Новости
Тема: Учет налогоплательщиков

Учет налогоплательщиков

Обязательно ли получать регистрационный номер учетной карточки налогоплательщика несовершеннолетним лицам, не получающим доходов и не имеющим обязанности по уплате налогов?

В соответствии с п. 70.1 ст. 70 Налогового кодекса и п. 2 раздела IV Положения о регистрации центральный орган ГНС формирует и ведет Государственный реестр физических лиц — плательщиков налогов (далее — Государственный реестр).

В Государственный реестр вносится информация о лицах, являющихся:

  • гражданами Украины;
  • иностранцами и лицами без гражданства, постоянно проживающими в Украине;
  • иностранцами и лицами без гражданства, которые не имеют постоянного места жительства в Украине, но согласно законодательству обязаны уплачивать налоги в Украине или являются учредителями юридических лиц, созданных на территории Украины.

Учет физических лиц — плательщиков налога, которые из-за своих религиозных убеждений отказываются от принятия регистрационного номера учетной карточки налогоплательщика и уведомили об этом соответствующий орган ГНС, ведется в отдельном реестре Государственного реестра по фамилии, имени, отчеству и серии и номеру паспорта без использования регистрационного номера учетной карточки.

Согласно п. 15.1 ст. 15 Налогового кодекса плательщиками налога признаются физические лица (резиденты и нерезиденты Украины), юридические лица (резиденты и нерезиденты Украины) и их обособленные подразделения, которые имеют, получают (передают) объекты налогообложения или осуществляют деятельность (операции), являющуюся объектом налогообложения в соответствии с этим Кодексом или налоговым законом, и на которых возложена обязанность по уплате налогов и сборов.

Государственный реестр создан с целью:

  • обеспечения единого государственного учета физических лиц, обязанных уплачивать налоги, сборы в порядке и на условиях, определенных Налоговым кодексом и другими нормативно-правовыми актами Украины;
  • осуществления контроля за правильностью начисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов, сборов, начисленных финансовых санкций, соблюдения налогового и другого законодательства, возложенного на органы ГНС (п. 1 Положения о регистрации).

Следовательно, если физическое лицо не имеет обязанности по уплате налогов, не получает доходы, подлежащие налогообложению, и не подпадает под определение налогоплательщика, то нет оснований для включения сведений о нем в Государственный реестр. Налоговым кодексом не предусмотрена обязательная регистрация граждан в Государственном реестре ни с момента их рождения, ни с наступлением определенного возраста.

 

Могут ли органы ГНС отказать самозанятому лицу, принявшему решение о прекращении предпринимательской деятельности, в выдаче справки по форме № 22-ОПП и требовать закрытия счетов, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц?

В соответствии с п. 69.7 ст. 69 Налогового кодекса физические лица — предприниматели и лица, осуществляющие независимую профессиональную деятельность, обязаны уведомлять о своем статусе банки и другие финансовые учреждения, в которых такие лица открывают счета.

Подпунктом 11.9 п. 11 Порядка учета плательщиков установлено, что если до истечения срока заявления требований кредиторами орган ГНС не может выдать справку по форме № 22-ОПП, то не позднее окончания такого срока орган ГНС обязан направить (выдать) уведомление о наличии возражений против проведения государственной регистрации прекращения юридического лица (предпринимательской деятельности физического лица — предпринимателя) по форме № 27-ОПП с указанием причин возражений органа ГНС относительно осуществления государственной регистрации прекращения плательщика налога согласно пп. 11.9.1 этого пункта.

Причиной возражений органа ГНС относительно осуществления государственной регистрации прекращения плательщика налога может быть, в частности, отсутствие уведомлений от финансовых учреждений о закрытии всех счетов такого плательщика налога, в том числе открытых через обособленные подразделения. Это положение не применяется, если в случае прекращения плательщика налога, текущий счет которого открыт в ликвидируемом банке и по которому не удовлетворены кредиторские требования, налогоплательщик предоставил справку о сумме признанных ликвидатором банка кредиторских требований и очередности их удовлетворения. Также это положение не применяется к счетам физических лиц — предпринимателей, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц (пп. 11.9.1 п. 11.9 Порядка учета плательщиков).

Следовательно, если самозанятое лицо имеет открытые (депозитные) счета в учреждениях банков для зачисления денежных средств по требованию физических лиц (собственные счета, не используемые для предпринимательской деятельности), ему выдается справка по форме № 22-ОПП. При этом органы ГНС не должны требовать закрытия счетов самозанятых лиц, открытых для зачисления денежных средств по требованию физических лиц.

  

В соответствии с каким нормативным документом банки и другие финансовые учреждения уведомляют об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков до 01.08.2012 г.?

Согласно п. 3 приказа № 426 с 01.05.2012 г. до 01.08.2012 г. банки и другие финансовые учреждения представляют уведомление об открытии/закрытии счетов налогоплательщиков в органы ГНС в соответствии с приказами № 426 или № 993 по своему выбору.

 

Необходимо ли перезаключать договор о представлении отчетности в электронном виде в связи с изменением должностных лиц юридического лица?

В соответствии со ст. 6 Закона № 852 сертификат ключа содержит следующие обязательные данные:

  • наименование и реквизиты центра сертификации ключей (центрального удостоверяющего органа, удостоверяющего центра);
  • указания, что сертификат выдан в Украине;
  • уникальный регистрационный номер сертификата ключа;
  • основные данные (реквизиты) подписывателя — собственника личного ключа;
  • дату и время начала и истечения срока действия сертификата;
  • открытый ключ;
  • наименование криптографического алгоритма, используемого собственником личного ключа;
  • информацию об ограничении использования подписи.

Согласно п. 5.1 раздела ІІІ Инструкции № 233 налогоплательщик получает в любом включенном в систему представления налоговых документов в электронном виде аккредитованном центре сертификации ключей усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц предприятия, имеющих право подписи (руководителя, бухгалтера), и печати предприятия. Личные ключи находятся на ключевых (электронных) носителях, сохраняемых в тайне.

В соответствии с Инструкцией № 233 плательщик налога может направить в орган ГНС средствами телекоммуникационной связи налоговые документы в электронном виде после того, как с органом ГНС заключен договор о признании электронных документов, а также органу ГНС предоставлены усиленные сертификаты открытых ключей, сформированные аккредитованным центром сертификации ключей.

Следует отметить, что Инструкцией № 233 утвержден текст примерного договора о признании электронных документов.

Согласно разделу 6 примерного договора о признании электронных документов (далее — договор) указанный договор действует до истечения срока действия усиленных сертификатов открытых ключей. Если налогоплательщик представляет в орган ГНС новые усиленные сертификаты ЭЦП, этот договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей.

Следовательно, если на предприятии меняется руководство (директор, главный бухгалтер или лицо, уполномоченное вести бухгалтерский учет), то в срок до момента отправки следующей электронной отчетности необходимо получить новые усиленные сертификаты открытых ключей должностных лиц предприятия, имеющих право подписи документов (руководителя, бухгалтера). Если налогоплательщик представляет в орган ГНС новые усиленные сертификаты ЭЦП, договор считается пролонгированным до истечения срока действия новых усиленных сертификатов ключей, то есть перезаключать договор с органом ГНС не нужно.

  

Как кредиторы могут заявить о своих требованиях в случае ликвидации юридического лица, прекращения государственной регистрации физического лица — предпринимателя и какие сроки заявления таких требований?

В соответствии с п. 1 ст. 60 Хозяйственного кодекса ликвидация юридического лица осуществляется ликвидационной комиссией, которая создается собственником (собственниками) имущества субъекта хозяйствования или его (их) представителями (органами), или другим органом, определенным законом, если другой порядок ее создания не предусмотрен этим Кодексом. Ликвидация субъекта хозяйствования может быть также возложена на орган управления ликвидируемого субъекта.

Орган (лицо), принявший решение о ликвидации юридического лица, устанавливает порядок и определяет сроки проведения ликвидации, а также срок для заявления претензий кредиторами, который не может быть меньше двух месяцев со дня объявления о ликвидации (п. 2 ст. 60 Хозяйственного кодекса).

Ликвидационная комиссия или другой орган, который проводит ликвидацию юридического лица, размещает в печатных органах согласно закону уведомление о его ликвидации, а также о порядке и сроках заявления кредиторами претензий, а явных (известных) кредиторов уведомляет персонально в письменной форме в установленные этим Кодексом или специальным законом сроки (п. 3 ст. 60 Хозяйственного кодекса).

Процедуры выполнения решения о прекращении юридического лица, порядок проведения ликвидации, удовлетворение требований кредиторов определены статьями 104 — 112 Гражданского кодекса и ст. 60 Хозяйственного кодекса.

В частности, срок заявления кредиторами своих требований к юридическому лицу, которое прекращается, не может составлять меньше двух и больше шести месяцев со дня опубликования уведомления о решении о прекращении юридического лица (п. 5 ст. 105 Гражданского кодекса).

Процедуры выполнения решения о прекращении физического лица — предпринимателя определены статьями 501 — 54 Гражданского кодекса и ст. 128 Хозяйственного кодекса.

В соответствии с п. 1 ст. 501 Гражданского кодекса физическое лицо — предприниматель письменно уведомляет государственного администратора, кредиторов о принятом решении о прекращении им предпринимательской деятельности, порядке и сроках заявления кредиторами своих требований, которые не могут составлять меньше двух и больше трех месяцев со дня опубликования уведомления о принятии физическим лицом — предпринимателем решения о прекращении предпринимательской деятельности (п. 1 ст. 501 Гражданского кодекса).

Каждое отдельное требование кредитора, в частности относительно уплаты налогов, сборов, единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, страховых средств в Пенсионный фонд Украины, фонды социального страхования, рассматривается юридическим лицом, после чего принимается соответствующее решение, направляемое кредитору не позднее 30 дней со дня получения юридическим лицом, которое прекращается, соответствующего требования кредитора, а соответствующее решение физического лицапредпринимателя направляется кредитору не позднее 15 дней со дня получения физическим лицомпредпринимателем соответствующего требования кредитора (п. 3 ст. 501, п. 6 ст. 105 Гражданского кодекса).

Требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор в месячный срок после получения уведомления о полном или частичном отказе в признании его требований не обращался в суд с иском, требования, в удовлетворении которых по решению суда кредитору отказано, а также требования, которые не удовлетворены в силу отсутствия имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными (п. 4 ст. 112 Гражданского кодекса).

Физическое лицо, не способное удовлетворить требования кредиторов, связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности, может быть признано банкротом в порядке, установленном законом (ст. 53 Гражданского кодекса).


Единая база налоговых знаний, www.sts.gov.ua

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00