Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Подъем экономического развития в ХІХ веке (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 1122/2011)

В начале XIX в. в Российской империи были введены новые налоги. В частности, с легкой руки воспитанника Петербургской семинарии реформатора Михаила Сперанского в 2 — 3 раза были увеличены подушный и оброчный налоги, установлен подоходный прогрессивный налог с помещиков, новые косвенные налоги, акцизы и пошлины.

Вместе с тем, когда Наполеон предпринял поход на Россию и в Украине начало формироваться ополчение, царь вынужден был издать распоряжение об освобождении ополченцев от уплаты оброчных налогов. Однако победа в войне все вернула «на круги своя».

В годы царствования Александра I были основаны Министерство финансов, Государственное казначейство (должность государственного казначея появилась при Павле I), государственный контроль, комиссия по погашению долгов, повышены все налоги, введен временный подоходный налог с помещичьих усадеб, установлено казенное управление торговлей вином, издано систематичное положение о гербовом сборе. Подушные сборы уже не имели определяющего значения в налоговой системе. В 1823 г., в конце царствования Александра I, они давали только 28,3% всех государственных доходов.

По подсчетам историков, размер подушного налога для отдельных крестьянских хозяйств в середине ХІХ в. был равен приблизительно поденной плате за 120 дней работы. «I день i нiч працювала, — писал в поэме «Сова» Тарас Шевченко, — подушне платила».

Несмотря на то что к взиманию подушного налога правительство привлекало силы местной полиции и специальные войсковые команды, из-за обременительности этого налога для населения из года в год скапливались огромные недоимки. Согласно архивным документам в 1848 г. подушное было собрано всего лишь с 1/5 всех губерний Российской империи, тогда как в других губерниях недоимки составляли 40% запланированного.

Чтобы предотвратить уклонение от уплаты подушного налога, была введена круговая порука (помещиков объявили ответственными за поступление налога с крестьян, зажиточных мещан — с города). В ответ на многочисленные жалобы помещиков о невозможности собирать налоги правительство посоветовало им привлекать к делу родственников и не стесняться в выборе средств, выбивая деньги с мужиков.

В поисках новых путей пополнения казны правительство начало вводить налоги целевого назначения. Такими были сборы на строительство основных магистральных путей, обустройство водных сообщений, для скорейшей уплаты государственных долгов. Последний касался зажиточных дворян. При этом представители знати, которые не состояли на государственной службе, жили за рубежом и тратили там свои доходы, должны были уплачивать вдвое большую сумму.

Был введен сбор за проезд по 23 дорогам, с пассажиров железнодорожных путей, пароходств, с грузовых перевозок. Существовали также паспортные сборы, в том числе на загранпаспорта, пошлины на наследственную собственность, страховые операции и т. п.

Важнейшими финансовыми мерами в годы царствования Николая I было возобновление «питейного» откупа, введение налога на табак, сахар и установление таможенного тарифа.

В 1859 г. была создана комиссия по пересмотру налогов и сборов. Среди мероприятий, проведенных по рекомендациям налоговой комиссии, — замена с 1 января 1863 г. «питейным» акцизом откупного «питейного» сбора; отмена подушного налога с мещан. Вместо него был введен налог на недвижимое имущество в городах, а купцы платили 10% объявленного капитала и делились на три гильдии.

Во второй половине ХІХ в. в связи со стремительным ростом промышленного развития в Росии была проведена финансовая реформа. Кроме того, были введены акцизы — на производство спиртных напитков (в 1913 г. они составляли 88% окончательной цены), на сахар (39% цены), соль, керосин, спички, табак и папиросную бумагу. Из Украины как главного поставщика сахара, табака и водки в имперский бюджет поступало 30 — 60% акцизов.

В 1867 г. все оброки крестьян были преобразованы в выкупные платежи за полученную землю сроком на 44 года. В 1875 г. установлен государственный поземельный налог — единственный налог, который уплачивали со своих земель помещики-дворяне. В 1880 г. под влиянием общественного мнения был отменен один из самых тяжких для населения налогов — налог на соль, изданы новые уставы о сборах за право торговли и с промыслов, гербовый сбор, акциз на сахар, изменен таможенный тариф, присоединен к общегосударственному государственный земский сбор (из которого, собственно, и возник особый государственный поземельный налог), установлены сборы со страхования, пассажирских билетов и грузов.

В 1879 г. вместо налоговой комисии была основана новая комиссия для обсуждения предложений об отмене подушного налога.

В 1887 г. подушная подать с крестьян была заменена поземельным налогом. Однако даже после отмены подушного налога и компенсационных выплат в 1905 г. большую часть жалких крестьянских денег «съедали» косвенные налоги. Чтобы выполнить свои финансовые обязательства, некоторые крестьяне одалживали деньги у зажиточных соседей или, что было характерно для Правобережья, — у ростовщиков. Поскольку проценты отчасти превышали цифру 150, крестьяне, как правило, еще больше увязали в долговой кабале.

Обременительные налоги стали для Украины злободневной проблемой, на которую остро реагировала и интеллигенция. По этому поводу Иван Франко отмечал, что «незалежнiсть полiтична взагалi нiчого не значить для людей порiвняно з внутрiшнiм соцiальним рабством. Яка користь буде для нашого народу з того, що нашi податки замiсть росiянина чи прусака братиме і витрачатиме уряд, який складається з наших власних панiв, які так само, как росiянин i прусак, дбають лише про самих себе, а не про благо народу?»

Однако российское правительство мало проникалось проблемами народа и вводило все новые и новые налоги и формы контроля за поступлениями в бюджет. Именно с этой целью 30 апреля 1885 г. по проекту министра финансов М. Бунге при казенных палатах были введены должности налоговых инспекторов, которые контролировали хозяйственную деятельность и размеры полученных доходов, разоблачали злоупотребления при занижении в отчетах реальной суммы доходов. Вводились также должности налоговых ревизоров, контролировавших деятельность местных учреждений и налоговых инспекторов.

Благодаря этим мерам правительству удалось увеличить налоговые поступления, создать превышение экспорта над импортом, приумножить золотой запас. В 1885 г. были введены рентный налог (5% доходов с денежного капитала и ценных бумаг), 1894 г. — налог на жилище, 1898 г. — система промышленного налога по четырем классам местности и разрядам предприятий. Был также введен дополнительный налог с промышленного капитала и процентный сбор с доходов акционерных и других предприятий (0,15% суммы основных фондов). В 1891 г. появился новый таможенный тариф, который значительно повысил доход государства с таможенных сборов (с 8 до 15% всех государственных доходов).

Однако введение новых видов сборов осуществлялось одновременно с уменьшением прямых налогов. Именно поэтому современники Бунге понимали, что проводимое им реформирование налоговой системы требует немалой смелости и даже самоотверженности, чтобы отважиться на отмену налогов, когда бюджет претерпевал ежегодный большой дефицит.

(Продолжение следует)

Николаевский цепной мост в г. Киеве          Киевская железнодорожная станция