Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Налоги во времена Великого княжества Литовского (XIV — XV вв.) (продолжение)

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 11/2011, 12/2011)

(часть первая)

Литовский статутВо второй половине XIV в. большинство украинских земель (Волынь, Подолье, Киевщина, Черниговщина) вошли в состав Великого княжества Литовского.

Для содержания великокняжеского двора, администрации, армии, ведения войн и дипломатических сношений нужны были огромные средства. Известно, что в Литовском государстве существовали разные налоги: дань, подымщина, серебщина, посощина, поволовщина, поголовщина, чинш и другие.

В этот период основную массу трехмиллионного населения Украины составляли государственные крестьяне, то есть свободные земледельцы, которые владели государственной землей и были основными налогоплательщиками, выполняли тягловую и воинскую повинности.

Таким образом, главным объектом налогообложения была земля. Платили налоги отдельные крестьянские хозяйства, которые в документах значились под названиями «усадьба», «двор», «дым», «поле», «соха» и другие. Кроме государственных налогов существовали еще и частные, которые зависимое население платило своему феодалу.

Почти до конца XIV в. в Украине налоги взимались без учета качества земли, угодий и состояния того или другого хозяйства. В значительной степени это было вызвано активными боевыми действиями, которые вело Великое княжество Литовское против татар. Лишь разгромив войска Золотой Орды и отбросив их за территорию Украины (литовско-украинские подразделения вышли даже к Черноморскому побережью), великий князь Витовт (1350 — 1430 гг.) сосредоточил управление государством в своих руках, приступил к укреплению и реформированию налоговой системы.

Для этого он повсюду поставил своих наместников, судей, переписчиков населения, сборщиков дани, ревизоров, ключников, которые управляли поветами и волостями. Князь часто бывал в Украине, контролировал работу членов своего правительства. Витовт распорядился, чтобы вся натуральная дань и денежные платежи, собранные с населения, отправлялись в замки крупных городов Украины. Там были построены большие амбары для хранения продуктов, которые принимали замковые ключники, они же выдавали крестьянам квитанции об уплате налогов.

В XV — начале XVI вв. в Украине порядок взимания денежных налогов с сельского населения был детально отработан. Эти платежи преимущественно доводились до всей сельской общины. Села в то время были небольшими: самые большие насчитывали 20 — 40 дворов, меньшие — по 10 — 15 хозяйств и совсем маленькие — от 2 до 5 дворов. Мелкие поселения приписывались к большим селам, образуя сельскую общину. Название общины происходило от главного поселения. Во главе общины стоял выборный староста или атаман (в Галичине — солтис или войт). Они помогали волостному старосте, избиравшемуся на два года, собирать денежные налоги и натуральную дань. За эту службу сельские старосты имели право пользоваться одним ланом земли (от 16,8 до 25 га), не отбывая никаких повинностей.

Сельское население на своем собрании распределяло всю сумму платежей между хозяйствами. При этом учитывались состояние каждого хозяйства, размер надела, наличие скота, инвентаря, количество членов семьи и т. п. Именно община несла ответственность перед правительством за своевременную уплату платежей жителями села. При сборе налогов возникали проблемы уплаты их денежной части. В условиях слабого развития ремесел и торговли, небольшого количества городского населения крестьяне не имели достаточно денег. Рынки были переполнены продуктами сельского хозяйства, а покупателей было мало.

В Украине денежные налоги имели разные названия — «подымщина», «поданье», «посошное», «денежная дань», «дякло». Первое упоминание о взимании денежных налогов литовскими князьями относится к последней четверти XIV в.

Основной налоговой единицей в XV —XVI вв. в Украине была усадьба. Усадьбой называлось отдельное крестьянское хозяйство, владевшее одним или несколькими ланами земли и состоявшее из нескольких дворов. Жители усадьбы (70 — 80 человек) были тесно связаны родственными узами и проживали в 2 — 3 избах. Осенью усадьба выделяла из своих общих запасов зерно, скот, мед, мех для уплаты налогов. Одну часть хлеба и скота отправляли в замки в качестве натуральной дани, другую продавали на рынке, а вырученные деньги шли на уплату денежного поземельного налога. Во время исполнения воинской службы усадьбы освобождались от налогов. Более того, они получали от правительства еще и дополнительные земельные участки.

Для упорядочения налоговой системы правительство периодически проводило перепись населения волостей, городов, сел и дворов. В каждой волости были специальные люди, которые вели учет дополнительно освоенных крестьянами земель и записывали их в реестровые книги. Учет населения был необходим, поскольку не все жители подлежали налогообложению. Крестьяне делились на свободных и закрепощенных. В учетные книги заносились крестьяне, которые пользовались государственными землями и платили налоги. Иногда в эти книги попадало и закрепощенное население, выполнявшее государственные повинности. Освобожденные от государственных платежей закрепощенные крестьяне в книги не записывались. Кстати, именно в результате этих учетов-переписей населения люди получали фамилии.

Община была ответственной за уплату всех платежей, и когда какой-нибудь крестьянин на время уплаты налогов сбегал из села, община должна была коллективно платить за него все платежи. Это обязывало общину и ее старосту внимательно следить за хозяйственной деятельностью каждого крестьянина. Крестьянам запрещалось продавать свои земли и оставлять села. Они были обязаны передавать собственные угодья детям по наследству. Теоретически продать землю крестьянин мог только при условиях, если он рассчитался со всеми денежными и натуральными платежами, выполнил трудовую повинность, засеял свою землю и нашел вместо себя хозяина, способного вести хозяйство и выполнять все повинности. Запрещалось продавать землю боярам, помещикам, мещанам. За этим следили великокняжеские ревизоры, оберегавшие государственные земли, чтобы с них «дань не пропала и плат был».

Еще одну группу населения Украины составляли землевладельцы-феодалы, которые по своему экономическому положению делились на категории.

Самую большую группу мелких землевладельцев составляли бояре. Их хозяйства были небольшими: по 1 — 2 лана земли, которую они обрабатывали собственными силами. Бояре исполняли воинскую службу и освобождались от основных государственных налогов, кроме серебщины и ордынщины. Сословие бояр было ликвидировано в первой половине XVI в. Большинство из них превратилось в обычных государственных крестьян и только незначительная часть пополнила класс средних и крупных землевладельцев, являвшихся политической опорой великокняжеской власти.

Чтобы получить поддержку местной украинской знати, литовские князья вынуждены были идти на разного рода уступки. Привилегии 1413, 1432, 1434 гг. были сведены в 1447 г. в один закон, по которому украинские и белорусские феодалы уравнивались в правах с литовскими и составляли единое сословие — шляхту, освобождавшуюся от налогов за несение воинской службы. В свою очередь, крепостные крестьяне также освобождались от государственных налогов и выполняли только повинности, связанные с сооружением оборонительных укреплений.

Все эти нововведения юридически оформлены в Литовском статуте 1529 г. Написанный на древнеукраинском деловом языке Литовский статут был основным сборником права в Украине с XVI в. до 40-х годов XIX в. и стал источником многих сводов и проектов, в частности русского Соборного Уложения 1649 г.

(Продолжение следует)

«Горячие линии»

Дата: 14 декабря, пятница
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42