Новости

Качественные изменения полезны всем

Председатель ГНС в Волынской области Владимир МихаличСлышать бизнес, прислушиваться к его предложениям и замечаниям и реагировать на конструктивную критику — в перечне профессиональных обязанностей волынских налоговиков эти принципы не случайно занимают главенствующее место. О том, как новации от налоговой в обслуживании налогоплательщиков воплощаются на Волыни, — наш разговор с председателем ГНС в Волынской области Владимиром МИХАЛЧИЧЕМ.{h}Биографическая справка
Владимир Николаевич МИХАЛЧИЧ родился 1 сентября 1966 г. в с. Калинах Тячевского района Закарпатской области. Закончил  местную общеобразовательную школу.
Высшее образование приобретал в Ужгородском национальном университете, где получил диплом экономиста в 1991 г. и диплом юриста — в 2003 г.
В 1984 —1985 гг. работал экономистом в Тячевском райфинотделе Закарпатской области.
В течение 1985 — 1987 гг. проходил службу в армии, после чего вернулся на работу в Тячевский райфинотдел. В 1991 г. начал карьеру налоговика в должности главного государственного налогового инспектора отдела кооперативных и общественных организаций ГНИ в Тячевском районе Закарпатской области. В последующие годы работал начальником отдела налоговых расследований (1995 — 1996), заместителем начальника Тячевского главного отдела налоговой милиции (1996 — 2009), начальником Полтавской ГНИ (2009 — 2010), начальником ГНИ в Тячевском районе Закарпатской области (2010 — 2011).
С декабря 2011 г. возглавляет ГНС в Волынской области.
{/h}


— Владимир Николаевич, как руководитель налоговой службы региона Вы ежедневно ощущаете реакцию и коллег, и представителей бизнеса на кардинальные реформы в ведомстве. Можете ли в равной мере рассчитывать на их достойную поддержку?

— Бесспорно, налоговики и бизнес в деле реформирования налоговой службы — единомышленники и союзники. Почему? Потому что главная цель любых новаций — это качественные изменения, полезные всем. На сегодняшний день налогоплательщики нуждаются в определенных (качественных) услугах налоговой службы. Учитывая это, перед нами стоит задача своевременно реагировать на нужды налогоплательщиков. Рано или поздно, но налоговики были обречены научиться воспринимать плательщиков как клиентов, которые хотят получить высококачественный сервис. Обеспечить бизнес востребованными услугами оперативно и на надлежащем уровне — наша первоочередная задача, в которой доверие к плательщику и взаимопомощь будут главными принципами общения.

Конечно же, за один день такие реформы не проводятся, но, думаю, уже в ближайшем будущем мы будем говорить о нашей службе как о современном институте налогового обслуживания.

Кроме электронных сервисов, облегчающих деятельность представителям предпринимательских структур и процесс администрирования налогов — нам, плательщики хотят живого общения. Именно сервисные центры, которые сейчас активно открываются во всех регионах, помогут им своевременно получить информацию о новациях в налогообложении из первых уст и иметь под рукой четкие и понятные разъяснения относительно применения норм налогового законодательства каждому. Такая консультационно-информационная деятельность — один из приоритетных моментов работы сервисных центров.

Своевременная выдача лицензий, разрешений, справок тоже будет находиться в компетенции сервисного центра. На этом мы акцентируем внимание представителей бизнеса при каждой встрече.

Ныне на Волыни из восьми запланированных к открытию сервисных центров работают четыре. Даже непродолжительный период их работы подтвердил: новации оправдывают ожидания обеих сторон.

— То есть теперь волынские налоговики значительно меньше будут контролировать налогоплательщиков и сосредоточатся на сервисном обслуживании?

— Добросовестных плательщиков, бесспорно, будем контролировать меньше. Это логично и соответствует общегосударственным тенденциям. Уже второй год подряд мы сокращаем количество плановых документальных проверок. На Волыни в этом году их проведено вдвое меньше, чем в прошлом году. Вместе с тем качество налогового аудита существенно улучшилось. Об этом свидетельствует тот факт, что из доначисленных сумм в этом году в бюджет взыскано платежей на треть больше.

В план-график проверок как в первом квартале текущего года, так и в дальнейшем будут попадать лишь предприятия, создающие риски для наполнения бюджета. В целом в текущем году на Волыни налоговая проверит не более 200 предприятий, что в три раза меньше по сравнению с 2010 годом.

С представителями бизнеса мы активно общаемся во время проведения «круглых столов», встреч и семинаров.

Однако такое лояльное и партнерское отношение не касается тех предприятий, которые создают риски для наполнения бюджета. Развитие информационных технологий и аналитические способности специалистов налоговой службы позволяют нам почти мгновенно в режиме on-line отслеживать сомнительные хозяйственные операции и выявлять аферы. Мы постоянно совершенствуем методы работы по выявлению теневых потоков и схем уклонения. И хотя наша цель — меньше контроля,  больше сервиса, это касается лишь легального бизнеса.

Коллегам я всегда подчеркиваю: работа налоговой службы края в этом направлении должна быть системной, прозрачной, результативной и понятной для налогоплательщиков. Только так мы создадим благоприятные налоговые условия для добросовестного бизнеса.

— Каким образом применение современных информационных технологий в процессе администрирования налогов сказывается на объемах поступлений налоговых средств в бюджет?

— На протяжении последних лет на Волыни наблюдается лишь положительная динамика по наполнению бюджетов всех уровней. Налоговая служба Волыни, как правило, работает на плюс 20 — 30% поступлений по сравнению с показателями предыдущего отчетного периода. Нынешний год — не исключение. По итогам пяти месяцев в сводный бюджет собрано 823,4 млн. грн., или на 19,9% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Кстати, динамика сбора в государственный бюджет традиционно улучшается.

Значимость информационных технологий в администрировании налогов лучше всего иллюстрирует динамика сбора НДС. Благодаря автоматизированной системе сопоставления обязательств и налогового кредита мы получили возможность своевременно выявлять расхождения, а следовательно, вероятные сомнительные финансовые аферы. Иметь в своем арсенале такую информацию важно и для бизнеса, и для налоговой, поскольку добросовестный бизнес заинтересован в безупречной деловой репутации. Наша служба всегда готова к конструктивному партнерскому диалогу с налогоплательщиками с положительной налоговой историей.

Благодаря умелому применению разных методов работы с налогоплательщиками, системному анализу и прогнозированию на Волыни в этом году сбор НДС почти в полтора раза превышает прошлогодние показатели. За пять месяцев в области собрано почти 212 млн. грн. НДС. Кроме того, мы продолжаем фиксировать положительную динамику роста начислений к уплате. Так, по результатам декларирования за декабрь 2011 года, январь — апрель текущего года начисленная сумма НДС к уплате возросла на 20,4% и составляет 253,8 млн. грн.

— Волынь — пограничный регион и вполне логично, что потенциальные инвесторы интересуются налоговым климатом. Какие аргументы в пользу инвестирования в Волынь Вы приводите?

— В этом году налоговая служба отметила первую годовщину внедрения сервиса автоматического возмещения НДС. Волынь в этом вопросе демонстрирует неопровержимый позитив. Почти все возмещенные в автоматическом режиме суммы налога на добавленную стоимость, а это свыше 60 млн. грн., поступили на счета предприятий с иностранными инвестициями. Поэтому имею основания утверждать, что для Волыни такой сервис, как возмещение НДС в автоматическом режиме, — привлекательный сигнал для инвесторов, в том числе потенциальных. Кстати, по инициативе главы Волынской облгосадминистрации Бориса Климчука внедрен социальный проект «Волынь нуждается в твоих инвестициях». На сегодняшний день налоговики Волыни имеют собственные весомые аргументы для разговора с потенциальными инвесторами. Почти все наши экспортеры — это предприятия с иностранными инвестициями, а потому расширение круга тех, кто будет получать возмещение НДС в автоматическом режиме, — принципиальный момент для инвестиционного имиджа Волыни. В перечне предприятий, пользующихся сервисом автоматического возмещения, ежемесячно 5 — 6 волынских.

— Внедряя сервисы, налоговая, однако, оставляет за собой право в дальнейшем жестко контролировать и вести бескомпромиссную борьбу с теневиками в экономике. Какие имеете наработки?

— Конечно, о рисках неуплаты налогов мы узнаем еще на этапе анализа представленной отчетности. Руководителей так называемых рисковых предприятий стараемся убедить легально уплачивать налоги, работать прозрачно и не создавать рисков для себя и бюджета. Вскоре наблюдаем изменение стиля налогового поведения тех предприятий, которые учли аргументы налоговиков. Кстати, развитие электронных сервисов и системы дистанционного обслуживания налогоплательщиков, как это предусмотрено концепцией преобразования налогового ведомства в сервисную службу, лишь придадут весомости нашим аргументам. Если знаем наверняка, что на предприятии сознательно избрали политику уклонения от уплаты налогов, применяем более жесткие меры.

С начала нынешнего года налоговая милиция Волыни разоблачила и задокументировала 25 преступлений в сфере налогообложения, 84% из которых — тяжкие и особо тяжкие. В частности, в трех случаях речь идет об уклонении от уплаты налогов в особо крупных размерах. Четырнадцать уголовных дел возбуждены за незаконный оборот подакцизных товаров.

Остальные выявленные преступления — злоупотребление в сфере госзакупок, возмещение НДС, незаконный экспорт и т. п.

Также налоговая милиция задокументировала и предупредила 20 фактов неправомерной заявки на возмещение НДС на общую сумму 24,7 млн. грн.

То есть борьба с налоговыми мошенниками налажена довольно эффективно.

— Принимая во внимание Ваш немалый профессиональный опыт — более 20 лет работы в финансовой сфере — как складываются отношения с налогоплательщиками Волыни?

— Традиционно Волынь ассоциируется с аграрным сектором, что вполне справедливо. Но вместе с тем здесь достаточно развита промышленность, в которую уже вложены европейские инвестиции, и есть, пусть и небольшая в масштабах страны, часть угольщиков. Приятно отметить достаточно развитый малый и средний бизнес. Однако независимо от масштабов бизнеса для меня все налогоплательщики важны, потому что вносят посильный вклад в казну государства и местные бюджеты. Поэтому, общаясь с представителями бизнеса, как правило, нахожу понимание.

— Даже с теми, чьи доходы превышают миллион гривен?

— Несомненно. О доходах в налоговой Волыни в этом году отчиталось миллионеров в три раза больше, чем в прошлом году. 26 таких декларантов уплатят в бюджет свыше 2 млн. грн. налога.
А в целом декларационная кампания пополнит казну Волыни по меньшей мере на 8,6 млн. грн.


Беседовала Любовь ГАРАНИНА