Новости

Улучшение налогового сервиса

ГНС Украины и Нацбанк Украины планируют обеспечить плательщикам более комфортные условия для осуществления расчетов с бюджетом.

Создание для субъектов хозяйствования индивидуальных налоговых кабинетов — не далекая перспектива, а намерения, которые налоговики собираются претворить в жизнь уже в ближайшее время. «Плательщик должен иметь свободный доступ к информации о наличии объектов налогообложения, суммах начисленных платежей, а также возможность перечислять денежные средства на соответствующие счета независимо от места своего нахождения», — отметил заместитель Председателя ГНС Украины Сергей ЛЕКАРЬ во время рабочего совещания с представителями Нацбанка Украины.


Идентификация плательщиков в режиме онлайн, возможность выполнения налоговых обязательств, проверки данных в отчетных документах и получения различных справок от органов ГНС в дистанционном режиме — так сформулирована цель, над достижением которой налоговики работают совместно с банкирами. «Зачем, скажем, направлять субъектам бизнеса уведомления стандартным способом, если это можно сделать с помощью новейших технологий... К тому же, мы должны сделать так, чтобы функция по уплате налогов была доступной и удобной для плательщика. Это упрощает отношения между налогоплательщиком и государством», — подчеркнул Сергей Лекарь.

Для создания идентификационной карточки налогоплательщика, предложенной специалистами Нацбанка Украины, необходим выпуск современных смарт-карточек с операционной системой, файловой структурой, криптографическими алгоритмами и т. п. Авторизация клиента происходит в два этапа: докарточный, для чего используется пин-код, и непосредственное взаимодействие карточки с базами данных, возможность выполнения предусмотренных ею опций. «Взаимное распознание смарт-карточки клиента и модуля безопасности происходит на уровне сложных криптографических алгоритмов, и сразу устанавливается защищенный канал связи», — объяснил начальник управления технологии розничных платежей Нацбанка Украины Борис Дяченко. По его словам, в дальнейшем уже не важно, какими каналами связи соединены между собой карточка и устройства, с которыми она контактирует, а также место нахождения баз данных или прикладного сервера.

Банкиры рекомендуют налоговикам при налаживании общения с плательщиками в режиме онлайн взять на вооружение по крайней мере два инструмента, разработанных и введенных специалистами Нацбанка Украины:

  • процессинговый центр, предназначенный для управления регламентами, элементами безопасности и т. п.;
  • интернет-терминал, используемый для осуществления платежных операций из любой точки доступа к компьютеру.

Остальное можно приобрести на коммерческих началах.

Смарт-карточка имеет встроенный электронный модуль — чип, соответствующий требованиям ІSO 7816. Операционная система, прикладное программное обеспечение разрабатывались по спецификациям Нацбанка Украины. Операционная система позволяет строить иерархическую файловую структуру с разными типами файлов и механизмами доступа к ним, например внутренним, внешним или комбинированным.

В стандартном выполнении смарт-карточка имеет вид обычной банковской карточки, но по желанию заказчиков она может иметь форму MicroSD или флеш-памяти USB.

«Какой будет идентификационная карточка налогоплательщика — решать вам. Технологии с надлежащим уровнем безопасности, с помощью которых можно обмениваться данными на расстоянии, на территории Украины успешно работают», — обратился к налоговикам директор генерального департамента регулирования деятельности платежных систем на территории Украины Виктор Кравец. По его мнению, после внедрения этих технологий автоматически будут сняты вопросы, возникающие, если нельзя идентифицировать того, кто произвел платеж, или наоборот, если плательщик неправильно заполнил банковские реквизиты.

Предложения, касающиеся вида идентификационных карточек и их содержательного наполнения, налоговики подадут в Нацбанк Украины до 1 сентября 2011 г. «Наступило время для максимального улучшения налогового сервиса. Если мы стремимся, чтобы в нашем государстве, как в Европе, не было разделения на взимание и взыскание налогов, то, обслуживая плательщиков, должны делать ставку на качество», — подытожил Сергей Лекарь.


Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua