Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Финансовая политика Петра І (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11 — 19/2011)

Часть 2. Налоговый пресс Российской империи

Налоговый пресс Российской империи ощутили на себе и украинские земли, вошедшие в ее состав. Население Киевской губернии уплачивало в течение 1714 — 1716 гг. более 40 налогов. Для сбора большинства из них были созданы специальные канцелярии: рыбная, медовая, конская, ясачная, мельничная и т. п. Эти сборы назывались «канцелярскими». И хотя они считались мелкими, однако согласно табелю 1716 г. принесли доход в 442 тыс. 836 руб. (что составляло 4 млн. руб. в пересчете на деньги начала XX в.).

Еще одним источником поступлений были различные пошлины и сборы: крепостной (с купчих и залоговых документов, дарственных и долговых обязательств, духовных завещаний, межевых актов и т. п.) и гербовый (использование «орленой», то есть с гербовыми орлами, гербовой бумаги), приносивший ежегодно 15 — 17 тыс. руб. дохода.

Систему классификации налогов того периода можно условно разделить на постоянные (ординарные) и чрезвычайные (экстраординарные) налоги.

Сумма сбора постоянных налогов была неизменной в течение продолжительного периода. Большую часть таких налогов называли «окладными», которые в 1710 г. были включены в общегосударственную бюджетную ведомость — табель и поэтому стали называться «табельными».

Самыми старыми «окладными» налогами были «приказные» налоги, которые взимались в начале ХVIII в. в приказы, а после переименования последних в 1724 г. в колегии еще некоторое время сохраняли свое название. С 1679 г. по 1724 г. взимались «ямские и полоняничные» деньги: по 5 коп. с помещичьих и дворовых крестьян и по 10 коп. — с церковно-монастырских.

Создание новой армии и флота ознаменовалось введением «денег Военного приказа на жалованье драгунам», или «драгунских денег», а также «Адмиралтейского приказа корабельных денег». С 1705 г. «драгунские деньги» стали называться «полуполтинными», поскольку их начали взимать со всех категорий крестьян по 25 коп. с каждого двора.

Вторую группу постоянных налогов составляли налоги на строительство северной столицы Российской империи — Санкт-Петербурга (30 коп. с каждого двора).

Третью группу составляли налоги, которые собирались с отдельных категорий плательщиков (кроме помещичьих крестьян). Так, налог «по однодворческому окладу» (1 — 3 руб. с каждого двора) был самым важным налогом для крестьян южных окраин.

К четвертой группе постоянных налогов относились региональные, местные налоги, направляемые на содержание местной администрации, гарнизонов, на нужды связи и транспорта (почт, ямщиков, дорог и т. п.).

Чрезвычайные, или экстраординарные, налоги также делились на несколько групп.

К первой группе относились различные сборы провианта и фуража на нужды армии. В зависимости от местности, где располагались войска, возникали названия этих сборов: «санкт-петербургский», «рижский», «померанский», «киевский», «азовский» и т. п. Размер провиантского налога менялся в зависимости от цен на продовольствие в отдельном районе. Провиантские и фуражные повинности тяжелым бременем ложились на плечи плательщиков тех уездов, территория которых была отведена под зимние квартиры армии. Например, пребывание армии в 1714 г. обошлось населению Киевской губернии в 109 тыс. руб., что по средним ценам того периода составляло приблизительно 1 руб. 20 коп. с каждого двора.

Ко второй группе экстраординарных налогов относились сборы на поставки рекрутов и коней, требовавшие значительных денежных расходов населения, поскольку деньги собирались на обмундирование, продовольствие и дорожные расходы рекрутов. Каждый рекрут обходился населению не менее чем в 100 руб. За нарушение правил рекрутского набора взимались большие штрафы, общий розмер которых к 1719 г. достиг 936 тыс. руб. Для сравнения: сумма постоянных налогов в 1719 г. по всей стране составляла 1 млн. 400 тыс. руб.

В 1712 г. был введен отдельный налог на строительство Кронштадта, а также налог на содержание мастеровых на строительстве. Работных людей посылали на многочисленные строительства укреплений, каналов, дорог, на заготовку и сплав леса и содержали за счет плательщиков. В одной только Киевской губернии общая сумма годовых налогов, которую уплачивали крестьяне, составляла 4 руб. 18 коп. с каждого двора. Из них на постоянные налоги приходился 1 руб. 64 коп. (или 39,2%), а 2 руб. 54 коп. (или 60,8 %) — на экстраординарные налоги.

В первой четверти ХVIII в. с увеличением налогообложения резко возросла роль местной администрации при сборе налогов, появилось больше возможностей для злоупотреблений чиновников. В архивах сохранились дела о должностных преступлениях, содеянных чиновниками при назначении и сборе налогов.

Для улучшения деятельности местных администраций был создан особый штат комиссаров для наблюдения за сбором текущих налогов и недоимок, а для расследования должностных преступлений — специальные следственные органы — «майорские канцелярии». В 1715 г. был издан указ, поощряющий подачу доносов о злоупотреблениях разных сборщиков, переписчиков «и взятки с кого какие притеснением имели». В указе 1718 г. преступления, связанные с «похищением казны», были причислены к трем тягчайшим наравне с бунтом и изменой, а также покушением на жизнь самодержца.

С первой четверти ХVIII в. начал проявляться кризис подворного налогообложения, охвативший все самые важные элементы этой системы. Огромное количество мелких, разнородных больших и малых, постоянных и временных налогов нуждалось в реформировании, а точнее — унификации.

Вторым существенным недостатком подворного налогообложения была система сбора налогов по дворам. Подворное налогообложение не позволяло увеличивать налоговые поступления и с максимальной полнотой учитывать все платежеспособное население. Учет дворов, а не населения сводил на нет контроль над плательщиками, поскольку в нем не было полной информации о количестве всего населения страны. К тому же многочисленные злоупотребления сборщиков налогов вынуждали правительство Петра I реорганизовать и третий элемент налогообложения — саму систему сбора налогов.

Необходима была такая система, которая бы охватила налогами всех потенциальных плательщиков и одновременно позволила обеспечить эффективное поступление налогов в казну и была бы благоприятной для населения с точки зрения законодателя.

Эту задачу в значительной мере решила налоговая реформа Петра I 1724 г., в результате которой появился единый, сугубо денежный, одинаковый для основных категорий плательщиков подушный налог.

(Продолжение следует)