Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Финансовая и налоговая политика во времена украинской государственности (1917—1919 гг.) (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11 — 23, 25— 27/2011)

От правительства П. Скоропадского к Директории 

31 июля 1918 г. была введена государственная винная монополия. Планировалось, что к январю 1919 г. Украинская Держава получит 528 млн. крб. прибыли от ее введения. Продажная цена 40-градусной водки устанавливалась в размере 200 крб. за ведро или 10 крб. за бутылку. Все частные запасы спирта должны были передаваться в Государственную казну, которая устанавливала на него цены. Так, цена на спирт первого сорта составляла 10 крб. за ведро, на сырой спирт — 8 крб., на спирт третьего сорта для производства денатурата — 6 крб.

Среди других косвенных налогов были введены акцизы на виноградное вино, чай, значительно повышены акцизы на пиво, дрожжи, папиросные гильзы, табачную бумагу, спички, продукты нефтепереработки.

Значительным было повышение акциза на табак (250 — 532 крб. с 1 пуда желтого табака и 25 крб. 60 коп. — 64 крб. с 1 пуда махорки). Введение акциза на табак дало 148 млн. 380 тыс. крб. прибыли, тогда как все косвенные налоги, не учитывая винной и сахарной монополий, составляли 180 млн. 591 тыс. крб.

Основной причиной неудовлетворительного поступления косвенных налогов был товарный голод. Например, акциз с чая дал всего 1  млн. 207 тыс.  крб., потому что чай в Украине не производился, а акциз на продукты нефтепереработки — совсем незначительную сумму в 120 тыс. крб., что было обусловлено прерванными связями с бакинскими нефтяными районами из-за гражданской войны в России. Поэтому керосина в частной продаже не было, а нефтепродукты, поступавшие из Галиции, распределялись государством централизованно.

Еще одним источником пополнения бюджета были таможенные сборы. Наиболее значительными импортерами товаров из Украины были центральные европейские государства, к которым применялись таможенные ставки 1904 г. Таможня дала 51 млн.  грн., из которых на долю Германии и Австро-Венгрии приходилось 40 млн. грн.

Таким образом, за 7,5 месяца в условиях войны и разрухи ситуация в Украине начала стабилизироваться, воцарились относительное спокойствие и порядок, налоги начали поступать ежемесячно во все больших суммах. За короткое время П. Скоропадский и его правительство смогли значительно оздоровить финансовую систему Украинской Державы, укрепить денежное обращение.

Одним из признаков независимости финансовой системы страны и барометром ее надежности является состояние государственного бюджета. Формировать государственный бюджет правительство Павла Скоропадского взялось еще с первых дней существования Гетманата. Эта работа оказалась нелегкой. В начале мая 1918 г. министерство финансов приказало всем ведомствам до 7 июля направить ему свои финансовые сметы. В них должны были фиксироваться расходы за последний период прошедшего года и прибыль как всех ведомств, так и Государственной казны с 1 января 1918 г. Однако необходимые сметы на рассмотрение специально созданной Бюджетной комиссии поступили только в конце сентября.

Вопреки всем трудностям, возникшим в процессе работы указанной комиссии, именно при Гетманате был сформирован полный государственный бюджет Украинского Государства. По данным Энциклопедии украиноведения, общая сумма расходов была равна 5 млрд. 346 млн. 735 тыс. крб., из которых обычных — 4 млрд. 352 тыс. крб., чрезвычайных — 1 млрд. 81 млн. 383 тыс. крб. А дефицит в 2 млрд. 79 млн. 5 тыс. крб., как указывается в энциклопедии, должен был покрываться выпуском серий билетов Государственной казны на сумму 1 млрд. 4 млн. 650 тыс. крб. и другими кредитными операциями на сумму 1 млрд. 92 млн. 355 тыс. крб.

Так благодаря добросовестной и квалифицированной деятельности многих специалистов правительственных учреждений Украинской Державы, в частности ее министерства финансов, удалось наладить отечественную денежную систему. Государство получило стабильный и реальный бюджет.

Успешная, глубоко взвешенная и последовательная государственная политика в финансовой сфере позволила создать в 1918 г. устойчивую национальную валюту, поддержать стабильность отечественной денежной системы и обеспечить ощутимые тенденции к экономическому возрождению страны.

Однако воплотить все планы в жизнь правительству П. Скоропадского не удалось. Вследствие антигетманского восстания в ноябре 1918 г., охватившего большую часть территории Украины, к власти пришла Директория во главе с В. Винниченко и С. Петлюрой.

14 декабря 1918 г. П. Скоропадский сложил полномочия перед правительством и официально передал их Директории. Украинская Гетманская Держава перестала существовать. Историческую нишу заняла снова Украинская Народная Республика. В наследство Директория получила полную казну. Вопреки всем обвинениям Павел Скоропадский, отъезжая в эмиграцию, не взял ни копейки из государственных запасов.

Через два месяца казна стала пустой, а Украина была втянута в бессмысленную войну на четыре фронта — против красных, белых, поляков и румын. Конечно, в такой ситуации заботиться о государственном бюджете и налоговой политике никто уже не мог.

Министерство финансов Директории во главе с Б. Мартосом продолжило начатый его предшественниками курс на полное отделение отечественной денежной системы от российских ценных бумаг. Законом УНР от 6 января 1919 г. Директория прекратила обращение российских денежных знаков на Украине, предложив населению до 26 января 1919 г. обменять российские деньги на украинские по курсу 90 копеек за 1 руб. (со временем эквивалент изменялся до 75 и 50 копеек).

Однако уже 14 декабря 1918 г. Директория должна была осуществить неограниченную эмиссию денежных знаков и до 5 февраля следующего года (день занятия красными войсками Киева) выпустила в обращение свыше 1 млрд. грн. Причем для создания золотого фонда для украинской валюты правительство Директории должно было изъять золото из ювелирных магазинов и банков.

Вместе с тем, заботясь о культуре, Директория предоставляла многочисленные льготы в ее налогообложении. Так, 15 декабря 1918 г. Советом Министров Украинской Народной Республики был принят Закон «О государственной и городской оплате украинских культурно-просветительских спектаклей», который вскоре был упразднен из-за необходимости доработки. По этому закону все театральные зрелища с точки зрения налогообложения делились на три большие группы, а некоторые из них освобождались от налогообложения: «а) всякого рода украинские спектакли [...], б) сельськие народные спектакли, в) рабочие спектакли, г) кинотеатральные спектакли, в которых всегда демонстрируются фильмы с украинскими надписями, и театральные спектакли».

(Продолжение следует)