Таможенное дело
Тема: Прочее

Взимание госпошлины при нотариальном удостоверении концессионного договора

Концессия — это предоставление в целях удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйственной деятельности (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска.

Концессионная деятельность в Украине основывается на следующих главных принципах:

  • совмещении государственного регулирования концессионной деятельности и осуществлении ее на основании концессионного договора;
  • выборе концессионеров преимущественно на конкурсной основе;
  • комплексном и платном использовании объекта концессии, участии государства, органов местного самоуправления в частичном финансировании объектов концессии социального назначения;
  • взаимной выгоде сторон в концессионном договоре, распределении рисков между сторонами концессионного договора;
  • государственном гарантировании инвестиций концессионеров;
  • стабильности условий концессионных договоров;
  • обеспечении прав и законных интересов потребителей продукции (услуг), предоставляемых концессионерами.

Объекты, которые можно предоставлять в концессию, определяют в соответствии с Законом о концессиях, ст. 3 которого предусмотрено предоставление объектов права государственной или коммунальной собственности, используемых для осуществления деятельности в сферах хозяйственной деятельности, определенных п. 2 этой статьи (кроме видов предпринимательской деятельности, которые согласно законодательству могут осуществлять исключительно государственные предприятия и объединения).

Объектами права государственной или коммунальной собственности, предоставляемыми в концессию, являются:

  • имущество предприятий — целостных имущественных комплексов или систем целостных имущественных комплексов, обеспечивающих комплексное предоставление услуг в сферах деятельности, определенных пунктами 2 и 3 ст. 3 Закона о концессиях;
  • объекты незавершенного строительства и законсервированные объекты, которые можно достроить в целях их использования для предоставления услуг по удовлетворению общественных нужд в сферах деятельности, определенных этими пунктами;
  • специально построенные объекты в соответствии с условиями концессионного договора для удовлетворения общественных нужд в сферах деятельности, определенных частями второй и третьей ст. 3 этого Закона.

Концессионный договор — это договор, в соответствии с которым уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления (концессиедатель) предоставляет на платной и срочной основе субъекту предпринимательской деятельности (концессионеру) право создать (построить) объект концессии или существенно его улучшить и (или) осуществлять его управление (эксплуатацию) в соответствии с Законом о концессиях в целях удовлетворения общественных нужд.

Концессионер — это субъект предпринимательской деятельности, который в соответствии с указанным Законом на основании договора получил концессию. На стороне концессионера могут выступать несколько человек.

Концессиедатель — это орган исполнительной власти или соответствующий орган местного самоуправления, уполномоченный, соответственно, Кабинетом Министров Украины или органами местного самоуправления на заключение концессионного договора.

Статьей 9 Закона о концессиях установлено, что концессионный договор заключается на срок, определенный в договоре, который может быть не меньше 10 лет и не больше 50 лет. Такой договор считается заключенным со дня достижения договоренности по всем существенным условиям и подписания сторонами текста договора. Срок его действия может изменяться по согласию сторон в пределах сроков (10 — 50 лет).

Следует отметить, что существенными условиями договора концессии являются следующие:

  • стороны договора;
  • виды деятельности, работ, услуг, которые осуществляются по условиям договора;
  • объект концессии (состав и стоимость имущества или технические и финансовые условия создания объекта концессии);
  • условия предоставления земельного участка, если он необходим для осуществления концессионной деятельности;
  • перечень видов деятельности, осуществление которых подлежит лицензированию;
  • условия установления, изменения цен (тарифов) на изготовленные (предоставленные) концессионером товары (работы, услуги);
  • срок действия договора концессии, условия найма, использование труда работников — граждан Украины;
  • условия использования отечественного сырья, материалов;
  • условия и объемы улучшения объекта концессии и порядок их компенсации;
  • условия, размер и порядок внесения концессионных платежей;
  • порядок использования амортизационных отчислений;
  • восстановление объекта концессии и условия его возврата;
  • ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств, следующих из концессионного договора;
  • страхование концессионером объектов концессии, взятых в концессию;
  • порядок внесения изменений и расторжение договора;
  • порядок разрешения споров между сторонами;
  • право на получение информации и проведение проверки выполнения условий договора;
  • порядок и условия передачи, в том числе по предоставлению гарантий кредиторам, прав и обязательств, следующих из концессионного договора;
  • порядок использования объектов права интеллектуальной собственности.

Взимание госпошлины в Украине регулируется Декретом о госпошлине, а порядок ее исчисления и уплаты — Инструкцией № 15.

Статьей 1 Декрета о госпошлине установлено, что плательщиками госпошлины на территории Украины являются физические и юридические лица за совершение в их интересах действий и выдачу документов, имеющих юридическое значение, уполномоченными на это органами.

Размеры ставок госпошлины определены п. 3 ст. 3 этого Декрета. Дифференциация размера зависит от вида действия, документа или суммы договора, относительно которых совершается нотариальное действие.

Согласно указанному Декрету госпошлина по ставкам в размерах частей не облагаемого налогом минимума доходов граждан взимается за совершение нотариальных действий и выдачу документов, которые носят неимущественный характер и не подлежат оценке. Размер госпошлины в таком случае зависит от размера не облагаемого налогом минимума, а не от суммы, указанной в оформляемом документе.

♦ Примечание

Если в Декрете о госпошлине не определена конкретная ставка взимания госпошлины за нотариальные действия, не подлежащие оценке, то госпошлина взимается в соответствии с пп. «е» п. 3 ст. 3 этого Декрета.

Ставка госпошлины, определенная в процентах, применяется при нотариальном оформлении документов (договоров), которые имеют имущественный характер, подлежат оценке. Размер госпошлины зависит от стоимости имущества или суммы, указанной в документе (договоре).

♦ Примечание

Если в Декрете о госпошлине не определена конкретная ставка взимания госпошлины за нотариальные действия, подлежащие оценке, то госпошлина взимается в соответствии с пп. «д» п. 3 ст. 3 этого Декрета.

Статьей 406 Хозяйственного кодекса определено, что концессия — это предоставление в целях удовлетворения общественных нужд уполномоченным органом государственной власти или органом местного самоуправления на основании концессионного договора на платной и срочной основе отечественным или иностранным субъектам хозяйственной деятельности (концессионерам) права на создание (строительство) и/или управление (эксплуатацию) объектом концессии при условии взятия концессионером на себя соответствующих обязательств, имущественной ответственности и предпринимательского риска.

В Декрете о госпошлине не определена конкретная ставка взимания госпошлины при нотариальном удостоверении концессионного договора, который имеет стоимостное выражение, поэтому госпошлина взимается в соответствии с пп. «д» п. 3 ст. 3 этого Декрета.

Рассмотрим случай внесения изменений в такой концессионный договор.

За удостоверение договоров об уступке требованию и переводе долга, о продлении срока действия ранее заключенного договора или увеличении начальной суммы договора госпошлина исчисляется и взимается исходя из оценки неосуществленных прав и неиспользованных обязанностей или суммы, на которую увеличивается сумма ранее заключенных договоров.

Также за удостоверение соглашений о продлении срока действия или увеличении суммы договора госпошлина взимается (в зависимости от характера договора) по тем же ставкам, которые применялись при оплате пошлиной первоначальных договоров (пункты 53 и 58 Инструкции № 15).

Следовательно, учитывая, что в п. 3 ст. 3 Декрета о госпошлине не установлена отдельная ставка госпошлины за нотариальное удостоверение дополнительного соглашения к концессионному договору, госпошлина при нотариальном удостоверении таких договоров взимается в соответствии с пп. «д» п. 3 ст. 3 этого Декрета, как за удостоверение других договоров, подлежащих оценке, с учетом пунктов 53 и 58 Инструкции № 15.