Юридическая практика
Тема: Экологический налог

Экологический налог уплачивается налоговым агентом при реализации топлива

Суть дела. Налоговым органом в соответствии с обращением плательщика налога предоставлена налоговая консультация, в которой указано, что налогоплательщик относится к категории налоговых агентов, определенной пп. 241.2.1 п. 241.2 ст. 241 Налогового кодекса, а также при наличии собственных розничных пунктов продажи (АЗС), через сеть которых осуществляется розничная торговля, — к категории налоговых агентов, установленной пп. 241.2.2 этого пункта. Предоставленной консультацией также определено, что обязанностью налогового агента являются исчисление, удержание и уплата в бюджет экологического налога при реализации топлива. Объемы и виды топлива, реализованного налоговыми агентами, подлежат обложению налогом на общих основаниях.

Плательщик налога не соглашается с позицией органа ГНС и решением суда первой инстанции и считает, что ими неправильно применено требование ст. 241 Налогового кодекса об отнесении его к налоговому агенту.

Решение суда. Апелляционный административный суд, поддерживая позицию налогового органа и постановление суда первой инстанции, отметил следующее.

При реализации топлива покупателям (резидентам Украины) у ООО «Е» возник вопрос, должно ли предприятие при реализации нефтепродуктов, предварительно приобретенных у резидента Украины (налогового агента) с уплатой экологического налога, удерживать и уплачивать в бюджет экологический налог, принимая во внимание тот факт, что объемы топлива не изменились. То есть фактически повторно включается в состав стоимости нефтепродуктов экологический налог, начисленный и удержанный первичным продавцом. В связи с этим плательщик обратился в орган ГНС в целях получения налоговой консультации.

Органом ГНС в соответствии с обращением ООО «Е» предоставлена налоговая консультация.

Не соглашаясь с предоставленной консультацией, ООО «Е» обратилось в суд с иском об обжаловании налоговой консультации.

Решением суда первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Не соглашаясь с постановлением суда первой инстанции, ООО «Е» подана апелляционная жалоба, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции при принятии постановления норм материального и процессуального права.

По результатам рассмотрения апелляционной жалобы апелляционный административный суд поддержал позицию налогового органа, учитывая следующее.

Согласно пп. 14.1.172 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса налоговая консультация — помощь контролирующего органа конкретному налогоплательщику по практическому использованию конкретной нормы закона или нормативно-правового акта по вопросам администрирования налогов или сборов, контроль за взиманием которых возложен на такой контролирующий орган.

Налоговая консультация имеет индивидуальный характер и может использоваться исключительно налогоплательщиком, которому предоставлена такая консультация.

Перечень плательщиков экологического налога, объекты и база налогообложения определены в соответствии со статьями 240 и 242 Налогового кодекса.

Анализируя нормы этих статей, суд отметил, что экологический налог уплачивается в соответствии с требованиями пп. 240.1.1 п. 240.1 ст. 240 (при выбросах загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками загрязнения) и п. 240.2 этой статьи (при осуществлении выбросов загрязняющих веществ в атмосферу передвижными источниками загрязнения при использовании ими топлива). То есть установлено дифференцирование плательщиков экологического налога в зависимости от источника загрязнения.

Согласно требованиям ст. 241 Налогового кодекса (в редакции по состоянию на момент предоставления налоговой консультации) налог, взимаемый за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива, удерживается и уплачивается в бюджет налоговыми агентами при реализации такого топлива.

К налоговым агентам относятся субъекты хозяйствования, которые:

осуществляют оптовую торговлю топливом;

осуществляют розничную торговлю топливом (кроме реализующих топливо, приобретенное у субъектов хозяйствования, указанных в пп. 241.2.1 п. 241.2 ст. 241 этого Кодекса).

Анализируя в совокупности указанные нормы Налогового кодекса, суд считает, что обязанность начисления и удержания экологического налога за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ передвижными источниками загрязнения при использовании топлива возлагается на налогового агента. То есть налоговый агент реализует не свое налоговое обязательство, а налоговое обязательство плательщиков — владельцев передвижных источников загрязнения по исчислению, удержанию и перечислению налога в соответствующий бюджет за счет денежных средств плательщика налога.

 Учитывая вышеуказанное, коллегия судей соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что экологический налог уплачивается налоговым агентам плательщиками налога при приобретении топлива, а налоговыми агентами, реализующими топливо, этот налог будет удержан и уплачен в бюджет.

Следовательно, суд апелляционной инстанции соглашается с выводами суда первой инстанции о том, что исковое требование об отмене такой консультации является необоснованным и не подлежит удовлетворению.

Учитывая указанное, апелляционный административный суд по результату пересмотра в апелляционном порядке дела жалобу субъекта хозяйствования оставил без удовлетворения, а решение суда первой инстанции, которым в удовлетворении иска отказано полностью, — без изменений.


Марьяна КУЦ,
начальник отдела экспертизы проектов нормативно-правовых актов,
визирования разъяснений Юридического управления
Департамента правовой работы ГНС Украины,
и Вера СЕМИКОПЕНКО,
главный государственный налоговый инспектор

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42