Юридическая практика
Тема: НДС

Излишне уплаченная сумма НДС возмещается не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты

Суть дела. Для обоснования действий по списанию с личного счета плательщика налога сумм бюджетного возмещения орган ГНС отмечает, что подтверждающие документы бюджетного возмещения ООО «Л» не предоставлены, кроме того им заявлена сумма НДС к бюджетному возмещению после 1095 дней со дня возникновения права на такое возмещение.

По мнению субъекта хозяйствования, заявление на бюджетное возмещение суммы НДС подано без нарушения сроков, поскольку ООО «Л» после возникновения переплаты суммы НДС в дальнейшем не смогло возместить эту сумму в счет погашения налоговых обязательств этого налога в следующих налоговых периодах в связи с тем, что не занималось хозяйственной деятельностью.

Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию органа ГНС, отметил следующее.

В результате непредоставления подтверждающих документов о возмещении НДС на запрос налогового органа и ненахождения по юридическому адресу ООО «Л» органом ГНС принято решение о списании со счета плательщика налога сумм бюджетного возмещения по НДС.

Не соглашаясь с такими действиями органа ГНС, ООО «Л» обратилось в суд с иском о признании недействительным решения налогового органа о списании со счета плательщика налога сумм бюджетного возмещения НДС и вынуждении органом ГНС совершить определенные действия, а именно восстановить в учете на лицевом счете ООО «Л» бюджетное возмещение по НДС и засчитать недоимку в счет бюджетного возмещения без определения штрафной санкции и пени за нарушение срока уплаты налога.

Решением суда первой инстанции иск ООО «Л» удовлетворен частично, а именно признано недействительным решение органа ГНС, в другой части исковых требований отказано. При этом суд первой инстанции исходил из того, что  уменьшение суммы переплат субъекта хозяйствования по НДС в связи с истечением сроков исковой давности нарушает требования Закона об НДС и Закона № 2181, поскольку заявление о возмещении НДС истец подал в пределах 1095 дней, установленных пп. 15.3.1 п. 15.3 ст. 15 Закона № 2181. Списание указанной суммы законом не предусмотрено.  В части требований по  вынуждению истца  совершить действия суд первой инстанции указал на отсутствие доказательств  подтверждения налоговым органом суммы бюджетного возмещения, учитывавшейся на лицевом счете плательщика налога как переплата, чего требует пп. 7.7 ст. 7 Закона об НДС.

Однако суд апелляционной инстанции, согласившись с позицией органа ГНС, принял новое решение, которым решение суда первой инстанции отменил и в удовлетворении иска налогоплательщику отказал.

Считая, что решения судов первой и апелляционной инстанций приняты с нарушением норм материального и процессуального права, ООО «Л» обратилось в ВАСУ с кассационной жалобой, в которой просит указанные решения судов отменить и принять новое решение, которым удовлетворить иск субъекта хозяйствования в полном объеме.

По результатам рассмотрения жалобы ВАСУ пришел к выводу, что она не подлежит удовлетворению, учитывая следующее.

Согласно п. 1.8 ст. 1 Закона об НДС  бюджетное возмещение — сумма, подлежащая возврату плательщику налога из бюджета в связи с излишней уплатой налога в случаях, определенных этим Законом.

Порядок определения суммы налога, подлежащей уплате (перечислению) в Госбюджет Украины или возмещению из Госбюджета Украины (бюджетному возмещению), и сроки проведения расчета определены п. 7.7 ст. 7 Закона об НДС.

Так, согласно пп. 7.7.1 указанного пункта сумма налога, подлежащего уплате (перечислению) в бюджет или бюджетному возмещению, определяется как разность между суммой налогового обязательства отчетного налогового периода и суммой налогового кредита такого отчетного налогового периода.

В соответствии с пп. 7.7.4 этого пункта плательщик налога, имеющий право на получение бюджетного возмещения и принявший решение о возврате полной суммы бюджетного возмещения, представляет соответствующему налоговому органу налоговую декларацию и заявление о возврате такой полной суммы бюджетного возмещения, которая отражается в налоговой декларации. При этом плательщик налога в пятидневный срок после представления декларации налоговому органу представляет органу Госказначейства Украины копию декларации с отметкой налогового органа о ее принятии для ведения реестра налоговых деклараций в разрезе плательщиков.

Учитывая нормы пп. 7.7.5 вышеуказанного пункта, в течение 30 дней, следующих за днем получения налоговой декларации, налоговый орган проводит документальную невыездную проверку (камеральную) заявленных в ней данных. При наличии достаточных оснований считать, что расчет суммы бюджетного возмещения был произведен с нарушением норм налогового законодательства, налоговый орган имеет право в течение такого же срока провести внеплановую выездную проверку (документальную) плательщика для определения достоверности начисления такого бюджетного возмещения.

Налоговый орган обязан предоставить органу Госказначейства Украины заключение с указанием суммы, подлежащей возмещению из бюджета.

По результату рассмотрения дела судами установлено, что на лицевом счете плательщика налога учитывалась переплата по НДС, которая образовалась за счет отрицательных значений этого налога согласно представленным в налоговый орган декларациям по НДС за предыдущие налоговые периоды. Указанные суммы заявлены ООО «Л» для направления в счет платежей следующих периодов.

Из материалов дела следует, что последняя проверка субъекта хозяйствования по вопросам правомерности возмещения НДС проводилась до формирования отрицательного значения суммы НДС (возникновения переплаты НДС), а в дальнейшем ООО «Л» уведомило орган ГНС о прекращении деятельности предприятия и увольнении рабочих во главе с директором в связи с незаключением договоров.

На запросы контролирующего органа с требованием предоставить подтверждающие документы для проверки законности заявленного возмещения субъектом хозяйствования требование органа ГНС не выполнено,  подтверждающие документы о возмещении НДС не предоставлены. Предприятие по юридическому адресу не находится, что подтверждено актами  проверки местонахождения ООО «Л».

Положениями пп. 15.3.1 п. 15.3 ст. 15 Закона № 2181 установлено, что заявления на возврат излишне уплаченных налогов, сборов (обязательных платежей) или на их возмещение в случаях, предусмотренных налоговыми законами, могут быть  поданы не позднее 1095 дня, следующего за днем осуществления такой переплаты или получения  права на такое возмещение.

Однако налогоплательщик правом на бюджетное возмещение в пределах вышеуказанного срока не воспользовался, а в дальнейшем не осуществлял хозяйственную деятельность.

В материалах дела также отсутствуют доказательства подтверждения актом документальной невыездной (камеральной) проверки или внеплановой выездной (документальной) проверки суммы НДС, которая задекларирована плательщиком налога к возмещению и учитывалась на лицевом счете истца как переплата в спорный период.

Таким образом, действия органа ГНС по списанию со счета плательщика налога сумм бюджетного возмещения по НДС являются обоснованными и согласуются с нормами законодательства Украины.

Учитывая указанное, ВАСУ, рассмотрев кассационную жалобу ООО «Л», принял решение об оставлении ее без удовлетворения, а решение суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска — без изменений.


Владислав КОЧКАРОВ,
директор Департамента правовой работы ГНС Украины

Виталий КЕМИНЬ,
главный государственный налоговый инспектор отдела
представительства интересов органов ГНС в судах кассационной
инстанции и обобщения судебной практики Юридического управления