Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Первые налоговые шаги советской власти (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11 — 23, 25 — 28/2011)

Контрибуции

Большевистская Россия продолжала агрессию, пытаясь кроме военных действий подорвать и финансовую систему Украинского государства. С этой целью была продлена политика неограниченной эмиссии «дешевых» денег. Это было подтверджено в программе VIII съезда ВКП (б), в которой, в частности, планировалось в будущем ликвидировать деньги вообще, заменить их расчетными знаками, неограниченный выпуск которых должен был стать средством ликвидации буржуазного порядка и создания мировой социалистической федерации.

Среди первых законодательных актов советской власти главное место занимали и декреты по вопросам налогообложения.

После октябрьского переворота 1917 г. вследствие многих объективных причин поступление налогов и других доходов прекратилось. Но уже 7 декабря 1917 г. Совнарком принял декрет, которым вводилось обязательное взимание следующих прямых налогов: подоходного (по окладам, установленным законом от 12 июня 1917 г.), одноразового и налога на прирост прибыли. Причем подоходный налог и налог на прирост прибыли подлежали уплате уже до 15 декабря 1917 г., а одноразовый — равными долями в три этапа: до 15 декабря 1917 г., 1 февраля и 1 апреля 1918 г.

Учитывая неналаженность работы налогового аппарата, декрет обязывал лиц, не получивших окладных писем, вносить налоги с сумм, указанных в декларациях о доходах.

За нарушение установленных сроков уплаты, кроме мер, предусмотренных законами о соответствующих налогах, применялись денежные взыскания и конфискация имущества, а тех, кто умышленно задерживал уплату, заключали в тюрьму на срок до пяти лет. Надзор за взиманием налогов декрет возлагал не только на налоговый аппарат, но и на советы, им же предоставлялось право определять размеры взысканий.

Однако несмотря на принятые меры поступление налогов было незначительным, причем собранные суммы не поступали в центр, а задерживались на местах.

Из-за недостатка денежных средств в центре прежде всего удовлетворялись нужды Петрограда, потому что все понимали, что если революция в Петрограде выживет, она выживет и в провинции. Но провинциям тоже нужно было за что-то жить, поэтому Совнарком дал указание взимать все, что можно, путем контрибуций с местной буржуазии. Такое право было предоставлено местным советам депутатов.

Для этого в провинцию были откомандированы красные комиссары и агитаторы. Выступая перед ними в феврале 1918 г., Владимир Ленин, председатель Совнаркома, подчеркивал: «Доходы Советов равны 8 миллиардам, а расходы — 28 миллиардам. Конечно, при таком положении вещей мы с вами провалимся, если не сможем вытащить эту телегу государственную... Мы скоро проведем в ЦИК закон о новом налоге на имущих, но вы это должны сами провести на местах, чтобы к каждой сотне, набитой во время войны, была бы приложена рука трудящегося».

В 57 губерниях к ноябрю 1918 г. местные советы собрали контрибуции на сумму 816,5 млн. руб. Самые крупные суммы были собраны в Таврийской (105 млн. руб.), Саратовской (52 млн. руб.) и Бакинской (49 млн. руб.) губерниях.

Несмотря на широкие права советов в сфере налогообложения, оно не удовлетворяло даже наиболее острые местные финансовые нужды. Правительство принимало решительные меры по сокращению государственных расходов.

В феврале 1918 г. при Высшем совете народного хозяйства был организован Особый комитет по вопросам сокращения государственных расходов. Кстати, среди первых его мер было уменьшение заработной платы высшим служащим и чиновникам, получавшим высокие оклады, а казначейство прекратило выплату пенсий, превышающих 300 руб. в месяц.

Неорганизованный характер местного налогообложения, которое производилось в основном в форме контрибуций с буржуазии и различных сборов с национализированных фабрик и заводов, неблагоприятно сказывалось на финансовом положении и работе промышленных предприятий. Так, в бюллетене Центротекстиля от 16 августа 1918 г. сообщалось: «Фабрики целых промышленных районов облагаются одновременными сборами, носящими или характер контрибуций, или характер земских и городских налогов, причем в отдельных случаях ставки сборов так высоки, что для уплаты их необходимо приступить к продаже машин или сырья; сырье и готовые изделия текстильной промышленности облагаются в разных местах разными совдепами совершенно произвольно и различными по размерам налогами, устанавливаются сборы за вывоз изделий с фабрик на железную дорогу, за выпуск изделий с железной дороги на фабрику, за выпуск шерсти с мойки, реквизируются ткани и т. д.».

Руководство страны все чаще начинает обсуждать вопрос о переходе от контрибуций к регулярным налогам. Был принят декрет о введении 5-процентного сбора с оборота торговых предприятий, которые обеспечивали население предметами личного пользования и домашнего обихода. Тогда же, в августе 1918 г., был введен одноразовый сбор с частных торгово-промышленных предприятий в фонд обеспечения семей красноармейцев. Он подлежал уплате до 5 сентября 1918 г. в размере месячного заработка работников этих предприятий. За нарушение правил уплаты этого налога взыскивался штраф, который удваивал эту сумму.

(Продолжение следует)