Юридическая практика

О развитии системы повышения качества труда налоговиков

В период кардинального обновления налогового законодательства в государстве немалое внимание отводится обучению особенностям его применения администраторов налогов и сборов — тех, кому приходится непосредственно работать в измененном правовом поле. С этой целью в 2000 г. был создан Центр переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров органов ГНС. Подробнее о развитии системы повышения качества труда налоговиков, разработке новых образовательных технологий на базе современных мировых достижений и их внедрении в ежедневную практику рассказывает директор Центра Владимир ЮРЧЕНКО.


— Владимир Владимирович, недавно Государственная аккредитационная комиссия продлила срок действия лицензии Центра на предоставление образовательных услуг. В связи с этим какие проекты планируете воплотить в жизнь в течение ближайших пяти лет?

— Действительно, мы в который раз успешно прошли лицензирование по направлению 1501 «Государственное управление». Скажу без преувеличения, это важный этап в деятельности Центра, очередное испытание на прочность, которое мы достойно выдержали.

Что касается планов, то в дальнейшем собираемся так же качественно выполнять свои функции, основной из которых является повышение квалификации руководящих кадров органов ГНС. Президент Украины и правительство уделяют немалое внимание профессиональному обучению государственных служащих, поскольку сегодня, когда происходят глубинные преобразования в стране, как никогда, нужны и хорошие менеджеры, и работники, мастерства которых хватает для ответа на вызовы времени.

Самая главная задача Центра — поддержка организации учебного процесса на высоком уровне, актуализация планов, над чем работаем совместно с профильными департаментами ГНС Украины. Также стремимся наполнить обучение таким содержанием, чтобы наши слушатели-налоговики были всесторонне развитыми, в том числе обмениваемся интересными идеями с коллегами из других аналогичных учреждений.

— Что нового было в работе Центра в первом полугодии 2011 года?

— В мае этого года мы успешно провели тренинговый курс для работников, включенных в резерв на руководящие должности ГНА Украины. Такая методика повышения квалификации была введена впервые и получила положительные отзывы среди слушателей.

Во время занятий преподаватели Центра использовали современные методы работы со взрослой аудиторией: тренинги, интерактивные упражнения, ролевые и командные игры, кейс-стади. В результате помимо теоретических знаний слушатели получили практические умения по всем сферам современного государственного менеджмента.

— Все большую актуальность приобретает дистанционная форма обучения. А какая ситуация относительно этого у вас?

— Пока что дистанционное обучение осуществляем по одному направлению — «Экономический анализ в деятельности органов ГНС Украины». Хотелось бы, чтобы у слушателей было больше возможностей приобретать знания таким образом, — за ним будущее. И, бесспорно, это экономия государственных средств, но не сегодняшняя, а скорее всего, на перспективу. Еще год-два и все поймут: для госслужащего очень эффективно — не отрываться от рабочего места, а работать и параллельно повышать собственную квалификацию, усваивая материал, основательно разработанный специалистами.

— За последний год в налоговое законодательство в Украине вносилось много изменений. Были ли в связи с этим пересмотрены учебные программы Центра?

— Они постоянно пересматриваются. Даже зная наперед проекты законов, мы уже начинаем формировать новые тестовые задания. Кроме того, осовремениваем темы выпускных работ, чтобы у слушателей было желание творчески подойти к их написанию. Кстати, на защите этих работ часто предлагаются достаточно интересные идеи, оригинальные способы решения практических вопросов. То есть у нас есть обратная связь со слушателями.

Большое значение в учебном процессе имеет коллектив, который у нас подобран очень сильный: он суров и требователен, ведь деньги, выделяемые государством на повышение квалификации, необходимо использовать с максимальным эффектом.

— Сколько налоговиков повысило квалификацию в текущем году и какие направления профессионального усовершенствования работников ГНС являются наиболее востребованными?

— В первом полугодии 2011 года в Центре по профессиональным программам повысили квалификацию 233 начальника и специалиста органов ГНС. В отделении Западного региона, расположенном в с. Майдан Жовкивского района Львовской области, за этот же период прошли обучение 50 человек.

Обучаются в Центре специалисты разных направлений — от подразделений администрирования налогов до внутренней безопасности. Впрочем, самая большая армия слушателей — работники подразделений налогообложения физических лиц. У них наблюдаем особую жажду к знаниям, хотя и не можем пожаловаться на равнодушие к учебе со стороны других слушателей. Мы чувствуем их потребность в профессиональном росте, который невозможен без постоянного пополнения знаний, и стараемся эту потребность удовлетворить. Разумеется, весь материал изложить за две недели — не реально, но правильно направить мысли слушателей, стимулировать их к поиску новой информации мы обязаны.

— Бывают ли такие ситуации, что после прохождения обучения в Центре карьера вчерашних слушателей стремительно идет вверх?

— Да. Центр существует уже почти 11 лет, и логично, что немало работников приезжают к нам повторно. Иногда — уже в других должностях: кого-то из главного специалиста повышают до начальника или заместителя отдела, а кто-то просто меняет специализацию.

Но продвижение по службе — не самоцель и далеко не всегда является мерилом повышения квалификации. Наша позиция такова: каждый работник независимо от должности должен полноценно выполнять свои функции — и тогда он будет востребован как специалист.

— С какими профильными департаментами центрального аппарата ГНС Украины сотрудничаете наиболее плодотворно?

— Выделить какой-либо департамент отдельно не могу, потому что со всеми мы поддерживаем постоянный и довольно тесный контакт. Без этого не стоит надеяться на успех, ведь воспитание налоговиков, достойных звания государственного служащего, — общее дело. Учебные программы, методические указания, тесты, темы занятий — все это разрабатываем совместно со специалистами соответствующих департаментов и управлений. Чувствуем уважение и интерес к сотрудничеству, и практически никогда между нами не возникает разногласий. А если и возникают определенные рабочие вопросы, мы дискутируем и приходим к общему знаменателю.

— Как развивается научно-исследовательская работа? Что сейчас в приоритете?

— Научно-исследовательская работа Центра заключается в изучении действующей системы налогообложения, поиске путей и методов совершенствования деятельности государственных служащих. Занимаются этим работники кафедр Государственного управления и налоговой политики и Налогового менеджмента.

Только в первом полугодии 2011 года разработаны и прочитаны новые курсы: «Формирование коллективов и особенности управления ими», «Основы налогового менеджмента», «Проектный менеджмент. Практический аспект». Кроме того, апробирована новая форма проведения занятий в форме коллоквиума, которая до этого времени в учебном процессе Центра не применялась.

Сейчас продолжается обработка концепции научного исследования, касающегося профессиональных качеств специалистов налоговой службы. Перечень этих качеств уже сформирован, он готовится к представлению в анкетном виде и будет предлагаться для заполнения слушателями во втором полугодии 2011 года. Одновременно готовим анкету для экспертов — ими будут представители центрального аппарата ведомства. А по результатам научного исследования планируем создать профили должностей и набор методик определения профессиональной пригодности специалистов и кандидатов на должность.

— Поскольку Вы упомянули об анкетировании, скажите, насколько оно является периодическим? На чем чаще всего акцентируют внимание слушатели Центра?

— Так называемое входное и выходное анкетирование — неотъемлемый элемент учебного процесса. Оно является важным для того, чтобы понимать потребности слушателей и совершенствовать учебный процесс. В частности, анализ анкет за первое полугодие 2011 года свидетельствует, что наиболее целесообразной формой повышения квалификации пока что остается обучение с отрывом от работы, которое поддерживают 73% слушателей, хотя, как я уже отмечал, будущее — за дистанционной формой обучения. А по данным докурсового опроса наиболее приемлемым сроком обучения являются две недели.

Мы должны постоянно прислушиваться к замечаниям и предложениям слушателей, учитывать их. К тому же анкетирование — оценка работы Центра: насколько приближаемся к цели, которой хотим достигнуть? Совпадают ли ожидания слушателей с конечным результатом? Наконец, в каком направлении целесообразно двигаться дальше?

— И в завершение, как Вы оцениваете роль и место Центра в структуре органов налоговой службы в Украине, занимающихся повышением квалификации кадров?

— Удачный вопрос, ведь учебных заведений, работа которых направлена на приобретение и совершенствование профессионального мастерства, в структуре органов налоговой службы в Украине действительно три: Институт последипломного образования Национального университета ГНС Украины (г. Ирпень), ГП «Центр профессионального обучения ГНА Украины» (с. Рудыки) и наш. Центр занимает достойное место в этом «трио», оправданное, однако говорить, что мы лучшие или передовые, было бы неправильно и нескромно. Разве что слушателей обучается у нас, как правило, больше, чем в других учреждениях, в связи с тем, что имеем несколько больший лицензионный объем.

А в целом мы работаем в унисон, учимся друг у друга, обмениваемся опытом. Налоговик должен быть уверенным в собственных силах, грамотным, заинтересоованным в продуктивной работе. А еще — уметь быстро адаптироваться к нововведениям, ведь мир сегодня очень динамичен и информационно насыщен. Соответственно «на входе» слушатели получают целый комплекс учебных мероприятий, а «на выходе» демонстрируют высокую результативность работы. То есть глобальная цель деятельности учреждений по повышению квалификации налоговиков —налаживание оптимальной работы ГНС Украины, где каждый специалист будет осознавать ценность своего профессионального Я. Именно такой мы усматриваем роль Центра и, могу с уверенностью утверждать, именно такую роль выполняем.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 31 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42