Юридическая практика
Тема: Акцизный налог, Проверки и ответственность

Нарушение законодательства при реализации подакцизной продукции без марок акцизного сбора

Суть дела. При проведении проверки налогоплательщика налоговым органом установлен факт отсутствия марки акцизного сбора на бутылке водки, находившейся на реализации.

Налогоплательщик не согласился с позицией налогового органа, поскольку считает, что налоговым органом не установлен факт реализации водки без марки акцизного сбора, а следовательно, штрафные санкции применены неправомерно.

Решение суда. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию налогового органа, отметил следующее. В соответствии с нормами законодательства (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) работниками налогового органа была проведена проверка хозяйственной единицы — принадлежащей истцу закусочной — относительно контроля за осуществлением расчетных операций в сфере наличного и безналичного обращения. При проведении проверки установлено нарушение субъектом хозяйствования норм действующего законодательства, в частности факт отсутствия марки акцизного сбора на бутылке водки, составлен акт и вынесено решение о применении штрафных санкций.

Не соглашаясь с примененными штрафными санкциями, субъект хозяйствования обратился в суд с иском о признании действий налогового органа неправомерными и отмене решения о применении штрафных санкций.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано.

Судом апелляционной инстанции отменено решение суда первой инстанции, а иск субъекта хозяйствования удовлетворен полностью.

По результатам пересмотра кассационной жалобы налогового органа ВАСУ пришел к выводу, что решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении иска должно быть оставлено в силе с учетом следующего.

В соответствии с абзацем третьим части четвертой ст. 11 Закона № 481 алкогольные напитки и табачные изделия, производимые в Украине, а также импортируемые в Украину, обозначаются марками акцизного сбора в порядке, определенном законодательством.

Марка акцизного сбора — это специальный знак, которым маркируются алкогольные напитки и табачные изделия. Ее наличие на данных товарах подтверждает уплату акцизного сбора, легальность ввоза и реализации на территории Украины этих изделий. Марки акцизного сбора для алкогольных напитков и табачных изделий, произведенных в Украине, отличаются от марок для импортированных алкогольных напитков и табачных изделий дизайном и цветом согласно образцам, утвержденным Кабинетом Министров Украины.

Плата за марки акцизного сбора — плата, которая вносится украинскими производителями и импортерами алкогольных напитков и табачных изделий на покрытие расходов производства, хранение и реализацию марок акцизного сбора.

В силу требований абзаца второго части второй ст. 7 Закона № 329 (действующего на момент возникновения спорных правоотношений) запрещаются ввоз, хранение, транспортировка, принятие на комиссию с целью продажи, а также реализация на территории Украины алкогольных напитков и табачных изделий, на которых отсутствуют марки акцизного сбора установленного образца.

Согласно части второй ст. 17 Закона № 481 к субъектам предпринимательской деятельности применяются финансовые санкции в виде штрафа, в частности, в случае хранения, транспортировки, реализации фальсифицированных алкогольных напитков и табачных изделий, алкогольных напитков и табачных изделий без марок акцизного сбора установленного образца или с поддельными марками акцизного сбора, — 100% стоимости товара, но не менее 1700 грн.

В акте проверки зафиксировано нахождение на реализации у налогоплательщика бутылки водки без акцизной марки.

Акт проверки — это служебный документ, подтверждающий факт проведения невыездной документальной или выездной плановой либо внеплановой проверки финансово-хозяйственной деятельности субъекта хозяйствования и являющийся носителем доказательной информации о выявленных нарушениях требований налогового, валютного и другого законодательства субъектами хозяйствования.

Отсутствие собственно факта продажи бутылки водки при условии ее предложения к продаже и фактического хранения с этой целью при указанных обстоятельствах не влияет на квалификацию содеянного налогоплательщиком правонарушения и на размер примененных в отношении его штрафных санкций.

С учетом вышеуказанного ВАСУ по результату пересмотра в кассационном порядке дела жалобу налогового органа удовлетворил, решение суда апелляционной инстанции отменил и оставил в силе судебное решение первой инстанции об отказе в удовлетворении иска субъекту хозяйствования.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель начальника Юридического управления
Департамента правовой работы ГНС Украины

Ольга СИРОТИНА, заместитель начальника отдела
представительства интересов ОГНС в судах кассационной
инстанции и обобщения судебной практики Управления