом являются объектом обложения НДС, а базой обложения этим налогом является сумма регистрационного взноса, который уплачивается участником аукциона.

  

Уменьшение суммы налогового кредита на основании документов, не зарегистрированных в Едином реестре налоговых накладных

Имеет ли право покупательплательщик НДС при уменьшении суммы компенсации в пользу поставщикаплательщика налога уменьшить налоговый кредит, если расчет корректировки количественных и стоимостных показателей к налоговой накладной не зарегистрирован в Едином реестре налоговых накладных?

Согласно п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса если после поставки товаров/услуг осуществляется какое-либо изменение суммы компенсации их стоимости, включая следующий за поставкой пересмотр цен, перерасчет в случаях возврата товаров/услуг предоставившему их лицу или возврат поставщиком суммы предоплаты за товары/услуги, то суммы налоговых обязательств и налогового кредита поставщика и получателя подлежат соответствующей корректировке.

Если вследствие такого перерасчета происходит уменьшение суммы компенсации в пользу плательщика налога — поставщика, то получатель соответственно уменьшает сумму налогового кредита по результатам такого налогового периода в случае, если он зарегистрирован в качестве плательщика НДС на дату проведения корректировки, а также увеличил налоговый кредит в связи с получением таких товаров/услуг (пп. 192.1.1 п. 192.1 ст. 192 Налогового кодекса).

Таким образом, независимо от того, зарегистрирован расчет корректировки в Едином реестре налоговых накладных или нет, плательщик налогапокупатель обязан уменьшить налоговый кредит.