Юридическая практика

Основная идеология — все для плательщика и по требованию плательщика

Директор Департамента взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью ГНС Украины Ольга Семченко«Вестник» продолжает серию материалов о буднях налоговиков, их текущих наработках и стратегических целях. Наш сегодняшний гость — директор Департамента взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью ГНС Украины Ольга СЕМЧЕНКО, которая согласилась рассказать о том, каким образом, выполняя поручение руководства государства и отвечая на требования времени относительно прозрачности и открытости ведомства, налоговая служба налаживает эффективный диалог с общественностью.


— Ольга Владиславовна, в связи с профессиональным праздником — Днем работника государственной налоговой службы Украины Вас наградили Почетной грамотой Кабинета Министров Украины. По сути, это высокая оценка всего возглавляемого Вами направления. А на каких достижениях подразделения следует остановиться?

— До определенного периода Государственная налоговая администрация Украины была достаточно закрытой организацией с несколько негативным общественным реноме. Поэтому нашей первоочередной задачей на уровне центрального аппарата и по всей вертикали было изменить такое положение дел.

Каким образом? Путем постоянной работы со средствами массовой информации, сообщая населению о том, чем «дышит» служба. Сегодня мы не просто выдаем победные реляции, а качественно и по-новому информируем о работе службы. Есть достижения — мы говорим о них, возникают проблемы — СМИ также получают полную информацию и о проблемах, и о том, что налоговые органы делают для их решения. Это правильно: мы работаем для людей и граждане вправе знать все о нашей работе.

Для того чтобы наша работа стала понятной широким слоям населения, мы используем все имеющиеся средства. Именно для этого органы ГНС всех уровней увеличили свое присутствие в интернет-пространстве, в печатных СМИ и на теле-, радиоканалах. Иначе говоря, налоговая начала «открываться» — и относительно информирования о себе, и относительно реагирования на критику или негативные высказывания в наш адрес.

— Какие региональные подразделения, по Вашей оценке, наиболее активны?

— Это видно невооруженным глазом. Очень плодотворно взаимодействуют с общественностью Днепропетровская, Львовская, Ивано-Франковская области, г. Киев. Могу выделить Харьковский регион, активизировались Донетчина, Крым. Руководители ГНА по всей стране постепенно начинают осознавать важность открытого диалога с общественностью. Благодарна им за это.

— Реформирование налоговой службы в нашем государстве продолжается. Насколько будут пересмотрены функции Департамента? Какие новые задачи стоят перед ним?

— В настоящее время  изменились приоритеты в деятельности ГНС. Соответственно, изменено и название нашего подразделения — с Департамента массово-разъяснительной работы и обращений граждан на Департамент взаимодействия со средствами массовой информации и общественностью. Поэтому большое внимание направлено на взаимодействие с масс-медиа и консультации с общественными объединениями и организациями. И, кстати, сейчас работу налоговой службы как общество, так и руководство страны, и наши коллеги из других органов государственной власти оценивают именно по качественным показателям этих направлений.

Кроме того, именно от работы наших подразделений зависит качественное выполнение поручений Президента Украины, Премьер-министра Украины, Председателя ГНС Украины — разъяснять, работать, разговаривать с бизнесом, то есть вести с ним откровенный диалог.

А что касается методов, то не так важно, общаемся мы с налогоплательщиками через «горячие» линии, контакт-центр или посредством Интернета, — главное, что спектр такой взаимосвязи расширяется.

Наблюдается существенное увеличение посещения официального сайта ГНА Украины: за полгода, в течение которого мы работали в новом формате, количество его пользователей увеличилось почти в два раза.

В общем, изменения в акцентах деятельности Департамента заключаются в том, что мы работаем в первую очередь для налогоплательщиков. Мониторим проблемные вопросы, возникающие у них, стараемся своевременно и действенно на них реагировать. Наша основная идеология — все для плательщика и по требованию плательщика. Это — европейская практика.

— Часто на заседаниях Общественной коллегии при ГНА Украины, семинарах, других встречах выразители интересов бизнеса высказывают предложения об усовершенствовании налогового законодательства. Приходится ли в результате дискуссий корректировать намерения ведомства относительно инициирования законодательных изменений?

— Яркий пример такого реагирования на замечание налогоплательщиков был весной этого года. Если помните, это ситуация с приемом деклараций по налогу на доходы физических лиц от налоговых агентов, в том числе тех, которые не имели наемных работников и не выплачивали в их пользу доходов. У нас буквально начали обрываться телефоны — граждане жаловались на возникновение очередей. Руководство службы отреагировало мгновенно: был продлен график работы налоговиков. К процессу приема деклараций привлекли большее количество специалистов. А со временем эта ситуация была урегулирована путем отмены «пустых» деклараций. Конечно, эти процессы сопровождались соответствующей информационной и разъяснительной работой налоговой службы. То есть это реальные действия, и мы на самом деле реагируем на нужды налогоплательщиков.

— Кстати, о разъяснительной работе. Что вы планируете предложить в будущем налогоплательщикам?

— Мы продолжаем работать над увеличением количества каналов общения с налогоплательщиками. Последнее нововведение — проект с интернет-изданием buhgalter.com.ua: ежедневно с 10 до 17 часов представители налоговой службы в режиме он-лайн будут отвечать на вопросы плательщиков. Региональные подразделения налоговой службы будут дежурить друг за другом: сегодня, например, Запорожская область, завтра — Волынская, послезавтра — г. Севастополь. Таким образом мы стараемся свести к минимуму количество нерешенных вопросов, возникающих у налогоплательщиков в связи с введением новых норм налогового законодательства.

Актуальными остаются и традиционные формы разъяснительной работы. Если проблема требует экстренного решения или же речь идет о разъяснении налогового законодательства, быстро вооружиться необходимыми данными можно, обратившись в наш контакт-центр или позвонив на «горячую линию». Для получения обоснованных разъяснений необходимо посетить наши семинары и практикумы.

— В последнее время структура официального веб-сайта ГНС Украины изменилась. Что конкретно сделано и планируется сделать в направлении взаимодействия с плательщиками он-лайн?

— На самом деле, изменения в информационной политике ГНА коснулись и веб-сайта. Руководство ГНС Украины и мы в Департаменте задумываемся над созданием единого веб-портала государственной налоговой службы, который объединит сайты всех налоговых органов. Будет унифицирована навигация материалов по каждому региону. И, я уверена, ни один наш пользователь не растеряется в пространстве налоговой информации.

Кроме того, имеем определенные наработки по созданию личного налогового кабинета плательщика. Ведь удобно, когда люди смогут в режиме он-лайн вносить изменения в свои отчетные документы, не так ли? Все, что можно сделать не выходя из офиса, должно быть на нашем сайте. Поэтому до конца года мы планируем полностью обновить его версию, которая будет содержать максимум услуг для налогоплательщиков.

— Тем временем в России пошли дальше — там уже можно уплачивать налоги через интернет...

— Да, мы в курсе дела и, конечно, слышали, что приблизительно месяц назад налоговики в Российской Федерации договорились с центральным банком об уплате налогов он-лайн. Они к этому шли постепенно, и, возможно, мы позаимствуем их опыт, но с учетом собственных доработок и инициатив.

— Сегодня ГНС проводит много общих мероприятий с Ассоциацией налогоплательщиков Украины. Какие планы относительно этого взаимодействия?

— Сотрудничество с АНПУ — отдельный и очень важный участок нашей работы. В настоящее время это активная организация, которой удалось наладить довольно тесное взаимодействие между налоговой службой и налогоплательщиками. Основной проект, о котором уже все слышали, — рейтинг «Добросовестные налогоплательщики». Надеемся, что в 2011 году проведем его более масштабно и качественно для того, чтобы этот рейтинг был единым и лучшим для добросовестных налогоплательщиков.

В ближайшее время с Ассоциацией планируем завершить очередной этап Всеукраинского конкурса «Налоги — глазами детей». АНПУ вышла к нам со следующим предложением: выставить работы победителей на благотворительный аукцион и деньги от реализации этих работ отдать на добрые дела. Идея интересная. Мы ее рассмотрим и, вероятно, воплотим в жизнь.

— Как и каждое подразделение, Ваше, очевидно, сталкивается в работе с определенными трудностями. Какие это трудности и как их преодолеваете?

— В настоящее время основная проб-лема заключается в том, что служба реформируется и специалисты еще не до конца осознают выдвигаемые к ним требования. Информации, имеющейся в налоговой службе, много, она разная и часто не совсем положительно трактуется теми же СМИ. Поэтому следует научить подчиненные нам подразделения правильно работать с этой информацией и затем выдавать ее на-гора.

— В последнее время много замечаний прессы касается штрафов, которые согласно Налоговому кодексу начинают действовать со ІІ полугодия 2011 г. Как вы реагируете на такой негатив?

— Я не согласна с тем, что уведомление о применении штрафов к нарушителям налогового законодательства — негатив. Мы должны информировать население об угрозах или рисках, с которыми оно может столкнуться при выполнении своих налоговых обязательств. Иначе предпринимателям придется уплатить штраф, что для них будет означать просчет в ведении бизнеса, а для меня лично и возглавляемого мной подразделения это будет недоработкой.

Поэтому мы приветствуем подобные вопросы, как вообще приветствуем то, что журналисты держат руку на пульсе экономической жизни государства и, в конце концов, помогают нам освещать вопросы, волнующие общественность.

— Как известно, осенью выйдет мультфильм по сценарию победителя конкурса «Страна уплаченных налогов», проведением которого Вы занимались, работая на Донетчине. Можете ли более детально рассказать о работе над ним?

— Безусловно, мультфильм будет лучшим по качеству. Это рисованная анимация, а не популярное ныне 3D. По поручению заместителя Председателя ГНС Украины Александра Клименко, мы консультировались с детскими психологами и решили, что именно такой формат — наиболее гармоничный для детской психики и вообще для восприятия.

Сценарий мультфильма утвержден, он уже даже озвучен. Мы выбрали наилучшие голоса: так, голосом налогового инспектора Сан Саныча Лелеко будет говорить главный продюсер «Русского радио» Сергей Кузин.

Сейчас мультфильм — на этапе рисования. Почти «на выходе» — саундтрек к нему с одноименным названием «Город мечты».

Что касается главной сюжетной линии, то в мультфильме рассказывается о том, как налоговый инспектор со своими детьми с помощью игры «Город мечты» попадает в сказочную атмосферу, и в этом сказочном городе борется с теми, кого мы обычно считаем неплательщиками налогов. Они у нас будут олицетворены в одном негативном персонаже — в реальной жизни в детской игрушечной мыше.

— Каковы перспективы дальнейшей работы, направленной на воспитание будущих плательщиков?

— Во-первых, мы ведем переговоры с центральными телеканалами о трансляции указанного 15-минутного мультфильма. К тому же намерены показывать его в кинотеатрах. А чтобы привлечь более широкую аудиторию к просмотру ленты, в мультике нарисуют сугубо сказочных героев, рассчитанных на дошкольников и детей младшего школьного возраста. Однако саундтрек к этому фильму написали для молодежи, то есть учитывая вкусы 16-летних подростков. Таким образом, мы охватили всю аудиторию будущих налогоплательщиков.

Во-вторых, не оставляем без внимания конкурс «Налоги — глазами детей», тем более, что в следующем году он будет юбилейным, 10-ым. Все региональные налоговые администрации уже готовятся к организации конкурса на высшем уровне.

Кроме того, мы скопили много стихотворной литературы. В планах — издание сборника детской поэзии на налоговую тематику.

Большую надежду возлагаем на налоговые классы, поэтому планируем совершенствовать работу существующих и создавать новые.

Все это подчинено одной цели — воспитать следующие поколения действительно добросовестными налогоплательщиками.


Беседовала  Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua