Другие налоги
Тема: Ресурсные и рентные платежи

Вопросы — ответы

Регистрация лесопользователей

В каком органе государственной налоговой службы должен стать на учет лесопользователь, если кроме обязанностей по представлению налоговых расчетов и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) сбора на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы?

Согласно п. 7.1 Порядка № 1588 если в соответствии с законодательством у налогоплательщика кроме обязанностей по представлению налоговых деклараций (расчетов, отчетов) и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) налогов, сборов на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, такой налогоплательщик обязан стать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе государственной налоговой службы.

Пунктом 8.3 указанного Порядка предусмотрено, что если у налогоплательщика происходит регистрация, создание или открытие объекта налогообложения на территории административно-территориальной единицы, где он не состоит на учете, то такой налогоплательщик обязан стать на учет по неосновному месту учета в органе государственной налоговой службы по местонахождению такого объекта в порядке, определенном разделом VII этого Порядка.

При этом п. 8.2 раздела VIII Порядка № 1588 установлено, что объектами налогообложения и объектами, связанными с налогообложением или через которые осуществляется деятельность (далее — объекты налогообложения), являются имущество и действия, в связи с которыми у налогоплательщика возникают обязанности по уплате налогов и сборов. Такие объекты по каждому виду налога и сбора определяются согласно соответствующим разделам Налогового кодекса.

Порядок взимания сбора за специальное использование лесных ресурсов регламентируется разделом XVIІ этого Кодекса.

Согласно ст. 329 Налогового кодекса плательщиками сбора определены лесопользователи — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право бесплатно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица — предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного билета или лесного билета) либо в соответствии с условиями договора долгосрочного временного пользования лесами.

Лесопользователи ежеквартально составляют расчет сбора нарастающим итогом с начала года по установленной форме и представляют его в орган государственной налоговой службы по местонахождению лесного участка в сроки, определенные для квартального налогового (отчетного) периода (п. 334.2 ст. 334 этого Кодекса).

Таким образом, если у плательщика сбора кроме обязанностей по представлению налоговых расчетов и/или начислению, удержанию или уплате (перечислению) сбора на территории административно-территориальной единицы по своему местонахождению возникают такие обязанности на территории другой административно-территориальной единицы, то такой налогоплательщик обязан стать на учет по такому неосновному месту учета в соответствующем органе государственной налоговой службы, а именно по местонахождению лесного участка. Если лесопользование осуществляется на нескольких участках, относящихся к разным административно-территориальным единицам, лесопользователи должны стать на учет по таким неосновным местам учета в каждом соответствующем органе государственной налоговой службы по местонахождению лесных участков.

 

Исчисление сбора при повышении ставок сбора

Лесохозяйственное предприятие осуществляет выдачу специальных разрешений на использование лесных ресурсов в 2012 г. — лесорубных билетов, в которых указывает сумму сбора за специальное использование лесных ресурсов. По каким ставкам необходимо исчислять сбор в случае их повышения?

Ставки сбора за специальное использование лесных ресурсов, а именно за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород, установлены ст. 331 Налогового кодекса.

Согласно п. 14 раздела I Закона № 4235 пункты 331.1 и 331.2 ст. 331 Налогового кодекса изложены в новой редакции, в соответствии с которой увеличены ставки сбора за заготовку древесины основных и неосновных лесных пород на индекс промышленных цен (111,3%). В разделе II «Заключительные положения» Закона № 4235 отмечено, что он вступает в силу 1 января 2012 г.

В соответствии с п. 332.2 ст. 332 Налогового кодекса сумма сбора исчисляется субъектами лесных отношений, которые выдают специальные разрешения, и указывается в таких разрешениях.

Таким образом, лесохозяйственное предприятие, осуществляющее выдачу специальных разрешений на специальное использование лесных ресурсов, а именно лесорубных билетов на 2012 г., указывает в билетах сумму сбора, исчисленную в соответствии со ставками, определенными Законом № 4235.

  

Плательщик единого налога является плательщиком сбора

Лесохозяйственное предприятие выдало специальное разрешение — лесорубный билет плательщику единого налога, находящемуся на упрощенной системе налогообложения. Нужно ли ему уплачивать сбор за специальное использование лесных ресурсов?

Согласно ст. 329 Налогового кодекса плательщиками сбора определены лесопользователи — юридические лица, их филиалы, отделения, другие обособленные подразделения, не имеющие статуса юридического лица, постоянные представительства нерезидентов, получающие доходы из источников их происхождения из Украины или выполняющие агентские (представительские) функции в отношении таких нерезидентов или их учредителей, физические лица (кроме физических лиц, имеющих право бесплатно без выдачи специального разрешения использовать лесные ресурсы в соответствии с лесным законодательством), а также физические лица — предприниматели, осуществляющие специальное использование лесных ресурсов на основании специального разрешения (лесорубного билета или лесного билета) либо в соответствии с условиям договора долгосрочного временного пользования лесами.

Вместе с тем в перечень налогов и сборов, за которые плательщиками единого налога не осуществляется начисление, уплата и представление налоговой отчетности, не включен сбор за специальное использование лесных ресурсов (п. 297.1 ст. 297 Закона № 4014).

Следовательно, начиная с 1 января 2012 г. сбор за специальное использование лесных ресурсов уплачивают также и плательщики единого налога.