Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Финансовая политика Петра І (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 1120/2011)

Часть 3. Введение подушного налога

После Полтавского поражения 1709 г. и появления указа Петра I от 5 марта 1711 г. о введении должности оберфискала, а особенно с созданием в 1722 г. Малороссийской коллегии налоговая нагрузка на Украину значительно усилилась. Малороссийская коллегия, «даби Малую Россiю к рукам прибрать», фактически отстранила украинскую администрацию от контроля над финансами и налагала все новые и новые налоги деньгами и натурой на содержание российского войска — консистентную повинность (так называемые порции, которые уплачивались ежемесячно на одного воина натурой или деньгами), практиковала реквизиции хлеба, скота, лошадей, набирала людей в «подводы» на строительство оборонительных линий, каналов и т. п. В частности, северную столицу Российской империи Санкт-Петербург строили тысячи украинцев, в 1723 г. было выслано 10 тыс. казаков на Каспийское море строить крепость святого Креста. Вместе с тем в самой Гетманщине «на прокорм» было поставлено 75 российских полков.

Главным налогом всей Российской империи начиная с 1724 г. был подушный. «С указа о подушном налоге, — писал Лев Гумилев, — и родилось мерзкое и отвратительное крепостное право...». «Казаки, — писал Михаил Грушевский, — вместо давней службы обложены подушным налогом, как крестьяне. Казачество было по этому поводу очень недовольно при выборах и тут проявились протесты и желания, чтобы возвращены были старые порядки... Но они не имели успеха».

Введение новой налоговой системы было связано с реформированием армии, которое предусматривало создание нового регулярного войска, а также ликвидацию бывшей системы комплектования и обеспечения войск.

Принципы новой налоговой системы были изложены в указе от 26 ноября 1718 г. Идея распределения суммы, предназначенной на содержание армии, среди определенной группы населения была заимствована Петром I из опыта Швеции. В 80-х годах ХVII в. шведский король Карл ХІ внедрил «поселенную систему», которая одновременно решала проблемы налогообложения, а также содержания и обеспечения армии. Ключевые принципы «поселенной системы», базировавшиеся на идее установления непосредственной связи армии с плательщиками и содержания солдат на средства определенной группы крестьян, были положены в основу налоговой реформы Петра I.

Составляющими этой реформы были перепись населения, проверка представленных списков населения («сказок»), раскладка и размещение полков по губерниям.

В переписные списки — «сказки» заносились данные о мужском населении, «не обходя от старого до самого последнего ребенка», с указанием имени и возраста каждого. Ответственность за подачу «сказок» о помещичьих крестьянах возлагалась на самих помещиков, а при их отсутствии — на приказчиков, старост или выборных крестьян. «Сказки» о дворцовых и церковно-монастырских крестьянах должны были подаваться приказчиками. За утаивание душ от переписи приказчикам, старостам и выборным угрожала смертная казнь.

Проведя большую ревизионную работу, правительство Российской империи получило следующие данные: из 8,2 млн. душ мужского пола, составлявших население империи, подушным налогом облагалось по меньшей мере 5,8 млн. душ, или 71 процент. Таким образом, почти 3/4 мужского населения империи было охвачено системой подушной подати в результате проведения налоговой реформы, что придавало историческое значение важности этого мероприятия.

Заключительным этапом налоговой реформы стала раскладка и размещение полков по губерниям. Этому предшествовала работа по уточнению количественного состава армии и расходов на нее.

Согласно проекту, подготовленному Военной коллегией в 1720 г., расходы на кавалериста составляли 40 руб., а на пехотинца — 28,5 руб. Общие же расходы на сухопутные силы достигали 4 млн. руб. С уточнением количества душ мужского пола изменялся и размер подушного налога. С 1 рубля в 1720 г. он был снижен до 70 коп. в 1725 г.

Подушный налог уплачивало все мужское население государства, кроме дворян, духовенства и государственных служащих. В течение почти ста лет подушная подать была основным прямым налогом в России и составляла около 50 процентов всех доходов бюджета государства.

Интересен тот факт, что в обязанности полкового командира входили надзор над сбором подушной подати и управление поступлением и распределением полученных денег на полковые нужды.

Таким образом, военные принимали участие в работе финансово-налогового аппарата на всех этапах — от сбора подушной подати до ее распределения. Передача денег осуществлялась публично, в присутствии всех офицеров полка. Полученные суммы вносились в приходную полковую книгу. Часть денег направлялась в Военную коллегию (на медикаменты, оружие, сукно и т. п.), остальная часть средств оставалась в полковой кассе, предназначалась для покупки лошадей, фуража, провианта, полковых припасов и т. п. и расходовалась только с ведома офицеров полка.

Говоря об институциях, созданных в ходе налоговой реформы, следует отметить, что сама система налогообложения по душам имела ярко выраженные полицейские черты. Это проявлялось в том, что прикрепление плательщиков к тяглу, месту, где они были занесены в реестр подушного оклада, ограничивало их передвижение, усиливало власть местной администрации и помещиков над ними.

С введением подушной подати возросла роль паспортной системы. Документы, фиксировавшие миграцию крестьян, появились еще в допетровские времена. Однако во времена подворного обложения паспортная система не была обязательной и общей. В начале ХVIII в. новый паспортный режим стал реальностью с введением подушной подати и усилением общих полицейских принципов.

В результате реформы существенные изменения претерпела вся система прямых налогов. Самой важной чертой нового налогообложения стало то, что был введен единый денежный налог, заменивший десятки мелких подворных сборов и повинностей. Подушная подать в розмере 70 коп. взималась более 70 лет. Появление постоянного прямого налога позволило стабилизировать и унифицировать финансы в целом, поскольку правительство в своих расчетах могло опираться на реальные бюджетные данные. Благодаря системе сбора налогов налогообложение стало более гибким и оперативным. В целом налоговая реформа была невиданной по масштабам и суровости для всего населения страны.

Все это и обусловило сохранение подушной системы налогообложения в течение полторастолетнего периода после смерти ее творца. В ХІХ в. с развитием косвенного налогообложения доля подушной подати уменьшилась.

В отличие от своего великого предшественника Петра І его преемники Елизавета и Петр ІІІ не делали никаких отличий между казенной и собственной прибылью. Правительство не имело достоверной информации о состоянии финансовой системы страны. В этот период было введено множество незначительных оброчных статей и разнообразных сборов с разных промыслов, поступления от которых были небольшими. Несколько независимых друг от друга ведомств занимались сбором того или иного налога, специально предназначенного для нужд этого ведомства.

(Продолжение следует)