Новости

От учета до отчетности

Автоматизация процессов налогообложения — залог подъема Украины на принципиально иную ступень в рейтинге Всемирного банка «Doing Businness».

Александр КлименкоВ связи с реформированием налоговой службы в Украине недавно состоялось объединение подразделений информационно-аналитического обеспечения процессов налогообложения и регистрации и учета налогоплательщиков. «Именно они в девяти из десяти случаев являются точкой пересечения плательщика с налоговой службой — от постановки на учет до представления отчетности. Наша цель — сделать такое общение максимально эффективным и качественным, способствующим формированию партнерских отношений с плательщиками», — отметил заместитель Председателя ГНС Украины Александр КЛИМЕНКО на семинаре-совещании с руководителями указанных подразделений региональных налоговых администраций.


Оценка эффективности работы

Весь спектр функций технического сопровождения деятельности субъектов хозяйствования возложен на одно структурное подразделение — Департамент информатизации и учета налогоплательщиков ГНС Украины (далее — Департамент).

Для оценки эффективности работы Департамента определены следующие ключевые показатели:

  • количество плательщиков, представляющих отчетность в электронном виде;
  • полнота наполнения Единого реестра налоговых накладных;
  • мониторинг регистрации налогоплательщиков, идентификация возможности их участия в теневом секторе путем создания единой централизованной базы налоговых историй сомнительных плательщиков;
  • достоверность показателей в базах данных;
  • количество циклических контролей, которые вручную составляются в органах налоговой службы на местах.

«Успешное решение этих задач позволит нам устранить имеющиеся недостатки и до конца года выйти на качественно новый уровень организации работы», — считает Александр Клименко. Вообще, по его словам, 2011 г. должен стать переломным в формировании новой налоговой культуры и общественного мнения о налоговой службе и в повышении ее авторитета. «Мы должны преобразовать налоговую службу в высокоэффективный орган государственной власти, способный стимулировать как развитие экономики, так и наполнение бюджета для выполнения государством обязательств перед гражданами», — подчеркнул заместитель Председателя ГНС Украины.

Шаги к совершенству

Главное на этом пути уже сделано: принят Налоговый кодекс Украины, уменьшено количество налогов и снижены их ставки, упрощены процедуры администрирования. Остальное зависит от профессионализма действий самих налоговиков, на которых лежит ответственность за реализацию налоговой реформы.

Еще в І полугодии текущего года руководство службы поставило перед работниками подчиненных подразделений такую задачу: детенизировать экономику путем внедрения системы раннего выявления и ликвидации конвертационно-транзитных групп; достичь баланс в процессе администрирования и возмещения НДС; улучшить налоговый сервис, внедрить новые прогрессивные формы обслуживания плательщиков, ограничить вмешательство в легальный бизнес. Результат не заставил себя ждать: инновационные подходы, внедренные в работу центрального аппарата и ведомства в целом, в январе — июне 2011 г. полностью себя оправдали.

Кстати, Департамент занимает активную позицию по подготовке данных для системы раннего выявления и ликвидации конвертационно-транзитных групп, обеспечения руководства необходимой аналитической информацией. «Президент Украины Виктор Янукович поручил нам принять меры по детенизации экономики для того, чтобы не допустить увеличения фискальной нагрузки на реальный сектор экономики — плательщиков, создающих валовой внутренний продукт, — напомнил присутствующим Александр Клименко. — Поэтому мы должны жестоко наказывать всех, кто пользуется схемами минимизации налоговых обязательств, и контроль за их появлением нужно перенести в режим он-лайн».

Роль Департамента в данном процессе сложно оценить, так как именно для противодействия теневикам вводится понятие налоговой истории. Планируется создать единую информационную базу данных, с помощью которой можно будет бороться с предприятиями — «налоговыми ямами», транзитными фирмами и другими псевдоплательщиками, мешающими полноценному функционированию экономики Украины.

Плюс-минус неизбежность

Вместе с тем спектр услуг, предоставляемых добросовестным налогоплательщикам, следует постоянно расширять. В перспективе — обеспечение бизнесменов возможностью просмотра состояния своих расчетов с бюджетом без посещения налоговой службы, а только через Интернет, и осуществление платежей электронной карточкой.

Пока что оценка работы налоговой системы Украины по сравнению с другими остается неутешительной — 181 место в рейтинге из 183 государств плюс-минус неизбежность. «Минус — низкая позиция нашего государства в рейтинге Всемирного банка «Doing Businness», а позитив от этого только один — дальше падать некуда. Соответственно, мы должны исправить системные ошибки, накопившиеся за 21 год деятельности налоговой службы, и уверенно двигаться дальше в одном направлении — вперед», — подчеркнул заместитель Председателя ГНС Украины.

Директор Департамента Мирослав Лаба привел статистику Всемирного банка по соблюдению налогового законодательства в нашем государстве. В целом на выполние конституционного долга по уплате налогов бизнес тратит 4,5 млрд. грн. в год, что в пересчете на одно предприятие составляет 1550 грн. Что касается количества визитов в налоговую, то в среднем за год бизнес обращается в нее 22 раза, а среднегодовое время, которое субъекты хозяйственной деятельности проводят в инспекциях, составляет 65 часов. «Много это или мало? Я считаю, что много, и задача, которая сегодня стоит перед руководством налоговой и непосредственно Департаментом, — сделать так, чтобы в мировом рейтинге показатели налоговой системы Украины стали лучше, менее затратными, а бизнес — менее чувствительным к действиям налоговиков», — заметил Мирослав Лаба.

Электронная отчетность

Одним из ключевых направлений работы Департамента является привлечение налогоплательщиков к представлению электронной отчетности. Темп взят: если в начале 2011 г. в электронном виде отчитывались около 82 тыс.  предприятий, то на сегодня этот показатель увеличился более чем вдвое — до 170 — 180 тыс. Что касается плательщиков НДС, указанный показатель возрос с 70 тыс.  до 135 тыс., что составляет 56% общего количества плательщиков налога.

Учитывая то, что п. 49.4 ст. 49 Налогового кодекса обязывает налогоплательщиков, относящихся к крупным и средним предприятиям, представлять налоговые декларации в органы ГНС в электронном виде с соблюдением условия регистрации электронной подписи подотчетных лиц, руководство службы поручило Департаменту до конца текущего года увеличить удельный вес субъектов хозяйственной деятельности, которые отчитываются так, до 85%. С одной стороны, планка достаточно высока, с другой — есть регионы, приблизившиеся к ней вплотную, в частности Донецкая, Луганская, Ривненская области.

Функционирование баз данных

Единый реестр налоговых накладных — прекрасный механизм для администрирования НДС, предотвращения формирования фиктивного налогового кредита. Налоговая служба и раньше имела возможность выявлять схемы уклонения от уплаты налогов путем анализа приложения 5 к декларации по НДС, но информация об этом поступала ей со значительным опозданием. «За два-три месяца, которые проходили от начала неправомерной деятельности до ее прекращения, бюджет мог понести немалые потери. Вместо этого реестр налоговых накладных предусматривает нашу ежедневную реакцию на действия откровенных мошенников», — сообщил директор Департамента.

В целом подразделения информатизации и учета налогоплательщиков должны обеспечивать функционирование всех баз данных и других информационных ресурсов ГНС Украины, что является ценным источником для всех структурных подразделений, поскольку стабильность их работы — залог эффективности выполнения поставленных перед налоговой службой задач. «Такого объема информации, который есть в налоговой, не имеет ни одна государственная структура в Украине, — убежден Мирослав Лаба. — Нужно только умело ею пользоваться, ведь от достоверности этой информации в значительной мере зависит правильность принятия управленческих решений о том, куда двигаться дальше».


Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua