Статьи

Автомобильная эволюция проходит в Тернополе

Эффективное сотрудничество

Шесть лет назад ведущий мировой производитель кабельной продукции концерн «Sumitomo Electric Bordnetze», головной офис которого находится в немецком
г. Вольфсбурге, начал на Тернопольщине реализацию инвестиционного проекта по производству автомобильных систем. Концерн уже имел опыт создания подобных заводов в Польше, Болгарии, Словакии, Турции, Марокко. Поэтому в Украину пришел с верой и надеждой в то, что реализовать задуманное удастся. Эту веру подкрепило руководство области, проявившее большую заинтересованность в проекте и привлечении инвестиций в развитие региона.

Ныне ООО «СЕ Борднетце — Україна» может быть примером эффективного сотрудничества местной власти с инвесторами. Тернопольская облгосадминистрация всегда выполняет обязательства перед обществом: в прошлом году, например, помогла в решении вопроса возврата предприятию НДС. В свою очередь руководство концерна «Sumitomo Electric Bordnetze» делает все, чтобы предприятие работало стабильно и продуктивно. Более того, в настоящее время менеджмент компании рассматривает возможность расширения мощностей завода на Тернопольщине. Инвестор активно ведет поиск нового персонала и участков для размещения дополнительных производственных площадей. При этом проявляет заинтересованность в подготовке не только работников, но и менеджеров и инженеров среднего звена, которых целесообразно обучать в местных вузах.

— Уже сегодня, — рассказывает руководитель отдела финансов ООО «СЕ Борднетце — Україна» Олег Билобровко, — мы обеспечили работой около 3 тыс. человек, хотя еще в 2008 году здесь работало всего 600. Предприятие динамично развивается, бесперебойно производя для концерна Volkswagen проводку к автомобилю Volkswagen Golf VІ, 95% производства которого размещено тоже в Украине. В планах концерна на 2012 год — запуск новой модели легковика Volkswagen Golf VІІ, который будет поставляться с бензиновыми и дизельными двигателями объемом от 1,2 до 1,6 л и механическими 5- и 6-ступенчатыми коробками передач или 7-ступенчатым автоматом с двойным сцеплением.

Желтые халаты

Тернопольский завод производит довольно приятное впечатление. Попав в его главное производственное помещение, забываешь об экономических проблемах в Украине. Кажется, что завод живет какой-то неукраинской промышленной жизнью: все здесь крутится, светится, двигается. Около 2 тыс. работников обеспечивают бесперебойную работу конвейера. В цеху — много молодежи. Каждый новичок (а их легко распознать по специальной форме — желтым халатам) проходит обучение. Работать на конвейере его ставят вместе с наставником. Белый стандартный халат новичок одевает приблизительно через месяц, когда начинает выполнять сменную норму. Кстати, производительность труда каждого рабочего в цехе фиксируют специальные мониторы, на которых предоставляется информация по двум показателям: первый — с какой производительностью работник работает в данный момент, второй —  какой показатель он будет иметь на конец смены. Выполнение нормы на 90 — 95% считается хорошим результатом, ведь беспрерывно оборудование работать не может.

 Текучка кадров на заводе практически отсутствует. Получая за прилежный труд около 3 тыс. грн. в месяц (в прошлом году средняя заработная плата составляла 2750 грн., что для г. Тернополя — неплохо), работники, согласитесь, будут дорожить своим рабочим местом. Предприятие ведет также базу данных, которая пополняется анкетами тернополян. Основные требования к новичкам — ответственность, порядочность, желание работать в коллективе, быстро обучаться. Последнего требует современная техника — станки с программным управлением. Поэтому много рабочих в цеху имеют специальное образование, владеют английским языком.

В производственном помещении идеально чисто. Работа организована в три смены. Для ИТР — гибкий рабочий график: по желанию специалиста он может начать работу в семь часов утра или же позже. Главное — честно отработать восемь часов в день. Перекуры ограничены во времени, потому что конвейер «не любит» ярых курильщиков. Кстати, на предприятии всячески поощряется некурение. С призывом бросить эту вредную привычку к работникам завода обратился в одном из номеров корпоративной газеты генеральный директор ООО «СЕ Борднетце — Україна» Экхарт Бистрам. Курильщик с тридцатилетним стажем, выкуривавший по две — четыре пачки в день, советует любителям табака не ждать страшных последствий, которые бы заставили забыть о сигаретах. Господин Бистрам очень обеспокоен тем, что в Украине курит треть трудоспособного населения и на каждого украинца приходится более 2500 сигарет в год, что по официальной статистике ежегодно в Украине умирают от болезней, связанных с курением, 120 тыс. человек.

— Заменить вредную привычку более приятным занятием на предприятии можно, — уверяет Олег Игоревич. — Руководство концерна «Sumitomo Electric Bordnetze» всячески поощряет ведение здорового образа жизни работниками компании. Тернополяне и здесь не отстают: гордостью завода до сих пор остается мастер спорта международного класса абсолютный чемпион Европы по пауэрлифтингу Артем Коник, который в настоящее время занимается тренерской деятельностью. Радуют и команды по мини-футболу. Своеобразным элементом корпоративной культуры концерна являются также профессиональные олимпийские игры. В цеху проводят соревнования, например, на скорость намотки изоляции, работы с цифрами и т. п., которые подтверждают высокий профессиональный уровень тернополян. Не случайно на общих олимпийских играх, которые провел концерн «Sumitomo Electric Bordnetze» 28 апреля 2011 г. в Польше, украинская команда заняла первое место.

Учет и контроль

Конечно, так работать тернополяне начали не сразу: концерн «Sumitomo Electric Bordnetze» провел большую работу с персоналом украинского предприятия, прежде чем завод вошел в нынешний производственный ритм. Дисциплина и порядок достигаются благодаря четкому учету и контролю со стороны головного предприятия. Немцы — частые гости в г. Тернополе. Летом прошлого года по требованию заказчика — Volkswagen провели аудит. Проверки подтвердили, что украинцы имеют уровень поставщика класса «А» (завод получил 92% зачетных баллов со 100% возможных), что означает для предприятия возможность дальнейшего развития, получения новых заказов и создания дополнительных рабочих мест.

Кстати, заказы поступают на завод планово. В этом году в связи с запуском новой модели автомобиля Volkswagen Golf VІІ предполагается частичное изменение технологии. В Германии автомобили производят по индивидуальным заказам. Каким владелец Volkswagen Golf VІ хочет видеть свое авто, таким и выпускает его предприятие. Поэтому учет продукции измеряется не в тысячах штук, а в выполненных заказах. «Шестерку» Volkswagen начал выпускать в 1974 г. До 2008 г. (когда в г. Тернополе начали производство проводки к автомобилю, что является фактическим рождением его основных и вспомогательных систем) этих популярных авто «разошлось» по свету более 25 млн. штук. Volkswagen Golf VІ кроме полного электрооснащения салона может похвастаться адаптированной подвеской, которая на выбор водителя может работать в режиме «Авто», «Комфорт» и «Спорт». Также доступны круиз-контроль, ассистент парковки, ESP последнего поколения — система стабилизации, ABS с ассистентом торможения, MSR и система стабилизации прицепа и противобуксовочная система ASR. Завершают этот список шесть подушек безопасности, входящих в стандартную комплектацию. Салон автомобиля отделан высококачественными материалами с многочисленными хромированными вставками. Руль имеет 12 многофункциональных кнопок и регулировку в двух плоскостях. Система кондиционирования, аудиосистема и комфортные сидения довершают удовольствие от управления автомобилем.

Тернополяне обеспечивают надежную работу всего этого автомобильного комфорта. Volkswagen Golf VІІ тоже обещает быть не менее революционным, экономичным и экологически чистым автомобилем на гибридной платформе, которая со временем станет универсальной частью всех марок и моделей этого гиганта автомобилестроения. В новой модели все будет создано в подчеркнуто спортивном стиле: удлиненная колесная база, пониженная крыша, уменьшенный дорожный просвет и увеличенный угол наклона ветрового стекла. Автомобиль получит систему, которая будет следить за дорожной разметкой и дорожными знаками. Также появится модернизированная мультимедийная система с возможностью доступа к Интернету.

— О результатах работы завода в 2011 году мы будем знать в апреле, — подытоживает разговор Олег Билобровко. — Потому что финансовый год в «Sumitomo Electric Bordnetze» продолжается с апреля предыдущего до марта следующего года. Но уже сегодня нашему коллективу есть чему порадоваться. В бюджеты всех уровней предприятие в прошлом году уплатило 22 млн. грн. Ежемесячно только поступления от налога на доходы физических лиц составляли 1 млн. грн. Это практически каждая третья гривня в местном бюджете Тернопольского района. А значит, предприятие кроме промышленных вопросов региона успешно решает еще и экономические.


Александр КРЮЧКОВ,
krolmi@ukr.net

«Горячии линии»

Дата: 9 марта, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00