Новости

Миссия выполнима

Впервые за 20 лет существования налоговой службы разработана стратегия ее развития.

«Сегодня у общества есть запрос на положительные изменения в работе налоговой службы, и для того чтобы получить ожидаемый эффект, ответив на него, мы пригласили к участию в данном процессе одну из наиболее уважаемых международных аудиторских компаний — «PricewaterhouseСoopers», — сообщил Председатель ГНС Украины Александр КЛИМЕНКО на недавней пресс-конференции на тему «Новая модель развития Государственной налоговой службы Украины: исторические реформы в контексте соответствия мировым требованиям».{h}Председатель ГНС Украины Александр КЛИМЕНКО:
«Наше сотрудничество с «PricewaterhouseСoopers» не прекращается, а только набирает обороты. Мы стоим в начале сложного пути — разработать стратегию деятельности налоговой службы на пять лет. И я не сомневаюсь, что результатом такого плодотворного взаимодействия станет улучшение как взаимоотношений с плательщиками, так и бизнес-климата в государстве в целом, и вскоре это ощутят все»{/h} В работе, направленной на преобразование налогового ведомства из фискального в сервисное, были учтены, в частности, международные рейтинги, по которым оценивается инвестиционный климат в нашем государстве. «Кроме того, мы проанализировали факты и факторы, не дающие ей занять высокие позиции в рейтинге Всемирного банка «Paying Taxes», где Украина занимает 175-е место, и сделали выводы», — отметил Александр КЛИМЕНКО. {h}Управляющий партнер «PricewaterhouseСoopers» Борис КРАСНЯНСКИЙ:
«Наша организация помогает Всемирному банку исчислять индекс простоты уплаты налогов. Раньше, когда Украина оказывалась в рейтинге на каком-то из последних мест, нас за это «ругали». Но с приходом Александра Клименко в центральный аппарат ведомства ситуация изменилась: возглавляемая им команда стала первой, кто предложил конструктивно рассмотреть причины, заставляющие украинскую налоговую службу быть среди отстающих, и попытаться устранить их»{/h}


Плательщик — клиент

На основе полученной информации, в том числе от налогоплательщиков, обратная связь с которыми является одним из приоритетных направлений деятельности налоговой, совместно с консультантами «PricewaterhouseСoopers» впервые за время существования ГНС Украины в ее работе было применено стратегическое целеполагание. «Это важно как для бизнеса — чтобы он понимал, какую цель преследует налоговая служба, так и для работников ведомства», — подчеркнул высокопоставленный чиновник.

 По словам управляющего партнера «PricewaterhouseСoopers» Бориса Краснянского, трансформация налоговой службы в Украине направлена в первую очередь на то, чтобы укрепить ее позиции в рейтингах налоговых систем мира, улучшить ее восприятие общественностью и изменить способ взаимодействия со своими клиентами — налогоплательщиками. Подход к разработке программы трансформации был уже неоднократно апробирован на практике, он  аккумулирует все лучшее из международного опыта и может работать в условиях Украины. Сначала были четко определены миссия и видение организации. Последнее — не что иное, как картина будущего, видение руководством ГНС Украины места и роли ведомства в жизни государства через пять лет. Его нужно будет преобразовать из бюрократической в профессиональную организацию, предоставляющую высококачественные услуги.

 Что касается миссии ГНС Украины, то она сформулирована следующим образом: администрировать налоговую систему Украины, предоставлять услуги налогоплательщикам и, как следствие, обеспечить наполнение доходной части бюджета. «Кое-где Украина пошла дальше, чем лидирующие налоговые службы таких стран, как Великобритания, Австралия и т. п. Там наполнение бюджета определено главной целью, а предоставление услуг — скорее как метод ее достижения. Впрочем, в нашей ситуации перевернутая пирамида — не только шаг вперед, но и очень амбициозная цель, поэтому изменения в работе службы должны быть существенными», — считает Борис Краснянский.

Как необходимый фундамент для конкретных действий на основе миссии и видения ведомства разработаны принципы ГНС Украины, а также пять стратегических целей и направлений на 2012 г. Для каждого из этих показателей определены числовые значения, которые необходимо достичь до конца текущего года. Отслеживать же эффективность выполнения целей руководство службы сможет ежеквартально.

Улучшение налогового сервиса

Дальнейшие мероприятия по стратегическому планированию работы ГНС Украины предусматривают установление подобных показателей для региональных подразделений ГНС и возможность отслеживать выполнение целей ежемесячно для того, чтобы в конце года определить общую успешность трансформации службы.

«Налоговая служба, начиная с меня и заканчивая рядовым инспектором, будет неуклонно руководствоваться в своей работе ключевыми показателями деятельности ГНС Украины на 2012 год, — заверил Александр Клименко. — И они позволят четко оценить вклад каждого в процесс обновления службы».

Первым этапом на этом пути главный налоговик назвал уменьшение затрат рабочего времени бухгалтеров на составление и представление отчетности. Сегодня на налоговый учет в Украине тратится 657 часов рабочего времени бухгалтера в год, тогда как среднемировой показатель — 277 часов. «Прежде всего нужно достичь сокращения времени бухгалтера на общение с налоговиками до среднего, то есть в 1,5 раза. Это и есть улучшение сервисной составляющей налоговой службы», — отметил Председатель ГНС Украины.

На вопрос, почему в миссии ГНС Украины приоритетами являются улучшение администрирования платежей и налоговый сервис, он ответил, что реализация именно этих пунктов приведет к желаемым результатам. «Первое — конечно же, продвижение Украины в рейтинге простоты уплаты налогов, второе — повышение ее инвестиционной привлекательности. А увеличение поступлений в бюджет — логическая производная правильного выполнения двух поставленных задач. Для нас важно, чтобы при оценке своих рисков и планов инвесторы выбирали именно нашу страну», — подытожил Александр Клименко.

Принципы работы ГНС Украины

  • Мы понимаем наших клиентов и их нужды, ценим и уважаем их.
  • Мы считаем, что большинство наших клиентов работают честно, и доверяем им.
  • Мы стремимся помогать тем клиентам, которым это необходимо, и неустанно преследуем тех, кто обходит или нарушает налоговое законодательство.
  • Мы создаем условия для профессионального роста и развития наших сотрудников.
  • Мы гордимся ролью нашей организации в жизни общества.

Стратегические темы ГНС Украины на 2012 год

  • Совершенствование системы администрирования налогов и сборов. Внедрение электронных сервисов обслуживания и новых моделей налогового сопровождения крупных налогоплательщиков.
  • Стимулирование инвестиционного климата, роста экономики, создание равных конкурентных условий. Непредвзятое, справедливое применение действующего законодательства, ограничение возможности коррупционных проявлений.
  • Обеспечение стабильного и ритмичного наполнения бюджетов всех уровней.
  • Стабилизация налогового законодательства. Инициирование совершенствования законодательных изменений осуществлять в тесном диалоге с бизнесом и общественностью, находить паритет интересов государства и предпринимателей.
  • Повышение уровня налоговой культуры и ее пропаганда среди всех участников налогового процесса.  

Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

Председатель ГНС Украины Александр Клименко на пресс-конференции