Другие налоги
Тема: Международный опыт

Реформирование налоговой службы — процесс необратимый

Несмотря на существенные отличия законодательных баз разных государств и присущие каждому из них собственные формы и методы администрирования налогов, процесс обмена опытом является мощным стимулом к поискам рационального зерна, которое может прорасти на отечественном грунте. Как свидетельствует история развития налоговых ведомств зарубежных государств, в частности бывших советских республик, новое качество стандартов ведения бизнеса непосредственно зависит от готовности и способности налоговой службы к реформированию. В этом смысле показательным является опыт проведения реформ в странах Балтии.


Модернизация налоговой системы как шаг к ЕС

Во время проведения в Ялте XVIII заседания Координационного совета руководителей налоговых служб — участников СНГ интересной была дискуссия по поводу эффективности объединения в одну службу налоговиков и таможенников. Своим опытом по этому вопросу поделились гости — приглашенные на «налоговый саммит» руководители соответствующих служб Эстонии, Латвии и Литвы.

Главным условием получения членства ЕС для этих стран была модернизация налоговой системы, в частности полная информатизация отношений с налогоплательщиками. С учетом этих реалий постепенно функции администрирования и контроля передавали центральным подразделениям налоговых ведомств и вместе с тем сокращали штаты работников. В регионах остались только структурные подразделения, выполняющие функцию сугубо обслуживания налогоплательщиков.

Чтобы реализовать планы полностью, были приняты решения о переводе плательщиков на представление отчетности в электронном виде. На сегодня налоговые службы стран Балтии — служба государственных доходов в Латвии, объединяющая налоговую и таможенную службы, налоговая и таможенная служба в Эстонии, государственная налоговая инспекция в Литве — владеют обширной многолетней налоговой историей своих плательщиков. Это благоприятно влияет на осуществление оперативного и качественного взаимообмена необходимыми данными как в пределах страны, так и на территории еврозоны. Вместе с тем плательщики получили возможность общаться с налоговой службой бесконтактно.

«Мы достигли почти полной информатизации в общении с налогоплательщиками. Субъекты хозяйствования — юридические лица практически 100% отчетности представляют через Интернет. К тому же и граждане предпочитают именно такой канал связи с налоговой. Результаты недавней кампании декларирования свидетельствуют, что 93% граждан представили декларации по электронной почте. Это не означает, что проблем не существует. Постоянно приходится следить за развитием научно-технического прогресса, анализировать экономические индикаторы, чтобы не допустить создания налогоплательщиками схем минимизации. Стараемся при этом принимать превентивные меры», — рассказал Генеральный директор налоговой и таможенной службы Эстонии Энрико Аав на заседании Координационного совета руководителей налоговых служб СНГ.

Меры жесткие, но эффективные

Впервые за десять лет на ялтинский саммит, целью проведения которого является, в частности, продвижение интеграционных инициатив и реализация решений в сфере налогообложения, принятых на межправительственном и межгосударственном уровнях, пригласили и представителей прибалтийских государств. Сотрудничество с этими странами способствует привлечению положительных наработок общеевропейских принципов налоговой политики. Стратегии развития налоговых служб стран Балтии направлены на полную гармонизацию с законодательством европейского сообщества.

В структуры налоговых служб стран Балтии входит либо финансовая, либо таможенная полиции, наделенные довольно широкими полномочиями. Причем в одной из стран в прошлом году введена жесткая норма по немедленной конфискации изъятых из незаконного обращения ценностей без суда. Выступая на саммите, эффективность этой меры подчеркнул заместитель начальника Государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов Литвы Витаутас Виткявичус. «Руководство Литвы приняло крайне важное решение и внесло поправку в Уголовный кодекс, согласно которой предусмотрена возможность не только осудить за налоговое преступление, но и конфисковать имущество, полученное нелегальными путями и методами, — заявил Витаутас Виткявичус. — Ранее таких прав у фискальных ведомств Литвы не было. Не заставили долго ждать и первые результаты. Только за I квартал текущего года налоговая полиция обнаружила и конфисковала существенную сумму денежных средств. Следует отметить, что налоговая инспекция и налоговая полиция постоянно взаимодействуют между собой. В этом же квартале налоговая инспекция передала четыре подобных факта в налоговую полицию. Разумеется, в обществе такие полномочия фискалов восприняли неоднозначно, поскольку конфискация имущества — жесткая мера. Однако мы избрали этот путь, и результаты оцениваются гражданами положительно».

Обмен информацией — важный элемент контроля

Главными направлениями деятельности налоговых служб стран Балтии является получение государствами стабильных доходов, защищенных от нежелательных экономических колебаний. При этом налоговые системы призваны обеспечить справедливое и пропорциональное распределение налоговой нагрузки, а процесс администрирования налогов — экономическую эффективность деятельности субъектов хозяйствования. Фундаментом для администрирования налогов послужили два основных принципа — добровольная уплата налогов и анализ рисков, то есть работа с налогоплательщиками, не проявляющими лояльного отношения к законам. Эта категория лиц постоянно находится в поле зрения работников налоговых служб, и таких плательщиков принуждают уплачивать налоги.

В странах Балтии введена система налогообложения подарков, действует налог на недвижимость. Следует отметить, что общее количество налогов, взимаемых в прибалтийских государствах, составляет около двух десятков в каждом из государств. Причем ставки этих налогов довольно высокие и превышают действующие в Украине. Например, в Эстонии подоходный налог взимается по ставке 26%. В Литве размеры ставки налога на добавленную стоимость взимаются и уплачиваются по ставке 21%. В Латвии подоходный налог составляет 25%, а НДС — 22%. Ставки акцизов тоже довольно высоки. «Информацией относительно НДС, а также подакцизных товаров мы регулярно обмениваемся со странами ЕС, — рассказала Генеральный директор Государственной службы доходов Латвии Нелия Ездокова. — Что касается НДС, то важно, чтобы наши налогоплательщики могли ознакомиться с фискальными регистрами налогоплательщиков не только своей страны, но и всего Европейского Союза. Поэтому созданы и работают различные системы обмена информацией, что крайне важно для контроля за этим налогом. Они уже полностью отработаны. Но сначала мы прошли путь, которым сегодня идут наши украинские коллеги».

Признаки зрелого общества

По мнению руководителей налоговых ведомств стран Балтии, процессы, происходящие в Украине в области налогообложения, полностью демократические. Ведь демократия — это не вседозволенность и безнаказанность, а прежде всего личная ответственность перед обществом. Добровольная уплата налогов — это неоспоримая черта развитого демократического общества с высокой экономической культурой, способного обеспечить надлежащий общественный контроль за деятельностью фискалов. Этими важными принципами руководствуются работники налоговых служб стран Балтии и уже много чего успели сделать для их воплощения в жизнь.

И хотя фискальные действия правительств, как и в любой демократической стране, время от времени подвергают критике, ни налогоплательщики, ни политики не высказывают замечаний непосредственно в адрес налоговиков. Это свидетельствует о высоком уровне экономической культуры и толерантности, сформированном в этих государствах.


Елена НИЗОВАЯ,
главный государственный налоговый инспектор отдела массово-
разъяснительной работы и обращений граждан ГНА в АР Крым