Юридическая практика

Модернизация государственной налоговой службы

Введение

С 16 по 27 мая 2011 г. господа Юп ван Люнтерен, Виталий Ильин и Матс Генрикссон, члены Наблюдательного совета (НС) по вопросам реализации Программы модернизации Государственной налоговой службы Украины (ПМГНС-1), работали в г. Киеве (Украина) для отслеживания и оценивания прогресса реализации ПМГНС-1. Это был пятнадцатый визит экспертов Наблюдательного совета в г. Киев. Члены НС избрали г-на Юп ван Люнтерена главой Наблюдательного совета на протяжении этой миссии. К сожалению, г-н Джеймс Оуэнз не смог приобщиться к работе НС во время этой миссии.

Члены НС осуществили оценку достигнутого прогресса и хода внедрения ПМГНС-1. Государственная налоговая администрация Украины и сотрудники Всемирного банка помогали в организации встреч с представителями органов власти Украины, бизнес-организаций и других внешних партнеров. Эксперты НС также осуществили ознакомительную поездку в Автономную Республику Крым с целью отслеживания хода процесса модернизации в ГНА и ГНИ в этом регионе.

У нас были встречи с г-ном А. Б. Котькало, заместителем Председателя Комиссии по проведению реорганизации ГНА Украины, заместителем Председателя ГНА Украины, отвечающим за ПМГНС, г-ном О. И. Охтенем, директором Департамента развития и модернизации ГНС, г-ном А. М. Чуприной, заместителем директора Департамента развития и модернизации ГНС, и большим количеством их сотрудников, которые презентовали наработки по различным направлениям программы модернизации. Также состоялась встреча НС с группой представителей подрядчика по контракту по Налоговому блоку (фирма EPAM Systems) во главе с г-ном Ю. А. Антонюком и подрядчика по контракту Управления оборотом документов (фірма Sitronics IT Ukraine) во главе с г-ном В. Н. Шмидко. Эксперты НС получили всю запрошенную информацию. Наконец, они имели также встречи с представителями других неправительственных организаций. Мы очень признательны всем, с кем встречались, за то, что они уделили свое драгоценное время встрече с нами и поделились своими впечатлениями.

Члены НС осуществили ознакомительную поездку в Автономную Республику Крым, где посетили ГНА в АР Крым в г. Симферополе. Этот визит дал экспертам НС ценную возможность ознакомиться с условиями внедрения проекта модернизации в Крыму, с результатами деятельности ГНА в АР Крым и государственных налоговых инспекций. Члены НС очень признательны за предоставление информации и проявленное к ним внимание.

На протяжении этой миссии эксперты НС из-за приближения конечного срока завершения первого этапа Проекта модернизации (июнь 2012 г.) сосредоточили относительно большее внимание на самой Программе модернизации и результатах ее внедрения и меньшее, чем обычно, — на общей налоговой ситуации.

Роль Наблюдательного совета

Функцией Наблюдательного совета, который подотчетен Кабинету Министров Украины, является осуществление независимой оценки состояния реализации Проекта «Модернизация государственной налоговой службы Украины — 1» по направлениям:

  • создание эффективной, действенной, прозрачной и непредубежденной системы функциональной деятельности ГНС Украины и
  • построение взаимоотношений между ГНС Украины и обществом на основе добровольного выполнения требований налогового законодательства налогоплательщиками.

Независимость и честность НС являются необходимыми предпосылками выполнения его роли. Члены Наблюдательного совета должны иметь свободный доступ к информации и возможность давать свои заключения и рекомендации неограниченно. Заключения и рекомендации его членов должны обнародоваться.

Общее впечатление о прогрессе, достигнутом ГНА Украины и Программой модернизации ГНС

Программа модернизации ГНС внедряется уже восьмой год. Отставание от определенных сроков реализации Программы, в связи с чем эксперты НС высказывали обеспокоенность в нескольких предыдущих отчетах, усилилось на протяжении последнего года и сейчас составляет почти четыре года. До конечного срока завершения первого этапа Программы модернизации (29 июня 2012 г.) остается только 13 месяцев. Выполнение задач первого этапа за такой короткий период времени будет значительным вызовом для ГНА Украины и Департамента модернизации ГНС и будет нуждаться в полнейшем внимании и сосредоточении на ключевых задачах, а также безусловной поддержке и активном управлении со стороны высшего руководства. И даже тогда эксперты НС имеют большие сомнения относительно выполнения задач до даты завершения первого этапа.

Несмотря на это, эксперты НС с удовлетворением отметили несколько положительных наработок и новые благоприятные условия:

  • новый Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2011 г. Несмотря на то что, по мнению многих наблюдателей, Налоговый кодекс нуждается во внесении изменений и разъяснений, вполне очевидно, что законодательная ситуация улучшилась;
  • общий объем налоговых поступлений увеличился на 32%, что можно толковать как признак того, что Украина сейчас постепенно восстанавливается от последствий финансового кризиса;
  • была введена система автоматического возмещения НДС, хотя и в очень ограниченном масштабе.

Существуют также признаки повышения производительности и эффективности работы ГНС Украины:

  • концепция отбора налогоплательщиков для аудита на основе рискоориентированной системы сейчас признана, и она применяется в общенациональном масштабе;
  • количество проверок уменьшилось, чему способствовало более высокое качество проведенных проверок;
  • представление деклараций по НДС в электронном виде является сейчас нормой;
  • было зарегистрировано большее количество крупных налогоплательщиков в специализированных инспекциях для обслуживания крупных налогоплательщиков (КНП), поскольку регистрация в таких инспекциях стала обязательной для налогоплательщиков, соответствующих критериям определения крупных налогоплательщиков. Была увеличена численность персонала в таких специализированных инспекциях. Доля налоговых поступлений от таких специализированных инспекций в общем объеме поступлений увеличилась до 72%;
  • намного большая доля апелляционных жалоб решается в судах в пользу ГНС Украины.

В рамках Программы модернизации, несмотря на то что она весьма отстает от начального графика, было проведено несколько важных мероприятий для ускорения процесса и решения основных проблемных вопросов.

Была завершена процедура закупок для системы налогового блока, присужден контракт, и сейчас происходит фактическая разработка системы налогового блока.

Контракт по разработке системы управления оборотом документов (УОД), другого ключевого компонента первого этапа Программы модернизации, также был присужден. Начата разработка систем.

Процесс закупки аппаратного обеспечения также начат.

ГНА Украины признала опытную эксплуатацию частью своей стратегии внедрения, и были отобраны четыре областные налоговые администрации для осуществления опытной эксплуатации новых процедур и информационного обеспечения для них.

Начаты работы по усовершенствованию организационной структуры, на которые побуждал Указ Президента Украины. Сначала будет реорганизована ГНА Украины, а со временем — ГНС Украины. Были инициированы сокращения персонала (20% в ГНА Украины и 10% — в ГНС).

Эксперты НС приветствуют такие благоприятные изменения состояния дел и положительные наработки.

По некоторым другим вопросам члены НС имеют менее оптимистичное мнение: Украину очень поразил экономический кризис, и несмотря на выздоровление, которое, как кажется, имеет место в настоящее время, очевидным является то, что ГНА/ГНС Украины все еще находятся под значительным давлением относительно сбора средств для государственного бюджета и увеличения общего объема налоговых поступлений.

Эксперты НС желают повторить свои заключения от 2010 г., что Украина, похоже, не способна избежать порочного круга, когда налоговая администрация под давлением показателей поступления налогов систематически прибегает к сбору денежных средств во что бы то ни стало, тогда как значительное количество налогоплательщиков старается минимизировать свои налоговые обязательства. Это не только способствует созданию культуры коррупции, но и причиняет вред стабильной и прогнозируемой налоговой среде и, следовательно, наносит ущерб экономике страны и прямым иностранным инвестициям в Украину. Вопреки общему мнению крупные предприятия не столько против уплаты налогов, сколько против неопределенности относительно того, что именно они должны уплачивать. Таким образом, очень важно создание постоянной и прогнозируемой налоговой среды в соответствии с международными широко принятыми практиками. Под заголовками «Налоговое законодательство и политика администрирования налогов» далее в этом отчете эксперты НС приведут примеры недобросовестной практики налоговой администрации, которую необходимо прекратить.

Как Кабинету Министров Украины, так и Государственной налоговой администрации Украины следует понять, что только они могут разорвать порочный круг ради обеспечения продолжительных налоговых поступлений и экономического роста.

В ноябре 2010 г. эксперты НС убедились: высшее руководство ГНА Украины осознало, что наконец Украина должна иметь меньшую Налоговую администрацию, что также снизит стоимость администрирования налогов. Стремление к повышению эффективности, инициированное с того времени правительством, приведет к сокращению штата ГНА Украины на 20% и штатов ГНС Украины — на 10%. Несмотря на то, что само по себе это должно быть реально возможным, поднимаются некоторые вопросы по реализации ПМГНС, которые необходимо решить без промедлений. Мы вернемся к этим вопросам далее в настоящем отчете.

Ключевые показатели деятельности ГНС

Эти данные сейчас охватывают период с 2003 по 2010 г. и включают информацию об управлении процессом взимания налогов и налоговой задолженности, показывая также ее срок давности. НС приветствует эти данные и внутренний анализ, который проводит ГНА Украины, и предоставляет аналитические материалы.

Эти данные показывают значительное увеличение (32,7%) общего объема налоговых поступлений по сравнению с 2009 г. Даже если учитывать рост ВВП (4,2%) и уровень инфляции (9,1%), это увеличение свидетельствует, что Украина выздоравливает от последствий мирового экономического кризиса. Также очевидно, что ГНС улучшила свои возможности обеспечивать поступления. Однако члены НС осознают, что, по крайней мере частично, это может быть результатом значительного давления, под которым находится ГНС Украины ради обеспечения дополнительных поступлений в бюджет.

Эксперты НС заметили резкое уменьшение, которое продолжается, количества плательщиков налога на доходы физических лиц (наемных работников) — с 18 278 466 на конец 2009 г. до 17 263 273 на конец 2010 г. На конец 2005 г. было зарегистрировано свыше 20 млн. таких налогоплательщиков. Может существовать много причин такого длительного снижения количества наемных работников. ГНА Украины в своем анализе объяснила, что количество работодателей также снизилось и что свыше 500 000 лиц вышли на пенсию в течение 2010 г., а количество субъектов хозяйствования увеличилось на 45 000. Другими объяснениями могут быть сокращение общей численности населения, безработица и эмиграция. Однако эксперты НС не уверены, что эти объяснения дают полную картину уменьшения количества плательщиков налога на доходы физических лиц. Мы обеспокоены тем, что другое объяснение может заключаться в том, что большое количество бывших работников фактически задействовано в деятельности в теневом секторе экономики, масштабы которого значительны в Украине. Таким образом, эксперты НС повторяют свою рекомендацию исследовать причины такой потенциальной утраты налоговой базы для подоходного налога с физических лиц.

Члены НС снова заметили значительные изменения, касающиеся невыездных (камеральных) проверок, проведенных подразделениями по налогообложению юридических лиц. Суммы доначислений увеличились с 6 699 631 (2009 г.) до 9 944 251 тыс. грн. (2010 г.). Эксперты НС опасаются, что такая динамика является не только результатом усовершенствованных методов отбора с использованием системы оценки рисков, но и давления на ГНА/ГНС Украины относительно увеличения налоговых поступлений. Одним из признаков этого является тот факт, что уровень налоговой задолженности значительно возрос в течение 2010 г. Представители бизнес-общества отметили, что к ним применялись более настойчивые методы налогообложения. Это вредно для нормальных взаимоотношений между налогоплательщиками и Налоговой администрацией, а также губительно для добровольного выполнения требований налогового законодательства и, в конечном итоге, для налоговых поступлений

Количество судебных дел, решенных в пользу ГНА/ГНС Украины, увеличивается. В 2010 г. вдвое больше процессов выиграла ГНА/ГНС Украины, чем налогоплательщики. Два года назад налогоплательщики выигрывали большую часть судебных процессов. Экспертам НС объяснили, что такое изменение является результатом внедрения новой практики, когда ГНА/ГНС Украины апеллирует против всех судебных решений в пользу налогоплательщика. Эксперты НС считают, что такая практика является противоречивой для корректной и справедливой Налоговой администрации. Решение о подаче апелляционной жалобы должно мотивироваться только сутью дела.

Эксперты НС не могли прокомментировать результаты обследования ключевых показателей деятельности ГНС, которое проводит фирма Gfk, поскольку их не будет в наличии до июня 2011 г.

♦ Рекомендация:

ГНА Украины должна исследовать причины длительного уменьшения количества плательщиков налога на доходы физических лиц и приложить усилия к выявлению перехода в теневой сектор экономики.

Налоговое законодательство и политика администрирования налогов

Налоговый кодекс, проект которого готовился в течение многих лет, был принят Верховной Радой Украины и вступил в силу 1 января 2011 г. Налоговая администрация и бизнес-общество принимали активное участие в подготовительной работе. Представители бизнес-общества выразили удовлетворение такой возможностью принять участие в законотворческом процессе и считают, что правительство прислушивалось к их требованиям.

В Налоговом кодексе количество налогов уменьшилось на 11, и сейчас их общее количество составляет 18. Количество местных налогов уменьшено с 14 до 5. Налоговый кодекс содержит положения о снижении ставок НДС и налога на доходы предприятий в течение периода с 2011 по 2014 г. Ставки налога на доходы физических лиц будут прогрессивными. Статьи, касающиеся упрощенной системы налогообложения для предпринимателей, были изменены в результате наложения вето Президентом Украины после демонстраций протеста против таких положений.

Несмотря на то, что Налоговый кодекс широко одобряется в большинстве кругов, по мнению многих наблюдателей, он далек от совершенства. Следовательно, он нуждается во внесении некоторых спешных изменений и объяснений. Сейчас готовится приблизительно 30 таких изменений, которые будут объединены и представлены на рассмотрение как один законопроект.

Налоговый кодекс, даже если он будет совершенствоваться в течение следующих нескольких лет, не может решить все проблемы налогообложения. Всегда будут существовать налогоплательщики, которые будут стараться представлять реально не существующие операции или схемы уклонения как правомерные действия. Это может принимать форму продажи продукции за границу по ценам, не имеющим никакой связи с мировыми рыночными ценами на сугубо коммерческих принципах. Или продажи прав интеллектуальной собственности без какого-либо отношения к доходу, который такие права вскоре после этого могут давать, представленного как необлагаемые роялти. Или наемные работники, которые представляются предпринимателями. Или фиктивные предприятия, которые подают заявки на возмещение крупных и необоснованных сумм НДС. Все это примеры серьезных злоупотреблений, и это нормально, что налоговая администрация видит насквозь такие транзакции и схемы с тем, чтобы обеспечить поступления в бюджет. Во всем мире были разработаны международные образцовые практики для решения таких проблем, как, например, в сфере трансфертного ценообразования и противодействия карусельным мошенничествам с НДС. Причиной серьезного беспокойства экспертов НС является то, что:

  • Украина, как кажется, пренебрегает такой международной образцовой практикой противодействия указанным видам мошенничества;
  • имеет тенденцию к отрицанию сути не только в ясных делах, но и в полностью нормальных диспутах между налогоплательщиками и налоговой администрацией.

Такая практика налоговой администрации имеет несколько губительных последствий (даже если в краткосрочной перспективе может казаться, что она защищает налоговые поступления):

  • преступные налогоплательщики найдут себе способ мошенничества во что бы то ни стало;
  • в основном будет причинен вред добросовестным налогоплательщикам, как и их доверию к ГНА Украины;
  • будет нанесен вред прямым иностранным инвестициям;
  • поле деятельности будет широко открытым для коррупции и противозаконных уголовных действий;
  • хотя и последнее, но не менее важное: объем налоговых поступлений в бюджет в долгосрочной перспективе будет намного меньше, чем он мог бы быть на законных основаниях.

Любая программа модернизации, которая не решает такие проблемы вместе и одновременно, будет напрасной.

Консолидация, организационная структура и управление человеческими ресурсами

Консолидация налоговых органов, важный шаг в модернизации ГНС, еще не состоялась, кроме незначительных корректирований в организационной структуре. Был закрыт ряд государственных налоговых инспекций и открыто отделение для улучшения обслуживания налогоплательщиков. Эксперты НС осознают, что это является требованием административного права. Существующая структура отражает распределение обязанностей до внедрения систем налогового блока и управления оборотом документов, другими словами, традиционный способ работы.

На уровне ГНА Украины, однако, началась реорганизация, вызванная Указом Президента Украины № 1085. Была создана Комиссия для управления процессом реорганизации, которая проанализировала рабочую нагрузку и выявила некоторое дублирование функциональных обязанностей. Были объединены несколько департаментов ГНА Украины и уменьшено количество подразделений ГНА Украины с 33 до 22. Как следствие, численность персонала будет сокращена с 1826 до 1460 человек, то есть на 366 человек. Это составляет 20% рабочей силы. Реорганизация все еще проходит, и на сегодня не установлен ее конечный срок.

Реорганизация ГНС последует за ней, как только будет установлена новая структура ГНА Украины. Уже была создана схема будущей организации. Сейчас сокращение штата ГНС будет ограничено до 10% — фактически с приблизительно 60 000 штатных работников до 54 000.

Эксперты НС в основном приветствуют такие изменения в организационной структуре и сокращение штата. Мы неоднократно привлекали внимание к тому факту — конечно, учитывая количество налогоплательщиков, представляющих отчетность в электронном формате, что является общепринятым критерием определения рабочей нагрузки налоговой администрации, — что численность персонала ГНС Украины по сравнению с международным масштабом весьма велика1. Тот факт, однако, что нынешнее сокращение штатов ГНА/ГНС Украины было инициировано правительством, является новой проблемой. Как мы поясняли неоднократно в наших отчетах, как только системы налогового блока и управления оборотом документов станут операционными, необходимо будет финансировать эксплуатацию и техническое обслуживание этих систем. Как правило, годовые эксплуатационные расходы составляют приблизительно 30% первоначального инвестирования ежегодно, то есть в пределах от 100 до 120 млн. грн. в год. Поскольку это будут эксплуатационные расходы, то ГНА/ГНС Украины должна обеспечивать их сама. Реально это можно сделать только благодаря повышению эффективности. В ситуации, когда свыше 90% расходов связано с персоналом и обслуживанием зданий, значительное сокращение персонала и закрытие офисов, кажется, неминуемы. Сейчас, когда уже начато сокращение штатов, станет намного сложнее, однако более неотложно для ГНА Украины достижение дальнейшего повышения эффективности. Мы настоятельно рекомендуем руководству ГНА Украины решить этот вопрос в первую очередь.

Как результат вышеуказанных мероприятий многие сотрудники налоговых органов окажутся лишними на своих нынешних рабочих местах. ГНА Украины начала решать вопросы, связанные с сокращением штатов. Была использована возможность выхода на пенсию на 18 месяцев раньше (53,5 года для женщин и 58,5 лет для мужчин) общего пенсионного возраста, хотя это противоречит потребности в повышении среднего пенсионного возраста, и это касается 80 штатных сотрудников. Некоторые социально уязвимые группы (например, беременные женщины, женщины в декретном отпуске и матери-одиночки) не будут подпадать под увольнение. Текучесть кадров (сейчас 7,6% в ГНА Украины и 3,4% в ГНС) будет использоваться как возможный буфер для уменьшения количества увольнений. Некоторые штатные сотрудники будут переподготовлены и им будет предложена работа в пределах ГНС.

Руководящим принципом увольнения будет «последним пришел — первым уволилился», а это означает, что большей частью будут увольнять младших сотрудников. ГНА Украины осознает, что это может означать утечку квалифицированных специалистов в краткосрочной перспективе. Эксперты НС с удовлетворением узнали, что сложная задача по сокращению штатов организации выполняется социально ответственным (этическим) способом.

♦ Рекомендация:

Рассмотреть первоочередно вопрос о поиске финансирования для эксплуатации новых систем налогового блока и управления оборотом документов.

Налоговый блок

Летом 2010 г. был присужден контракт по налоговому блоку фирме EPAM. Ее сотрудники завершили второй этап детального анализа текущей системы, включающий:

  • спецификации программного обеспечения;
  • должностные инструкции;
  • прототип пособия по управлению операционной деятельностью, который в совокупности состоит из 7000 страниц.

Сейчас этот продукт должен оцениваться, и был принят ряд решений со стороны ГНА Украины для необходимого продвижения процесса разработки системы налогового блока. ГНА Украины мудро решила придерживаться частично параллельного подхода к разработке первых пяти из девятнадцати функций:

  • регистрация налогоплательщиков;
  • администрирование налогов;
  • отчетность;
  • налоговый учет/платежи;
  • аудит.

Эксперты НС снова встречались с представителями фирмы EPAM Systems и Департамента развития и модернизации ГНС. Атмосфера на встрече была открытой и показала общее признание многих проблемных вопросов, которые необходимо совместно решить. Крупные информационные проекты редко соответствуют запланированным временным рамкам и целям, и всегда случаются неожиданные проблемы и недоразумения. Осознание этого обеими сторонами является еще одним ключом к успеху. Как только случается задержка, существует тенденция обвинения друг друга относительно ее причины. Мы наблюдали такую тенденцию на протяжении нашей общей встречи с представителями ГНА Украины и фирмы EPAM Systems. Следует этого избегать любой ценой, поскольку это неизбежно поставит под угрозу успешное завершение работ.

Эксперты НС ранее сообщали о детальных процессах администрирования налогов, разработанных около семи лет назад, и необходимости отхода от них. Налоговый кодекс вступил в силу 1 января 2011 г. и предусматривает также ряд изменений к требованиям. ГНА Украины четко осознает это, но и должна понимать, что подрядчик нуждается в оперативных и четких решениях от налоговой администрации для достижения своевременного прогресса. Подрядчик, со своей стороны, должен осознавать: он не может ожидать, что ГНА Украины сделает важный стратегический выбор, который решит будущее налоговой администрации на последующие годы, на основании документа, содержащего 7000 страниц. Обе стороны должны собраться вместе, составить проект перечня действительно критических вопросов и создать интерактивный процесс принятия решений. Если это можно будет сделать, то только тогда появится шанс своевременного завершения разработки системы налогового блока.

Система управления оборотом документов

Контракт по разработке системы управления оборотом документов (УОД) был присужден в октябре 2010 г. фирме SITRONICS. Контракт предусматривает шесть этапов:

  • инициация;
  • детальный анализ;
  • физический дизайн;
  • интеграция;
  • исследовательская эксплуатация;
  • промышленная эксплуатация.

Сейчас проект находится на третьем этапе и немного отстает от сроков. На время подачи тендерного предложения период завершения работ составлял 92 недели. Из-за приближения конечного срока, 29 июня 2012 г., ведутся переговоры о заключении дополнительного соглашения, которое будет предусматривать уменьшение этого периода до 82 недель и пересмотр графика платежей. Обе стороны считают, что своевременного завершения можно достичь.

Закупка аппаратного обеспечения и приобретение помещения

Закупка аппаратного обеспечения как для системы налогового блока, так и для системы УОД начата. Тендерная документация была утверждена и прислана для публикации. Однако появилось новое узкое место, как уведомили экспертов НС, что в ГНА Украины нет денежных средств для строительства или закупки помещения для ее будущего Центра(ов) обработки данных. Очевидно, что этот вопрос не рассматривался до недавнего времени. Впечатлением экспертов НС является то, что это будет паевой взнос Украины в финансирование проекта.

Похоже, становится очевидным, что без достаточного и немедленного финансирования этой задачи не будет своевременного внедрения первого этапа ПМГНС-1.

♦ Рекомендация:

Необходимо без промедлений послать запрос в Министерство финансов Украины на дополнительное финансирование этой части программы.

Управление проектом, управление процессом внедрения и изменениями

Шансы своевременно завершить разработку как системы налогового блока, так и системы управления оборотом документов крайне слабы, и есть сомнения, что конечный срок реализации проекта, 29 июня 2012 г., будет соблюден. Кроме разработки прикладной программы на базе новых бизнес-процессов и приобретения аппаратного обеспечения и помещения необходимо будет заново разработать и ввести:

  • нормативные документы;
  • рабочие инструкции;
  • организационную структуру;
  • политику управления человеческими ресурсами;
  • учебные программы.

Контракты по разработке систем налогового блока и УОД являются сердцевиной Программы модернизации ГНС. Процесс разработки указанных систем должен быть целиком интегрированным, что является еще одним значительным вызовом для ГНА Украины и подрядчиков. Это потребует от ГНА Украины, фирм EPAM Systems и SITRONICS, а также поставщика аппаратного обеспечения, которого еще необходимо выбрать, тесного сотрудничества ради достижения беспроблемной интеграции.

Эксперты НС в полной мере признают трудности в управлении общими проектами с такой сложностью, ограничениями и рисками, как ПМГНС. Более того, в прошедшем году было потеряно по крайней мере еще шесть месяцев из-за еще одного изменения руководства программой и недостатков в процессе принятия решений.

В целом это вызывает значительную обеспокоенность экспертов НС, касающуюся шансов соблюдения даты закрытия первого этапа — 29 июня 2012 г.

В нашем отчете от ноября 2010 г. мы выразили мнение, что директору Департамента развития и модернизации ГНС будет необходима поддержка в двух сферах деятельности:

  • рассмотрение вопросов с частными партнерами как по системе налогового блока, так и по системе управления оборотом документов для принятия ежедневных решений, необходимых для поддержки намеченного курса программы;
  • управление процессом внедрения и изменениями.

Мы объяснили, что эти два направления являются очень разными. Будет чрезвычайно необычным найти кого-то, кто будет иметь квалификацию и опыт для выполнения обеих задач. Хотя прошел еще один год с того времени, эксперты НС очень удовлетворены, что внешний консультант готов начать предоставление помощи руководству ГНА Украины в этих направлениях. Мы ожидаем, что это будет важным вкладом в продвижение программы. Мы хотели бы подчеркнуть, однако, что никакой внешний консультант, каким бы квалифицированным и опытным он ни был, не сможет своевременно завершить Программу. Он может координировать процессы и консультировать руководство, но только высшее руководство ГНА Украины может обеспечить управление, необходимое для успешной реализации модернизации ГНС.

г. Киев,
27 мая 2011 г.


Матс ГЕНРИКССОН,
Виталий ИЛЬИН,
Юп ван ЛЮНТЕРЕН

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42