Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Финансовая и налоговая политика во времена украинской государственности (1917—1919 гг.) (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11 — 23, 25, 26/2011)

Правительство Павла Скоропадского

Весной 1918 г. состояние экономики Украины было катастрофическим. Добыча угля в марте упала до 60 млн. пудов (в марте 1917 г. добывалось 154 млн. пудов). Металлургические заводы в апреле 1918 г. простаивали — не было топлива, и почти все они объявили о своем закрытии.

Поскольку денег на зарплату не было, численность работников в металллургической отрасли уменьшилась до 90 тыс. человек (в 1916 г. в металллургической промышленности работало 257 тыс. рабочих). В аграрном секторе сахарной свеклой было засеяно на 63,7% меньше площадей по сравнению  с 1913 г. Между прочим, сахар и металл были той основой, на которой Украина собиралась строить финансовое и экономическое благополучие.

П. П. СкоропадскийПри таком экономическом упадке к власти 28 — 29 апреля 1918 г. пришел П. П. Скоропадский, провозглашенный Гетманом всей Украины. Его правительство начало активную работу по развитию Украинской Державы. Министром финансов был назначен известный финансист и экономист А. Ржепецкий. Работники Министерства финансов подразделялись квалификационно на разряды, от чего непосредственно зависела, в частности, их заработная плата, уровень которой на то время был довольно высоким. Так, в Департаменте косвенных налогов служащие 1-го разряда получали ежемесячно жалованье в 300 руб., 2-го разряда — 250 руб., 3-го разряда — 200 руб.

Одной из главных задач перед Гетманатом стала стабилизация национальной валюты и урегулирование финансовой системы Украины. С первых дней существования Украинской Державы гетман провозгласил, что финансовой единицей в Украине будет карбованец, но уже 31 мая 1918 г. правительство было вынуждено официально ввести в обращение гривни. Одна гривня была равна половине (0,5) гетманского карбованца (1 крб. = 2 грн.).

Правительство сумело заинтересовать Германию в печатании украинских денег в Берлине. Это значительно повысило их качество  и защищенность от подделок. Заказ был размещен на 11,5 млрд. грн. кредитными билетами и на 1 млрд. грн. сериями Государственной скарбницы. Инфляцию удалось сдержать.

Одновременно с указанными дензнаками в Украине с июля 1918 г. согласно постановлению Совета Министров Украинского Государства в обращении появились почтовые разменные марки, получившие название шагов. 100 шагов равнялись 1 гривне, а 200, соответственно, 1 карбованцу. В обращении на рынке находилось приблизительно 71,5 млн. шагов. Печатались шаги до конца Гетманата в Киеве и Одессе.

Значительно влияли на финансово-экономическое состояние Украины также внутренние и внешние политические условия того времени. Правительство П. Скоропадского должно было выполнять все обременительные соглашения Брестского договора, заключенного еще Центральной Радой, и проводить собственную линию в руководстве страной в условиях расположения на ее территории «союзнического» войска было нелегко. И все же Скоропадскому и его соратникам это удалось. Одним из важных шагов для Гетманата стало подписание 15 мая 1918 г. договора в сфере финансов между Украинской Державой, Германией и Австро-Венгрией. Переговоры об обменном курсе между карбованцем и валютами этих стран проходили в очень напряженной обстановке.

Несмотря на давление со стороны центральных государств Европы украинской делегации удалось договориться об установлении довольно выгодного для Украины эквивалентного денежного соотношения. В соответствии с соглашением обменные курсы составляли: 1 австро-венгерская крона была равна 1 украинской гривне (то есть 0,5 крб.), а 0,665 немецкой марки — 1 украинской гривне. Осенью 1918 г. за 1 гривню давали уже 6 — 8 немецких марок.

Металлургическая промышленность Донбасса. Начало ХХ ст.Таким образом, украинская денежная единица «привязывалась» к крепкой европейской валюте, что в определенной мере страховало ее от возможного инфляционного кризиса. К тому времени украинская гривня была одной из наиболее стабильных валют в Европе. Впервые в экономической истории для стабилизации национальной валюты был использован не золотой запас, которого Украинская Держава не имела, а природные ресурсы Украины — сахар, зерно, уголь.

Введя национальную валюту, правительство гетмана взяло курс на постепенное изъятие российских денежных знаков. Ведь к тому времени в стране в обращении было около  10 — 15 млрд. руб. К декабрю 1918 г. планировалось постепенно изъять эти деньги из обращения, а остатки обменять на украинские гривни. Параллельно изымались и фальшивые билеты по 100 крб., которые подпольно печатались в РСФСР для подрыва финансов Украинской Державы. До 1 ноября 1918 г. все фальшивые сотни были обменены на другие денежные знаки.

В сфере налоговой политики гетманское правительство сначала повысило ставки прямых налогов и пошлин. 30 сентября в три раза были повышены ставки поземельного налога, а также на 50% увеличены ставки основного промышленного налога с торговых предприятий. Был оставлен налог на прирост прибыли, однако по просьбе промышленников он был снижен до 75% для подотчетных предприятий и до 40%  — для неподотчетных.

Законом от 10 сентября 1918 г. в полтора раза был повышен сбор с денежных капиталов: с каждых 100 крб. — от 20 до 30 коп. (раз в полгода). В соответствии с этим же законом в два и в три раза были повышены ставки гербового сбора, а в ноябре еще больше повысились почтово-телеграфные тарифы, был введен налог на недвижимое имущество.

Однако наполнение доходной части бюджета украинского казначейства за счет прямых налогов было очень незначительным. Подоходный и промышленный налоги собирались очень тяжело, а поземельный почти совсем не поступал. Прибыль по некоторым видам налогообложения обсчитывалась в сотнях тысяч, тогда как расходы составляли сотни миллионов рублей.

В такой ситуации большой эффект дало повышение ставок косвенных налогов. Во-первых, была введена сахарная монополия (30 мая 1918 г.). Украина считалась основным производителем сахара в Европе. Много сахара (до 3 млн. пудов) контрабандой вывозилось в Россию, где на него цена была значительно выше, много сахара разворовывалось австро-немецкими войсками. Теперь государство брало процесс распределения сахара под свой контроль. Причем распределением сахара занималось не министерство продовольствия, а министерство финансов. Весь сахар-песок закупался государством по соизмеримым с себестоимостью ценам. Продажа производилась казенным управленнием. Цены были установлены в законодательном порядке. Введение монополии на сахар позволило государству финансировать также сахарные заводы, которые не имели своих оборотных денежных средств. Это дало 355 млн. крб. валовой прибыли. 

(Продолжение следует)