НДФЛ
Тема: НДФЛ

Особенности получения и применения налоговой социальной льготы

Налоговая социальная льгота — это возможность налогоплательщика уменьшить начисленный общий месячный налогооблагаемый доход в виде заработной платы. Сумма, на которую уменьшается общий месячный налогооблагаемый доход, определяется как процент прожиточного минимума для трудоспособных лиц.

Следует обратить внимание, что несмотря на увеличение в течение года размера прожиточного минимума для трудоспособных лиц любой плательщик налога имеет право на уменьшение суммы общего месячного налогооблагаемого дохода, получаемого от одного работодателя в виде заработной платы, на сумму налоговой социальной льготы в размере, равном 100-процентному размеру прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленному законом на 1 января отчетного налогового года, то есть в течение отчетного налогового года размер налоговой социальной льготы остается неизменным.

Вместе с тем п. 1 раздела ХІХ Заключительных положений Налогового кодекса предусмотрено, что в целях применения пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота до 31 декабря 2014 г. предоставляется в размере, равном 50-процентному размеру прожиточного минимума для трудоспособного лица (в расчете на месяц), установленному законом на 1 января отчетного налогового года.

Поскольку прожиточный минимум для трудоспособных лиц на 1 января 2012 г. составляет 1073 грн., то с учетом указанного положения в течение 2012 г. размер налоговой социальной льготы составляет 536,50 грн.

Основания для получения льготы

Основанием для получения налогоплательщиком налоговой социальной льготы является подача работодателю заявления о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы и документов, подтверждающих такое право.

То есть плательщик по своему усмотрению избирает для себя наиболее выгодное место применения налоговой социальной льготы к заработной плате несмотря на место нахождения трудовой книжки.

Заявление о применении льготы подается в произвольной форме. В качестве образца принимается форма заявления, установленного приказом № 461.

Налоговая социальная льгота применяется со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право.

Налоговая социальная льгота к заработной плате государственных служащих применяется во время ее начисления до завершения начисления таких доходов без подачи соответствующих заявлений, но с представлением подтверждающих документов для установления размера льготы.

Категории плательщиков налога и перечень документов на получение налоговой социальной льготы приведены в табл.

Таблица

Норма Налогового кодекса

ПОКАЗАТЕЛЬ/КАТЕГОРИЯ ПЛАТЕЛЬЩИКА НАЛОГА

2011 год

2012 год

1

2

3

4

 

Прожиточный минимум для трудоспособного лица на 01.01 отчетного налогового года (далее - ПМ), грн.

941,00

1073,00

Подпункт 169.4.1
п. 169.4 ст. 169

Предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, равняется 1,4 х ПМ, грн.

1320,00

1500,00

Раздел ХІХ п. 1

Размер налоговой социальной льготы (далее - НСЛ), % ПМ и грн.

50% - 470,50

50% - 536,50

 

Размер (%) и сумма (грн.) НСЛ

Документы, необходимые для получения НСЛ

 

 

 

Подпункт 169.1.1
п. 169.1 ст. 169

Любой плательщик налога

Заявление

100%

470,50

536,50

Подпункт 169.1.2
п. 169.1 ст. 169

 Плательщик налога, содержащий двух или больше детей в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого такого ребенка

Заявление;
копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо - плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (если с заявлением обращается опекун или попечитель);

Подпункт «а»
пп. 169.1.3 п. 169.1
ст. 169

Мать-одиночка (отец-одиночка), вдова (вдовец) или опекун, попечитель, имеющие ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, - в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет*

Заявление;
копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо - плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (если с заявлением обращается опекун или попечитель);
копия свидетельства о браке и свидетельства о смерти (если с заявлением обращается вдова или вдовец);
копия паспорта

 

 

 

 

 

150%

707,75

804,75

Подпункт «б»
пп. 169.1.3 п. 169.1
ст. 169

Плательщик, содержащий ребенка-инвалида, - в расчете на каждого такого ребенка в  возрасте до 18 лет

Заявление;
копия свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ, подтверждающий установление отцовства, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо - плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
копия решения органа опеки и попечительства об установлении опеки или попечительства (если с заявлением обращается опекун или попечитель);

 

 

 

 

 

пенсионное удостоверение ребенка или справка медико-социальной экспертизы для заявителя, содержащего ребенка-инвалида в возрасте от 16 до 18 лет;
медицинское заключение, выданное учреждениями МОЗ в установленном порядке (если с заявлением обращается плательщик налога, содержащий ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет)

 

 

 

Подпункт «в»
пп. 169.1.3  п. 169. 1 ст. 169

Лицо, отнесенное законом
к 1 или 2 категории лиц, пострадавших вследствие Чернобыльской катастрофы, включая лиц, награжденных грамотами Президиума Верховного Совета УССР в связи с их участием в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы

Заявление;
копия удостоверения (дубликата удостоверения) установленного образца:
гражданина (гражданки), пострадавшего (пострадавшей) вследствие Чернобыльской катастрофы, категории 1 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано» и записью о дате перерегистрации, а также вкладышем установленного образца;
участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС категории 2 серии А с оттиском штампа «Перереєстровано»
и записью о дате перерегистрации;
гражданина (гражданки), эвакуированного (эвакуированной) в 1986 г. из зоны отчуждения, категории 2 серии Б;
гражданина (гражданки), постоянно проживавшего (проживавшей) в зоне безусловного (обязательного) отселения с момента аварии до принятия решения Правительства Украины об отселении (распоряжение Совета Министров УССР от 28.06.89 г. № 224), категории 2 серии Б.
Лица, награжденные грамотами Президиума Верховного Совета УССР за участие в ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, представляют  копию Грамоты

 

 

 

 

 

 

 

 

Подпункт «г»
пп. 169.1.3 п. 169.1
ст. 169

Ученик, студент, аспирант, ординатор, адъюнкт

Заявление;
справка с учебного заведения или научного учреждения

Подпункт «ґ»
пп. 169.1.3 п. 169.1
ст. 169

Инвалид I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена пп. «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169

Заявление;
копия пенсионного удостоверения или справка медико-социальной экспертизы

Подпункт «д»
пп. 169.1.3  п. 169.1 ст. 169

Лицо, которому присуждена пожизненная стипендия как гражданину, подвергшемуся преследованиям за правозащитную деятельность, включая журналистов

Заявление;
копия акта Президента Украины о назначении указанной стипендии

Подпункт «е»
пп. 169.1.3  п. 169.1 ст. 169

Участник боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на который распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты», кроме лиц, определенных в пп. «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 ст. 169

Заявление;
копия удостоверения участника боевых действий, выданного соответствующими органами, или документы, подтверждающие участие в боевых действиях в период после Второй мировой войны

 

 

 

Подпункт «а»
пп. 169.1.4 п. 169.1
ст. 169

Герой Украины, Герой Советского Союза, Герой Социалистической Труда или полный кавалер ордена Славы или ордена Трудовой Славы, лицо, награжденное четырьмя и больше медалями «За отвагу»

Заявление;
копия орденской книжки Героя Украины, Героя Советского Союза или Героя Социалистической труда или копии орденских книжек кавалеров орденов Славы или Трудовой Славы трех степеней,
или справки или другие документы, подтверждающие присвоение звания
Героя Украины, Героя Советского Союза, Героя Социалистического труда,
награждение орденами Славы
или Трудовой Славы трех степеней и четырьмя медалями «За отвагу»

 

 

 

Подпункт «б»
пп. 169.1.4 п. 169.1
ст. 169

Участник боевых действий во время Второй мировой войны или лицо, работавшее в то время в тылу, и инвалид І и ІІ группы из числа участников боевых действий на территории других стран в период после Второй мировой войны, на которых распространяется действие Закона Украины «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»

Заявление;
копия удостоверения участника боевых действий, выданного соответствующими органами, или документы, подтверждающие участие в боевых действиях во время Второй мировой войны; пенсионное удостоверение или справка медико-социальной экспертизы;
документы, подтверждающие факт работы в тылу во время Второй мировой войны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

200%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

941,00

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1073,00

Подпункт «в»
пп. 169.1.4 п. 169.1
ст. 169

Бывший узник концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания во время Второй мировой войны или лицо, признанное репрессированным или реабилитированным

Заявление;
справка, выданная компетентными органами, или документы, содержащие необходимые сведения о факте признания лица репрессированным или реабилитированным;
копия удостоверения жертвы нацистских преследований

Подпункт «г»
пп. 169.1.4  п. 169.1 ст. 169

Лицо, насильно вывезенное с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками

Заявление;
копия удостоверения жертвы нацистских преследований или справка, выданная компетентными органами, или документы, содержащие необходимые сведения о факте насильственного вывоза с территории бывшего СССР во время Второй мировой войны на территорию государств, находившихся в состоянии войны с бывшим СССР или оккупированных фашистской Германией и ее союзниками

Подпункт «ґ»
пп. 169.1.4 п. 169.1
ст. 169

Лицо, находившееся на блокадной территории бывшего Ленинграда
(Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период
с 8 сентября 1941 г.
по 27 января 1944 г.

Заявление;
документ, содержащий необходимые сведения о факте нахождения на блокадной территории бывшего Ленинграда (Санкт-Петербург, Российская Федерация) в период с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.

____________
* Матерью-одиночкой (отцом-одиночкой) или опекуном, попечителем считаются лица, которые на момент применения работодателем льготы, определенной пп. «а» п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не состоят в браке, зарегистрированном согласно закону.

 

♦ Вопрос. Нужно ли ежегодно возобновлять заявление о самостоятельном избрании места применения налоговой социальной льготы?

Ежегодное возобновление заявления о применении льготы Налоговым кодексом не предусмотрено и в случае соблюдения требований ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота применяется к заработной плате плательщика налога со дня получения работодателем заявления о применении льготы.

Однако если у плательщика налога возникает право на применение налоговой социальной льготы по другим основаниям, чем указанные в предыдущем заявлении, такой плательщик должен подать новое заявление с соответствующими подтверждающими документами.

Предельный размер заработной платы для применения льготы

В соответствии с пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к доходу, начисленному в пользу плательщика налога в течение отчетного налогового месяца в качестве заработной платы (другие приравненные к ней согласно законодательству выплаты, компенсации и вознаграждения), если его размер не превышает суммы, которая равна размеру месячного прожиточного минимума, действующего для трудоспособного лица на 1 января отчетного налогового года, умноженного на 1,4 и округленного до ближайших 10 грн. (в 2012 г.1500 грн.).

В целях раздела IV Налогового кодекса заработная плата — основная и дополнительная заработная плата, другие поощрительные и компенсационные выплаты, выплачиваемые (предоставляемые) плательщику налога в связи с отношениями трудового найма согласно закону (пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса).

При превышении месячной заработной платы сверх установленного размера вопрос о предоставлении налоговой социальной льготы не рассматривается независимо от категории плательщика налога.

К доходам, отличным от заработной платы, применение налоговой социальной льготы Налоговым кодексом не предусмотрено.

Пример 1

Заработная плата налогоплательщика составляет 1485 грн. Поскольку его доход в границах предельного размера (1500 грн.), такой плательщик имеет право на применение льготы. Налогом на доходы физических лиц облагается заработная плата, из которой уже удержаны единый социальный взнос и сумма налоговой социальной льготы, поэтому рассчитываем сумму единого социального взноса:

1485 грн. х 3,6% = 53,46 грн.

Исчисляем сумму единого социального взноса:

1485 грн. — 53,46 = 1431,54 грн.

Налог на доходы физических лиц без учета налоговой социальной льготы составляет:

1431,54 грн. х 15% = 214,73 грн.

Удерживаем налог на доходы физических лиц:

1431,54 грн. — 214,73 = 1216,81 грн.

Налог на доходы физических лиц с учетом налоговой социальной льготы составляет:

(1431,54 грн. — 536,50 грн.) х 15% = 134,26.

Удерживаем налог на доходы физических лиц:

1431,54 грн. — 134,26 грн. = 1297,28 грн.

Следовательно, с учетом налоговой социальной льготы налогоплательщик получит 1297,28 грн., что на 80,47 грн. больше, чем без применения льготы.

♦ Вопрос. Работник работает на 0,5 ставки (ставка 2000 грн.) неполный рабочий день. Можно ли предоставлять ему налоговую социальную льготу (общую) при условии, что он подал заявление о применении льготы?

Статьей 56 КЗоТ определены случаи, по которым может устанавливаться неполный рабочий день, в частности по соглашению между работником и собственником или уполномоченным им органом. Оплата труда в этих случаях производится пропорционально отработанному времени или в зависимости от выработки. Работа на условиях неполного рабочего времени не приводит к любым ограничениям объема трудовых прав работников.

Следовательно, если работник работает на предприятии на 0,5 ставки (неполный рабочий день) по трудовому договору (контракту) и получает заработную плату согласно определению, приведенному в пп. 14.1.48 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса, он имеет право на применение к начисленной заработной плате налоговой социальной льготы, установленной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 этого Кодекса, при условии соблюдения требований этой статьи.

Условия применения налоговой социальной льготы

Положениями п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса предусмотрено, что налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. При этом заработная плата такого плательщика не должна превышать размер, установленный пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса.

Если заявление и подтверждающие документы предоставлены не с начала месяца, налоговая социальная льгота применяется ко всей сумме дохода в виде заработной платы, начисленного в таком месяце.

В свою очередь работодатель отражает в налоговой отчетности все случаи применения или неприменения налоговой социальной льготы согласно полученным от налогоплательщиков заявлениям о применении льготы, а также заявлениям об отказе от такой льготы.

Пример 2

Работник работает с 01.05.2012 г., а заявление на применение налоговой социальной льготы получено работодателем 12.05.2012 г. В таком случае независимо со дня подачи заявления работник имеет право на применение льготы к месячному доходу, а не пропорционально отработанному времени с 12.05.2012 г.

♦ Вопрос. Работник пользуется общей налоговой социальной льготой. В отчетном месяце помимо заработной платы получил еще и выплату по больничному. Как применить налоговую социальную льготу?

Если плательщик налога получает доходы в виде заработной платы за период ее сохранения согласно законодательству, в том числе за время отпуска или нахождения плательщика налога на больничном, то с целью определения предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы, и в других случаях их налогообложения такие доходы (их часть) включаются в соответствующие налоговые периоды их начисления (абзац третий пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса).

Согласно пп. 165.1.1 п. 165.1 ст. 165 Налогового кодекса выплаты, связанные с временной утратой трудоспособности, включаются в состав месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога.

Вместе с тем абзацем вторым пп. 169.2.3 п. 169.2 ст. 169 указанного Кодекса установлено, что налоговая социальная льгота не может быть применена к доходам плательщика налога другим, чем заработная плата.

В соответствии с абзацем вторым ст. 2 КЗоТ работники реализуют право на труд путем заключения трудового договора о работе на предприятии, в учреждении, организации или с физическим лицом. Работники имеют право, в частности, на материальное обеспечение в порядке социального страхования в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности.

Пунктом 1 ст. 35 Закона № 2240 предусмотрено, что пособие по временной нетрудоспособности предоставляется застрахованному лицу в форме материального обеспечения, которое полностью или частично компенсирует потерю заработной платы (дохода), при наступлении у него одного из страховых случаев, определенных этой статьей.

Согласно п. 2 ст. 35 Закона № 2240 пособие по временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием, выплачивается Фондом социального страхования по временной утрате трудоспособности застрахованным лицам начиная с шестого дня нетрудоспособности за весь период до восстановления трудоспособности или установления медико-социальной экспертной комиссией инвалидности (установление другой группы, подтверждение ранее установленной группы инвалидности) независимо от освобождения застрахованного лица в период утраты трудоспособности в порядке и размерах, установленных законодательством.

Оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности вследствие заболевания или травмы, не связанной с несчастным случаем на производстве, осуществляется за счет денежных средств работодателя в порядке, установленном постановлением № 439.

Таким образом, выплаты по листкам нетрудоспособности (оплата первых пяти дней временной нетрудоспособности за счет денежных средств работодателя и пособие по временной нетрудоспособности) с целью обложения налогом на доходы физических лиц приравниваются к заработной плате и учитываются при определении предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы. Указанные суммы включаются в состав месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога и облагаются налогом с учетом норм п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса.

♦ Вопрос. Человек работает на двух работах. По основному месту работы получает 1400 грн., а по совместительству — 1300 грн. Имеет ли этот работник право на применение общей налоговой социальной льготы?

В соответствии с пп. 169.2.1 п. 169.2 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота применяется к начисленному плательщику налога месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты). При этом заработная плата такого плательщика не должна превышать размер, установленный пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса.

В нашем случае заработная плата на обоих местах работы позволяет воспользоваться налоговой социальной льготой. Как указывалось, плательщик налога по своему усмотрению избирает для себя наиболее выгодное место применения налоговой социальной льготы несмотря на то, где у него находится трудовая книжка.

Следовательно, плательщик имеет право на применение налоговой социальной льготы к начисленному ему месячному доходу в виде заработной платы только по одному месту его начисления (выплаты) со дня получения работодателем заявления плательщика о применении льготы и документов, подтверждающих такое право (при условии соблюдения других требований ст. 169 Налогового кодекса).

Налоговая социальная льгота на детей

Особенность предоставления налоговой социальной льготы на детей состоит прежде всего в особом механизме определения предельного размера заработной платы для применения льготы.

Так, предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных пп. 169.1.2 и подпунктами «а» и «б» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса, и соответствующего количества детей.

Пример 3

Семья состоит из матери, отца и двух детей. Для одного из родителей предельная сумма доходов устанавливается по количеству детей — по 1500 грн. на каждого, то есть:

1500 грн. х 2 = 3000 грн.

Таким образом, один из родителей может воспользоваться льготой, если его заработная плата будет не больше 3000 грн., а второй — если его доход не превышает 1500 грн.

♦ Вопрос. Семья состоит из семи человек: матери, отца и пятерых детей. Заработная плата отца — 5200 грн., а матери — 1490 грн. Кто из родителей имеет право на получение налоговой социальной льготы и в каком размере?

Для одного из родителей сумма предельного дохода определяется согласно количеству детей по 1500 грн. на каждого ребенка:

1500 грн. х 5 (детей) = 7500 грн.

То есть один из родителей может воспользоваться налоговой социальной льготой на детей, если его заработная плата будет не больше 7500 грн., а второй — если его заработная плата не превышает обычный предельный доход, то есть 1500 грн.

Выгоднее в этом случае воспользоваться правом на повышенный предельный доход для применения налоговой социальной льготы отцу.

Рассчитываем сумму льготы:

536,50 грн. х 5 (детей)= 2628,50 грн.

Исчисляем единый социальный взнос:

5200 грн. х 3,6% = 187,20 грн.

Исчисляем сумму единого социального взноса:

5200 грн. — 187,20 грн. = 5012,80 грн.

Налог на доходы физических лиц без учета налоговой социальной льготы составляет:

5012,80 грн. 15% = 751,92 грн.

Удерживаем налог на доходы физических лиц:

5012,80 грн. — 751,92 = 4260,88 грн.

Налог на доходы физических лиц с учетом налоговой социальной льготы составляет:

(5012,80 грн. — 2628,50 грн.) х 15% = 357,65 грн.

Удерживаем налог на доходы физических лиц:

5012,80 грн. — 357,65 грн. = 4655,15.

Следовательно, с учетом налоговой социальной льготы отец получит 4655,15 грн., что на 394,27 грн. больше, чем без применения льготы.

Что касается матери, то поскольку ее заработная плата (1490 грн.) ниже предельного размера дохода (1500 грн.),  то она также сможет воспользоваться детской налоговой социальной льготой. Однако если заработная плата матери будет больше 1500 грн., налоговой социальной льготой она не сможет воспользоваться.

Если плательщик налога имеет право на налоговую социальную льготу по двум или больше основаниям, то применяется одна льгота по основанию, предусматривающему ее самый большой размер.

Однако если плательщик налога содержит двух и больше детей, в том числе ребенка-инвалида (детей-инвалидов), налоговая социальная льгота, предоставляемая плательщику налога как многодетному отцу, добавляется к налоговой социальной льготе на ребенка-инвалида.

Пример 4

Работник имеет троих детей, один из которых является инвалидом. Его заработная плата составляет 3500 грн. Мать детей не работает.

Поскольку работник имеет троих детей, то предельный размер дохода для применения налоговой социальной льготы составляет: 1500 х 3 = 4500 грн. Следовательно, такой работник имеет право на льготу. Рассчитаем его заработную плату.

Исчисляем единый социальный взнос:

3500 грн. х 3,6% = 126 грн.

Исчисляем сумму единого социального взноса:

3500 грн. — 126 грн. = 3374 грн.

Налоговая социальная льгота работника составляет: (536,50 х 2) + 804,75 грн. = 1877,75 грн.,

где 804,75 грн. — размер льготы плательщика, содержащего ребенка-инвалида.

Уменьшаем заработную плату на размер льготы:

3374 грн. — 1877,75 грн. = 1496,25 грн.

Налог на доходы физических лиц составляет:

1496,25 грн. х 15% = 224,44 грн.

Удерживаем налог на доходы физических лиц:

3374 грн. — 224,44 грн. = 3149,56 грн.

♦ Вопрос. На предприятии, где работает мать троих детей (шести, десяти и пятнадцати лет), ей предоставляется налоговая социальная льгота как многодетной матери. В 2012 г. женщина развелась с мужем. Имеет ли она право на дополнительные льготы?

Подпунктом 169.1.2 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса установлено, что плательщик налога, содержащий двух или больше детей в возрасте до 18 лет, имеет право на налоговую социальную льготу в размере 100% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса в расчете на каждого такого ребенка.

Вместе с тем плательщик налога, являющийся матерью-одиночкой, имеет право на налоговую социальную льготу в размере, который равен 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 этой статьи (в 2012 г. — 804,75 грн.), в расчете на каждого ребенка в возрасте до 18 лет, то есть в данном случае: 804,75 грн. х 3 = 2414,25 грн. (пп. «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса).

При этом согласно абзацу второму пп. 169.4.1 п. 169.4 ст. 169 Налогового кодекса предельный размер дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы одному из родителей в случае и в размере, предусмотренных пп. 169.1.2 и пп. «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 этой статьи, определяется как произведение суммы, определенной в абзаце первом этого подпункта, и соответствующего количества детей, то есть в данном случае: 1500,00 грн. х 3 = 4500,00 грн.

В соответствии с п. 5 Порядка № 1227 для применения льготы по основанию, предусмотренному в пп. «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 вышеуказанного Кодекса, кроме заявления о применении льготы мать-одиночка, имеющая ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, должна представить:

  • копию свидетельства (дубликата свидетельства) о рождении ребенка (детей) или документ с указанием сведений об отце ребенка в Книге регистрации актов гражданского состояния, или документы, подтверждающие возраст ребенка (детей), утвержденные соответствующим органом страны, в которой иностранное физическое лицо — плательщик налога постоянно проживало до прибытия в Украину;
  • копию паспорта.

В целях этого пункта матерью-одиночкой считается лицо, которое на момент применения работодателем льготы, определенной пп. «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, имея ребенка (детей) в возрасте до 18 лет, не состоит в браке, зарегистрированном согласно закону.

Таким образом, при условии, что заработная плата матери-одиночки, имеющей троих детей, не будет превышать 4500 грн. в месяц в течение 2012 г., она будет иметь право на применение такой льготы.

Применение налоговой социальной льготы другими категориями налогоплательщиков

Налоговым кодексом помимо указанных (общей и на детей) налоговых социальных льгот предусмотрен и повышенный размер льготы, которым могут воспользоваться налогоплательщики (табл.). К ним относятся родители-одиночки с детьми, родители, содержащие ребенка-инвалида, чернобыльцы и пр. Такие налогоплательщики указывают это право в заявлении о применении льготы, с предоставлением соответствующих подтверждающих документов.

Если государственный служащий имеет право на повышенный размер налоговой социальной льготы, он должен подать заявление, в котором указывается, какой именно льготой он желает пользоваться, и приложить к заявлению подтверждающие документы.

По общему правилу налоговая социальная льгота применяется к утрате оснований для ее применения или увольнения с места работы с учетом последнего месячного налогового периода.

♦ Вопрос. Инвалид ІІ группы работает на предприятии с 2010 г. Заявление о применении льготы подал в апреле 2012 г. Должно ли предприятие возвратить излишне удержанный налог за 2010 — 2011 гг.?

В соответствии с пп. «ґ» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса плательщик налога, являющийся инвалидом I или II группы, в том числе с детства, кроме инвалидов, льгота которым определена пп. «б» пп. 169.1.4 п. 169.1 этой статьи, имеет право на налоговую социальную льготу в размере, равном 150% суммы льготы, определенной пп. 169.1.1 п. 169.1 этой статьи, при соблюдении требований абзаца первого пп. 169.4.1 п. 169.4 этой статьи.

Налоговая социальная льгота начинает применяться к начисленным доходам в виде заработной платы со дня получения работодателем заявления плательщика налога о применении льготы и документов, подтверждающих такое право. Льгота не применяется к доходу, начисленному до момента получения такого заявления.

Для применения налоговой социальной льготы по основаниям, предусмотренным пп. «ґ» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, плательщик налога, являющийся инвалидом ІІ группы, кроме заявления о применении льготы должен представить работодателю копию пенсионного удостоверения или справку медико-социальной экспертизы (пп. 5 п. 5 Порядка № 1227).

 При этом согласно п. 3 этого Порядка периодичность представления подтверждающих документов о получении льготы для плательщика налога, предусмотренного в пп. «ґ» пп. 169.1.3 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, соответствует установленным Минздравом Украины срокам их пересмотра.

♦ Вопрос. Имеют ли льготы по налогообложению доходов граждане, являющиеся членами семей погибших?

В соответствии с п. 19 части первой ст. 15 Закона № 3551 лицам, на которых распространяется действие этого Закона, в частности членам семей погибших, предоставляются льготы по уплате налогов, сборов, таможенной пошлины и других платежей в бюджет согласно налоговому и таможенному законодательству.

Плательщики налога, имеющие статус членов семей погибших, не определенные разделом IV Налогового кодекса в качестве отдельной льготной категории, но при условии, что уровень начисленной заработной платы в месяц у таких плательщиков не превышает 1500 грн., имеют право на применение налоговой социальной льготы в размере 536,50 грн. в месяц.

В случае превышения месячной заработной платы сверх установленного размера вопрос о предоставлении налоговой социальной льготы не рассматривается независимо от категории плательщика налога.

Ограничение применения налоговой социальной льготы

Нормами Налогового кодекса приведен конечный перечень доходов физических лиц, к которым налоговая социальная льгота не может быть применена, а именно к:

  • доходам плательщика налога другим, нежели заработная плата;
  • заработной плате, которую плательщик налога в течение отчетного налогового месяца получает одновременно с доходами в виде стипендии, денежного или имущественного (вещного) обеспечения учеников, студентов, аспирантов, ординаторов, адъюнктов, военнослужащих, которые выплачиваются из бюджета;
  • доходу самозанятого лица от осуществления предпринимательской деятельности, а также другой независимой профессиональной деятельности.

♦ Вопрос. Имеются ли ограничения по срокам применения налоговых социальных льгот?

В соответствии с пп. 169.3.3 п. 169.3 ст. 169 Налогового кодекса налоговая социальная льгота, установленная для: родителей, содержащих двух или больше детей в возрасте до 18 лет (пп. 169.1.2 п. 169.1 этой статьи), матерей-одиночек (родителей), вдов (вдовцов) или опекунов, попечителей, имеющих детей до 18 лет (пп. «а» пп. 169.1.3 п. 169.1 этой статьи), налогоплательщиков, содержащих детей-инвалидов до 18 лет (пп. «б» пп. 169.1.3 п. 169.1 этой статьи), предоставляется до конца года, в котором ребенок достигает 18 лет. Право на получение такой налоговой социальной льготы утрачивается в случае лишения плательщика налога родительских прав или если он отказывается от ребенка либо передает ребенка на государственное содержание, в том числе в учреждениях для детей-сирот и детей, лишенных родительской заботы, независимо от того, берется ли плата за такое содержание или нет, а также если ребенок становится курсантом на условиях его полного содержания, начиная с налогового месяца, в котором состоялось такое событие.

Предоставление налоговой социальной льготы, предусмотренной подпунктами «в» — «е» пп. 169.1.3 п. 169.1 этой статьи Кодекса (в частности ученикам, студентам, аспирантам, ординаторам, адъюнктам, инвалидам І или ІІ групп и т.п.), останавливается с налогового месяца, наступающего за месяцем, в котором плательщик налога утрачивает статус, определенный в этих подпунктах.

Кроме того, налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором плательщик налога умер либо признается судом без вести отсутствующим, или утрачивает статус резидента, или был уволен с места работы (пп. 169.3.4 п. 169.3 ст. 169 Налогового кодекса).

♦ Вопрос. В месяце увольнения с работы работнику будут выплачены заработная плата и компенсация за неиспользованный отпуск (всего — 1450 грн.). Применяется ли в месяце увольнения налоговая социальная льгота? Если да, то как правильно ее применить: к общей сумме (с учетом компенсации) или только к заработной плате?

Статьей 83 КЗоТ установлено, что при увольнении работника ему выплачивается денежная компенсация за все не использованные им дни ежегодного отпуска, а также дополнительного отпуска работникам, имеющим детей.

 Таким образом, с целью обложения налогом на доходы физических лиц денежная компенсация за неиспользованный отпуск рассматривается как заработная плата и учитывается при определении предельной суммы дохода, дающего право на получение налоговой социальной льготы. Указанная сумма включается в состав месячного налогооблагаемого дохода плательщика налога и облагается налогом с учетом норм п. 164.6 ст. 164 Налогового кодекса.

Согласно пп. 169.3.4 п. 169.3 ст. 169 этого Кодекса налоговая социальная льгота предоставляется с учетом последнего месячного налогового периода, в котором плательщик налога был уволен с места работы.

Следовательно, к сумме начисленной работнику заработной платы за дни, отработанные в месяце увольнения, с учетом компенсации за неиспользованный отпуск применяется налоговая социальная льгота, установленная пп. 169.1.1 п. 169.1 ст. 169 Налогового кодекса, при условии соблюдения требований ст. 169 этого Кодекса.

 Кроме того, работодатель плательщика налога обязан осуществить, в том числе по месту применения налоговой социальной льготы, с учетом положений абзаца третьего п. 167.1 ст. 167 Налогового кодекса, перерасчет суммы доходов, начисленных такому плательщику в виде заработной платы, а также суммы предоставленной налоговой социальной льготы при проведении окончательного расчета с плательщиком налога, который прекращает трудовые отношения с таким работодателем (пп. «в» пп. 169.4.2 п. 169.4 ст. 169 этого Кодекса).

Ответственность

Поскольку налоговая социальная льгота применяется на основании поданного плательщиком заявления, то и ответственность за неправомерное применение льготы несет плательщик.

Если по вине плательщика происходит неправомерное применение налоговой социальной льготы, такой плательщик утрачивает право на ее получение по всем местам получения дохода, начиная с месяца, в котором имело место такое нарушение, и заканчивая месяцем возобновления права на льготу.

Возобновление права на льготу возможно при подаче плательщиком заявлений об отказе от льготы всем работодателям, которым раньше подавались заявления о применении налоговой социальной льготы. В заявлении необходимо отметить месяц, когда состоялось такое нарушение.

На этом основании работодатель начисляет и удерживает соответствующую сумму недоплаты налога и штраф в размере 100% суммы этой недоплаты за счет ближайшей выплаты дохода такому плательщику налога, а если сумма выплаты недостаточна, — за счет следующих выплат.

В случае если сумма недоплаты и/или штрафа не были удержаны налоговым агентом за счет дохода плательщика налога, такие суммы включаются в годовую налоговую декларацию такого плательщика. При этом право на применение налоговой социальной льготы возобновится с налогового месяца, наступающего за месяцем, в котором сумма такой недоплаты и штраф полностью погашаются.

«Горячие линии»

Дата: 28 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42