Юридическая практика
Тема: РРО. Наличное обращение

Применение штрафных (финансовых) санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных

Суть дела. Фактической плановой выездной проверкой установлено нарушение пунктов 2.3, 2.11 главы 2 Положения № 637, а именно: превышение предельной суммы расчетов с другим предприятием в течение одного дня (на предприятии лимит остатка наличных в кассе не установлен); проведение наличных расчетов через подотчетное лицо без представления получателем денежных средств соответствующих платежных документов, которые бы подтверждали уплату покупателем наличных.

Обращаясь с жалобой, предприятие просит отменить налоговое уведомление-решение ОГНИ о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение норм регулирования обращения наличных, считая, что применение штрафных санкций осуществлено с нарушением сроков, предусмотренных ст. 250 Хозяйственного кодекса.

Извлечение из решения. Пунктом 2.3 главы 2 Положения № 637 установлено, что предельную сумму наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам устанавливает соответствующее постановление Правления Нацбанка Украины. Платежи свыше указанной предельной суммы проводят исключительно в безналичной форме. Количество предприятий (предпринимателей), с которыми осуществляют расчеты в течение дня, не ограничено. При осуществлении предприятиями наличных расчетов с другими предприятиями (предпринимателями) свыше установленной предельной суммы денежные средства в размере превышения установленной суммы расчетно прибавляют к фактическим остаткам наличных в кассе на конец дня плательщика наличных однократно в день осуществления этой операции с дальнейшим сравнением полученной расчетной суммы с утвержденным лимитом кассы. Для контроля за соблюдением предприятиями (предпринимателями) установленных ограничений при осуществлении между ними наличных расчетов проверяют расчетные операции конкретного предприятия (предпринимателя) — плательщика наличных денежных средств. При такой проверке необходимо учитывать, что такие наличные расчеты могут осуществлять предприятия (предприниматели) в течение дня с другими предприятиями (предпринимателями) по одному или нескольким платежным документам и что указанные ограничения не касаются расчетов предприятий (предпринимателей) с физическими лицами и других случаев, определенных этим Положением. Если наличные расчеты предприятия (предпринимателей) превышают установленную предельную сумму, то их избыточную сумму прибавляют расчетно к фактическим остаткам наличных в кассе плательщика наличных однократно (в тот же день, в который была осуществлена эта операция), а полученную сумму сравнивают с утвержденным лимитом кассы. Указанные ограничения касаются всех видов операций с наличными, связанных как с реализацией продукции (товаров, работ, услуг), так и с внереализационными операциями (п. 7.46 главы 7 Положения № 637).

Постановлением № 32 установлена предельная сумма наличного расчета одного предприятия (предпринимателя) с другим предприятием (предпринимателем) в течение одного дня по одному или нескольким платежным документам в соответствии с п. 2.3 Положения № 637 в размере 10 000 грн.

Пунктом 2.11 главы 2 Положения № 637 предусмотрено, что выдачу наличных денежных средств под отчет или на командировку (далее — под отчет) осуществляют в соответствии с законодательством Украины. Выдача наличных денежных средств под отчет на закупку сельскохозяйственной продукции и заготовку вторичного сырья, кроме металлолома, разрешается на срок не больше 10 рабочих дней со дня выдачи наличных денежных средств под отчет, а на все другие производственные (хозяйственные) нужды — на срок не больше 2 рабочих дней, включая день получения наличных денежных средств под отчет. Если подотчетному лицу одновременно выданы наличные как на командировку, так и для решения в этой командировке производственных (хозяйственных) вопросов (в том числе для закупки сельскохозяйственной продукции у населения и заготовки вторичного сырья), то срок, на который выданы наличные под отчет на решение этих вопросов, может быть продлен до истечения срока командировки. Выдачу соответствующему лицу наличных денежных средств под отчет проводят при условии составления им отчета в установленном порядке за ранее полученные под отчет суммы. Составление отчета за полученные под отчет наличные денежные средства осуществляется в соответствии с законодательством Украины. При проверке отчетов об использовании денежных средств для решения хозяйственных вопросов особое внимание необходимо уделять соблюдению подотчетными лицами установленных сроков составления и представления в бухгалтерию соответствующих отчетов, своевременности возврата в кассу предприятий остатка неиспользованных денежных средств (одновременно с соответствующим отчетом), наличию оригиналов подтверждающих документов, их погашению и т. п. Кроме того, учитывается, что представление отчетов об использовании денежных средств с нарушением установленных сроков разрешено только в случае временной нетрудоспособности подотчетного лица или при других обстоятельствах, имеющих документальное подтверждение (п. 7.39 главы 7 Положение № 637).

Согласно п. 3.4 главы 3 Положения № 637 выдачу наличных из кассы производят по расходным кассовым ордерам или расходным ведомостям. Документы на выдачу наличных должны подписывать руководитель и главный бухгалтер или работник предприятия, уполномоченный на это руководителем. К расходным ордерам можно прилагать заявление на выдачу наличных, расчеты и т. п. При выдаче отдельным физическим лицам наличных (в том числе работникам предприятия) по расходному кассовому ордеру или расходной ведомости кассир требует предъявить паспорт или заменяющий его документ, записывает его наименование и номер, кем и когда он был выдан. Физическое лицо подписывает расходный кассовый ордер или расходную ведомость о получении наличных и указывает полученную сумму (гривен — словами, копеек — цифрами), используя ручку с чернилами или шариковую ручку с чернилами темного цвета. Если расходная ведомость составлена на выдачу наличных нескольким лицам, то эти получатели также предъявляют паспорта или заменяющие их документы и расписываются в соответствующей графе документа (п. 3.5 главы 3 Положения № 637).

Пунктом 7.3 главы 7 Положения № 637 определено, что ответственность за соблюдение порядка ведения операций с наличными возлагается на предпринимателей, руководителей предприятий. Лиц, виновных в нарушении порядка ведения операций с наличными, привлекают к ответственности в установленном законодательством Украины порядке.

В соответствии со ст. 1 Указа № 436 при нарушении юридическими лицами всех форм собственности норм регулирования обращения наличных в национальной валюте, которые устанавливаются Нацбанком Украины, к ним применяются финансовые санкции в виде штрафа за превышение установленных лимитов остатка наличных в кассахв двукратном размере сумм выявленной сверхлимитной денежной наличности за каждый день, за проведение наличных расчетов без представления получателем денежных средств платежного документа (товарного или кассового чека, квитанции к приходному ордеру, другого письменного документа), который бы подтверждал уплату покупателем наличных денежных средств,в размере уплаченных денежных средств. Штрафные санкции, предусмотренные Указом № 436, применяются к лицам, названным в ст. 1 этого Указа, органами ГНС на основании материалов проведенных ими проверок. Контроль за соблюдением лицами, указанными в этой статье, норм регулирования обращения наличных в национальной валюте, которые устанавливаются Нацбанком Украины, осуществляют, в частности, органы ГНС (статьи 2, 3 Указа № 436).

Статьей 4 Хозяйственного кодекса предусмотрено, что административные и другие отношения управления при участии субъектов хозяйственной деятельности, в которых орган государственной власти или местного самоуправления не являются субъектом, наделенным хозяйственной компетенцией, и непосредственно не осуществляет организационно-хозяйственные полномочия относительно субъекта хозяйственной деятельности, не являются предметом регулирования этого Кодекса. Административно-хозяйственные санкции можно применять к субъекту хозяйственной деятельности в течение шести месяцев со дня выявления нарушения, но не позднее чем через один год со дня нарушения этим субъектом установленных законодательными актами правил осуществления хозяйственной деятельности, кроме случаев, предусмотренных законом. Действие этой статьи не распространяется на штрафные санкции, размер и порядок взыскания которых определены Налоговым кодексом Украины и другими законами, контроль за соблюдением которых возложен на органы ГНС и таможенные органы (ст. 250 Хозяйственного кодекса).

Налоговым уведомлением-решением ГНИ применены к предприятию штрафные (финансовые) санкции за превышение установленного лимита остатка наличных в кассе (двукратный размер суммы выявленной сверхлимитной денежной наличности за каждый день) и за проведение наличных расчетов без представления получателем денежных средств платежного документа, который бы подтверждал уплату покупателем наличных денежных средств (в размере уплаченных денежных средств).

По результатам рассмотрения жалобы налоговое уведомление-решение ГНИ было оставлено без изменений, а жалоба — без удовлетворения.


Егор ПРИТУЛА,
заместитель директора Департамента правовой работы
ГНС Украины
начальник Управления апелляций

Сергей КОНОВАЛОВ,
заместитель директора Департамента

Виталия МАРТЫНОВА,
главный государственный налоговый ревизор-инспектор
отдела апелляций по вопросам неналоговых платежей Департамента