Другие налоги
Тема: Международный опыт

По ступеням американского опыта

Для перехода на новые механизмы и стандарты администрирования налогов в Украине необходимо глубокое изучение налогового опыта государств с развитой экономикой.


Встреча представителей ГНС Украины с руководством налоговой службы США, состоявшаяся в августе, в очередной раз подтвердила актуальность международного обмена новыми идеями в налоговой сфере.

Руководящие работники ГНС Украины ознакомились с особенностями организационной структуры и деятельности налоговой службы США, наработками американских коллег в сфере налогового администрирования, тенденциями относительно борьбы с проявлениями коррупции среди налоговиков, соблюдения требований налогообложения. В ходе мероприятий, проведенных в рамках программы профессионального обмена «Развитие налогового администрирования», делегация украинских налоговиков посетила правительственные учреждения, общественные объединения, научные центры США.

Контроль на нескольких уровнях

В отличие от Украины налоговая система в США — трехуровневая, а кое-где и четырехуровневая. Так, в США налоги установлены на федеральном (национальном) уровне, на уровне штатов, городов, иногда даже районов.

Основой федерального бюджета является налог на доходы физических лиц, обеспечивающий 40 — 45% бюджета. Налог на прибыль юридических лиц наполняет федеральный бюджет почти на 10%, отчисления на социальное обеспечение (для выплаты пенсий и на медицинское обеспечение пенсионеров) составляют 30 — 35% федерального бюджета; акцизный налог наполняет бюджет на 2 — 3%.

Поскольку налоги в федеральный бюджет администрирует национальная налоговая служба (IRS), а налоги в бюджеты штатов и местные бюджеты — службы, созданные правительствами штатов и органами местного самоуправления, то между этими службами функционирует система обмена информацией. При наличии такого механизма один и тот же объект контролируется несколькими службами, что усложняет попытки занизить налогообложение.

Введут ли НДС в США?

Штаты и органы местного самоуправления имеют возможность вводить дополнительные налоги на доходы физических лиц и прибыль юридических лиц, налог с продажи (конечной реализации) товаров (только на уровне штатов) и налог на имущество. При этом на местах решают, какие из этих налогов вводить, устанавливают ставку налога и льготы в налогообложении.

Например, в США не существует налога на добавленную стоимость, а взимается налог c оборота. Хотя большинство специалистов и аналитиков высказывали мнение, что НДС более справедливый (уплачивается именно в том месте и в то время, когда создается добавленная стоимость), более эффективный (сложнее уклоняться от налогообложения), однако все были скептически настроены относительно возможности введения НДС в США. И на это есть определенные причины. Так, налог с продажи устанавливается на уровне штатов. Штаты, вводя налог с продажи, определяют базу налогообложения (базой налогообложения преимущественно являются операции от конечной реализации потребителям товаров и некоторых услуг, таких как предоставленных в отелях), условия освобождения от уплаты налога, ставку налога. Некоторые штаты, например Оригон, вообще не ввели налог с продажи. Поэтому чтобы заменить его налогом на добавленную стоимость, потребуется одновременное согласие всех штатов на такой шаг и их согласованная налоговая политика относительно НДС. А достичь этого на практике чрезвычайно сложно, поскольку Федеральное правительство США не имеет прямых рычагов влияния на правительства штатов относительно введения НДС.

Если Федеральное правительство США попробует ввести НДС на национальном уровне, то штаты будут расценивать это как посягательство на их (штатов) суверенитет путем ограничения финансов. Вместе с тем считают политически некорректным вводить налогообложение потребления вместо налогообложения дохода. Ведь с экономической точки зрения обложение НДС равнозначно обложению налогом на доходы физического лица, которые отличаются только способом изъятия денег. Считают также, что при введении НДС бедные будут его уплачивать больше богатых (в процентах к доходу), что является негативным моментом.

Кроме того, в США существует сильное лобби как против повышения налоговых ставок, так и введения НДС, которое, считают, ухудшит экономическую ситуацию в стране. На уровне штатов наибольшее сопротивление вызывает повышение налогов c оборота. Так, 1200 законодателей  на уровне штатов подписались против повышения этого налога. Таким образом, вероятность введения НДС в США, по сути, равна нулю.

Программа предварительного мониторинга

Для удобства выполнения плательщиком налоговых обязательств и уменьшения расходов на администрирование налога на прибыль предприятий, обеспечения равномерного поступления этого налога в бюджет и выполнения бюджетных назначений в США вместо ежеквартальной, действующей в Украине, введена годовая отчетность по налогу на прибыль предприятий с одновременной уплатой ежеквартальных авансовых взносов, рассчитанных с учетом ожидаемой прибыли в текущем году, но не менее 1/4 суммы начисленного налога за предыдущий год.

Относительно новой в США является программа предварительного мониторинга операций (САР), основная цель которой — наработки согласованных решений между налоговым органом и плательщиком по отражению в налоговом учете отдельных операций еще до представления налоговой отчетности.

Сейчас в программе САР участвуют около 140 плательщиков и при этом IRS пытается существенным образом расширить их количество. Для участия в программе САР требуется от плательщиков более высокий уровень прозрачности и доверия по сравнению с обычным аудитом уже представленной налоговой отчетности. При этом плательщики обязаны предоставлять в налоговые органы достоверную информацию о существенных операциях.

Недавно в структуре подразделения по работе с крупными плательщиками и международным бизнесом США создан офис по составлению предварительных ценовых соглашений (APA — advance pricing agreements). Штат офиса насчитывает 38 человек: юристов, бухгалтеров и экономистов.

Налогоплательщик в США на платной основе может обратиться в офис с заявлением о заключении предварительного ценового соглашения, в котором будет устанавливаться механизм определения трансфертных цен.

Кроме того, в США налогоплательщики не могут уточнять показатели налоговой отчетности, связанные с трансфертными ценами. Обычно продолжительность проверок правильности определения трансфертных цен в США составляет 12 — 18 месяцев.

Методы определения налоговых обязательств

Отказ от применения невзвешенных фискальных методов осуществления контроля за соблюдением законодательства плательщиками — один из важных факторов, способствующий сотрудничеству украинских налоговиков с налогоплательщиками в формате доверия и честности. Так, в Украине согласно Налоговому кодексу продолжительность проверок ограничена и не может превышать 30 рабочих дней. В США продолжительность проведения документальных проверок налогоплательщиков налоговыми органами не ограничена временными рамками. Проверка крупного налогоплательщика может длиться несколько лет с привлечением большого количества проверяющих (более 20 человек), которые в процессе проверки подлежат ротации, чтобы предотвратить проявления коррупции. Вместе с тем при проведении проверки отдельной компании ее руководство постоянно информируют о ходе проверки и ее результатах.

В США также активно используют косвенные методы определения налоговых обязательств плательщиков, в частности информацию из третьих источников. Так, в структуре IRS есть Whistleblower office (дословно «Офис свистунов»), занимающийся сбором и анализом данных из третьих источников (например, информации добропорядочного гражданина об имущественном положении его соседа).

Следует отметить, что налоговые органы в США наделены более широкими, нежели в Украине, правами на получение информации от третьих лиц об объектах налогообложения налогоплательщиков. Так, налоговики беспрепятственно получают информацию от банков, брокерских компаний о доходах и от каких-либо других сторон, выплачивающих деньги конкретному лицу. Например, от дистрибьюторских компаний поступает информация об отпуске подакцизной продукции. По запросу IRS банки сообщают о снятии наличных на сумму более 10 тыс. дол. США, начисленных процентах на суммы депозитных вкладов, о подозрительной деятельности, подозрительных операциях, нелогичных чеках, частом открытии депозитов и т. п. 

Кроме того, при проверке плательщика в США используют агентов. Происходит это следующим образом. Скажем, на переговоры в компанию направляют агента, якобы заинтересованного в приобретении активов такой компании. Руководство компании, в свою очередь заинтересованное в выгодной продаже активов, показывает агенту подлинную финансовую отчетность компании и ее реальное финансовое положение. При этом при проведении переговоров агенту позволено использовать средства записи информации без соответствующего разрешения прокуратуры, так как в этом случае одна из сторон переговоров (агент) знает о факте осуществления записи. Криминальные агенты могут также действовать под видом представителей независимого аудита.

Электронный сервис и ответственность плательщика

В США введен электронный сервис (окно) для налогоплательщиков на сайте налоговых органов как элемент упрощения общения и инструмент обслуживания плательщика. Главной стратегической целью электронного сервиса является резкое уменьшение конфликтных ситуаций с налоговыми органами, обеспечение стопроцентного начисления и уплаты налоговых обязательств и уменьшения количества проверок.

Регистрация плательщика на сайте налоговых органов осуществляется с помощью кода (Taxes Identification Number) и пароля (Web file number). С помощью электронного сервиса (окна) плательщик представляет, уточняет отчетность и уплачивает налоги с любого компьютера через сеть Интернет. Плательщик также имеет постоянный доступ к своим учетным данным (карточке лицевого счета). Кроме того, при заполнении налоговой отчетности на сайте налоговых органов плательщик автоматически получает подсказки по правильности заполнения.

При подаче заявления на представление отчетности через веб-сайт лица, уполномоченные плательщиками представлять такую отчетность, предоставляют в налоговые органы образцы отпечатков пальцев.

Если налогоплательщик дает недостоверную информацию несколько раз, налоговые органы могут заблокировать доступ этого плательщика на сайт.

Налоговая служба США всячески стимулирует плательщиков к заполнению и представлению деклараций в электронном виде. В 2011 г. принята миллиардная декларация в электронном виде. Вместе с тем налоговая служба США имеет больше, чем в Украине прав на отказ в принятии налоговой декларации. Так, налоговая декларация не принимается, если она составлена не по установленной форме или с нарушением требований к формату составления электронного документа, если не содержит всех приложений или представлена с арифметическими ошибками.