Другие налоги
Тема: Плата за землю

Вопросы — ответы

Использование земельного участка плательщиком единого налога в хозяйственной деятельности

Физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога имеет государственный акт на право собственности на земельный участок, который использует в своей предпринимательской деятельности. Освобождается ли такой предприниматель от уплаты земельного налога?

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документом, удостоверяющим право на земельный участок, является государственный акт на право собственности на земельный участок.

Частью четвертой п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса предусмотрено, что плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности. В соответствии с пп. 291.5.3 п. 291.5 ст. 291 этого Кодекса не могут быть плательщиками единого налога физические лица — предприниматели, предоставляющие в аренду земельные участки, общая площадь которых превышает 0,2 га.

Следовательно, если государственный акт на право собственности на земельный участок оформлен на физическое лицопредпринимателя и земельный участок, предоставленный для осуществления предпринимательской деятельности, использует сам предприниматель, то именно такой предпринимательплательщик единого налога освобождается от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу (с учетом вышеуказанного пункта).

 

Размер платы за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения

Физическое лицо предоставляет в аренду земельный участок сельскохозяйственного назначения. Каков размер арендной платы?

С учетом п. 1 Указа № 92 введена плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая) с постепенным увеличением этой платы в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора.

 Согласно ст. 21 Закона об аренде земли арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

Таким образом, плата за аренду земельных участков сельскохозяйственного назначения, земельных долей (паев) устанавливается в размере не меньше 3% определенной в соответствии с законодательством стоимости земельного участка, земельной доли (пая), которая постепенно увеличивается в зависимости от результатов хозяйственной деятельности и финансово-экономического положения арендатора и индексов инфляции.

  

Представление налоговой декларации по договору аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности

Когда следует представлять налоговую декларацию и уплачивать арендную плату физическому лицу — предпринимателю в соответствии с договором аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности?

Согласно п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 этого Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

В соответствии с п. 287.3 ст. 287 Налогового кодекса налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Следовательно, если договор аренды государственной или коммунальной собственности, предоставленный в порядке, установленном действующим законодательством, оформлен на физическое лицопредпринимателя, то такой предприниматель не позднее 20 февраля текущего года представляет органу ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию по плате за землю и уплачивает земельный налог ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

  

Физическое лицо, имеющее право на льготу по уплате земельного налога, может получить ее только после получения права собственности на земельный участок

Имеет ли право на льготу по уплате земельного налога физическое лицо, относящееся к категории льготников, если отсутствуют документы на право собственности на земельный участок, находящийся в пользовании (документы — в процессе оформления)?

Собственники земельных участков — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которые согласно закону приобрели право собственности на землю в Украине (пп. 14.1.34 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

Землепользователи — это физические лица (резиденты и нерезиденты), которым в соответствии с  законом предоставлены в пользование земельные участки государственной и коммунальной собственности, в том числе на условиях аренды (пп. 14.1.73 п. 14.1 ст. 14 вышеуказанного Кодекса).

В соответствии с п. 286.1 ст. 286 этого Кодекса основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, содержащего совокупность сведений и документов о местоположении и правовом режиме земельных участков, их оценку, классификацию земель, количественную и качественную характеристики, распределение среди собственников земли и землепользователей, подготовленных в соответствии с законом.

Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа ГНС по местонахождению земельного участка предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю.

Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов (п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса).

Согласно ст. 125 Земельного кодекса право собственности на земельный участок возникает с момента государственной регистрации этих прав.

В соответствии со ст. 126 этого Кодекса право собственности на земельный участок удостоверяется государственным актом, кроме случаев, определенных частью второй этой статьи.

Частью второй ст. 126 вышеуказанного Кодекса установлено, что право собственности на земельный участок, приобретенный в собственность из земель частной собственности без изменения его границ, целевого назначения, удостоверяется:

  • гражданско-правовым соглашением об отчуждении земельного участка, заключенным в порядке, установленном законом при обретении права собственности на земельный участок по такому соглашению;
  • свидетельством о праве на наследство.

Учитывая изложенное и нормы ст. 206 Земельного кодекса, согласно которой использование земли в Украине является платным, в случае если физическое лицо пользуется земельным участком, но отсутствуют документы, удостоверяющие право собственности на земельный участок, оснований для неуплаты земельного налога нет.

Право на льготу по уплате земельного налога имеют лица, являющиеся плательщиками в соответствии со ст. 269 Налогового кодекса: собственники земельных участков, право собственности на земельные участки которых удостоверено надлежащими документами и данными государственного земельного кадастра. То есть физическое лицо, относящееся к категории лиц, имеющих право на льготы по уплате земельного налога, получит право на льготу в соответствии со ст. 281 этого Кодекса только после получения права собственности на земельный участок в законодательно установленном порядке и внесения соответствующих данных в государственный земельный кадастр.

 Для получения льготы собственник земельного участка должен подать в орган налоговой службы по местонахождению земельного участка документы, удостоверяющие его право на льготу. При этом если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором возникло это право (п. 284.2 ст. 284 Налогового кодекса).

 

Льготы по уплате земельного налога, предусмотренные ст. 281 Налогового кодекса

Вопрос 1.
Могут ли члены садоводческого товарищества быть освобождены от уплаты земельного налога?

Статьей 35 Земельного кодекса определено, что граждане — члены садоводческого товарищества имеют право приватизировать земельный участок. Такая приватизация осуществляется без согласия других членов этого товарищества.

Земли общего пользования садоводческого товарищества являются его собственностью, к ним относятся земельные участки, занятые защитными полосами, дорогами, проездами, зданиями и сооружениями и другими объектами общего пользования. Использование земельных участков садоводческих товариществ осуществляется в соответствии с законом и уставами этих товариществ.

Согласно п. 30.2 ст. 30 Налогового кодекса основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, характеризующие определенную группу налогоплательщиков, вид их деятельности, объект налогообложения или характер и общественное значение осуществляемых ими расходов.

В соответствии с п. 281.1 ст. 281 этого Кодекса от уплаты налога освобождаются: инвалиды первой и второй группы; физические лица, воспитывающие троих и больше детей в возрасте до 18 лет; пенсионеры (по возрасту); ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551; физические лица, признанные законом лицами, пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для ведения садоводства — не более чем 0,12 га.

Если земельные участки приватизированы гражданами — членами садоводческого товарищества, и каждый гражданин получил документ, удостоверяющий право на земельный участок, такие граждане, кроме тех, кому предоставлены льготы по земельному налогу согласно ст. 281 Налогового кодекса, самостоятельно уплачивают земельный налог в бюджет. За земельные участки общего пользования, находящиеся в собственности товарищества, земельный налог в бюджет будет уплачиваться товариществом.

Статьей 286 Налогового кодекса указано, что основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра.

Согласно ст. 126 Земельного кодекса документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком.

Следовательно, если собственником земли или пользователем земельных участков, предоставленных для ведения садоводства, является садоводческое товарищество и членами товарищества не оформлено право на свой земельный участок, то такое товарищество является плательщиком земельного налога в бюджет (включая земельные участки общего пользования).

Если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для ведения садоводства, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то только в этом случае указанное лицо имеет льготы по уплате земельного налога в соответствии со ст. 281 Налогового кодекса.

  

Вопрос 2.
Распространяется ли льгота, предусмотренная ст. 281 Налогового кодекса, на собственников гаражей, если гараж находится в гаражно-строительном кооперативе?

Статьей 41 Земельного кодекса определено, в частности, что гаражно-строительным кооперативам (далее — ГСК) по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления земельные участки для гаражного строительства передаются бесплатно в собственность или предоставляются в аренду в размере, устанавливаемом в соответствии с утвержденной градостроительной документацией.

Согласно ст. 116 этого Кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах полномочий, определенных Земельным кодексом.

Документами, удостоверяющими право собственности или право пользования землей, являются Государственный акт на право собственности на земельный участок и Государственный акт на право постоянного пользования земельным участком. Право аренды земельного участка удостоверяется договором аренды земли (ст. 126 этого Кодекса).

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм, в частности, для строительства индивидуальных гаражей — не более чем 0,01 га.

То есть если физическое лицо имеет в собственности земельный участок, предоставленный для строительства индивидуального гаража, и этот участок удостоверяется Государственным актом на право собственности, то в этом случае лица, указанные в п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса, имеют льготы по уплате земельного налога в соответствии с этой статьей Кодекса.

При этом льготы, предусмотренные ст. 281 этого Кодекса для собственников земельных участков или землепользователейфизических лиц, не распространяются на ГСКюридических лиц, даже если их совладельцы относятся к льготным категориям плательщиков земельного налога. То есть ГСК должен уплачивать налог за земельный участок на общих основаниях.

  

Вопрос 3.
Предоставляется ли льгота по уплате земельного налога физическому лицу, имеющему земельный участок, на котором размещено строение малой архитектурной формы (МАФ)?

Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий или по результатам аукциона.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.6 ст. 287 Налогового кодекса).

Согласно п. 281.2 ст. 281 этого Кодекса предусмотрено, что освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц п. 281.1 этой статьи, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более чем 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок): в селах — не более чем 0,25 га, в поселках — не более чем 0,15 га, в городах — не более чем 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более чем 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более чем 0,01 га;
  • для ведения садоводства — не более чем 0,12 га.

Таким образом, если субъект хозяйствования или физическое лицо приобрели здание, сооружение (их часть), налог за земельные участки уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество с учетом придомовой территории и в соответствии с целевым (хозяйственным) назначением на основании данных государственного земельного кадастра.

Земельный участок, на котором расположено здание МАФ, к льготной категории использования земель в границах предельных норм не относится, и земельный налог уплачивается на общих основаниях.

 

Предоставление предпринимателем в аренду собственной части здания

Физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога предоставляет в аренду часть здания, являющегося его собственностью. Как в таком случае предприниматель уплачивает земельный налог?

Пунктом 286.6 ст. 286 Налогового кодекса установлено, что за земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально части площади здания, находящейся в их пользовании, с учетом придомовой территории.

При переходе права собственности на здание (его часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество (п. 287.6 ст. 287 этого Кодекса).

В соответствии с пп. 297.1.4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Статьей 796 Гражданского кодекса определено, что одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также право пользования земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. В договоре найма стороны могут определить размер земельного участка, передаваемого нанимателю. Если размер земельного участка в договоре не определен, нанимателю предоставляется право пользования всем земельным участком, которым владел наймодатель.

Плата, взимаемая с нанимателя здания или другого капитального сооружения (их отдельной части), состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком (ст. 797 вышеуказанного Кодекса).

Следовательно, при предоставлении в аренду части здания земельный участок под ним используется непосредственно нанимателями и не используется в предпринимательской деятельности наймодателями, поэтому последние независимо от избранного вида предпринимательской деятельности, в том числе предоставления в аренду помещений, должны уплачивать земельный налог за земельные участки под зданиями (их частями), переданные в аренду, на общих основаниях с учетом придомовой территории.