Юридическая практика
Тема: Администрирование налогов, Единый налог, НДС, НДФЛ, Проверки и ответственность, Частные предприниматели

Последствия превышения предельного объема выручки физическими лицами — предпринимателями

Суть дела. В ходе проверки установлено, что физическое лицопредприниматель при осуществлении хозяйственной деятельности (посреднические услуги в оптовой торговле) в 20082009 гг. и ІІІІ кварталах 2010 г. применяло упрощенную систему налогообложения и не было зарегистрировано плательщиком НДС.

Проверкой на основании данных о движении денежных средств по расчетному счету и первичных документов установлено, что сумма объема выручки за 2008 г. превышает предельный объем выручки (500 тыс. грн.). Расхождение возникло в связи с тем, что физическим лицомпредпринимателем в объем выручки включена не вся сумма денежных средств, фактически полученных на расчетный счет, а только сумма полученного вознаграждения. Во исполнение требований Указа об упрощенной системе физическое лицопредприниматель с І квартала 2009 г. должно было перейти на общую систему налогообложения и представить в ГНИ декларацию о доходах, в которой задекларировать сумму превышения предельного объема выручки. Проверкой определена сумма чистого налогооблагаемого дохода с учетом расходов, непосредственно связанных с получением дохода, и начислена сумма налога с доходов физических лиц. 

Кроме того, в связи с превышением объема выручки за 2008 г. свыше 500 тыс. грн. и во исполнение требований Указа об упрощенной системе физическое лицопредприниматель должно было с І квартала 2009 г. перейти на общую систему налогообложения, и поскольку сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг) за 2008 г. совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС), во исполнение требований пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 Закона об НДС должно было зарегистрироваться в качестве плательщика НДС и представлять в налоговый орган налоговые декларации по НДС, но физическое лицопредприниматель заявление о регистрации плательщика НДС и налоговые декларации в ГНИ не представляло. Документальной проверкой в ходе проведения анализа движения денежных средств по расчетному счету и первичных документов установлено занижение суммы налогового обязательства по НДС.

Также при определении сумм налоговых обязательств по налогу с доходов физических лиц и налогу на добавленную стоимость ГНИ учтено следующее: в связи с установлением нарушений, совершенных в периоды до 01.01.2011 г., ГНИ по результатам проверки после 01.01.2011 г. принято налоговое уведомление-решение и применены штрафные санкции по НДС, предусмотренные главой 11 раздела II Налогового кодекса, а при принятии налогового уведомления-решения об уплате налога с доходов физических лиц штрафные санкции не применялись, поскольку учтены предписания части второй ст. 58 Конституции в части того, что никто не может отвечать за действия, которые на время их совершения не признавались законом правонарушениями.

Физическое лицопредприниматель, не соглашаясь с доначисленными сумами налоговых обязательств, обратилось в государственный налоговый орган с жалобой об отмене принятого налогового уведомления-решения, поскольку считает, что объем его выручки составляет непосредственно сумма полученного вознаграждения, а не вся сумма денежных средств, фактически полученных на расчетный счет.

Извлечение из решения. 01.01.2011 г. вступил в силу Налоговый кодекс. Начиная с 01.01.2011 г. полномочия, основания и способ действий органов государственной налоговой службы и их должностных лиц, права, обязанности и ответственность налогоплательщиков определены Налоговым кодексом. Таким образом, налоговые органы осуществляют контроль за соблюдением норм законов по вопросам налогообложения, действовавших до 01.01.2011 г., а штрафные (финансовые) санкции (штрафы) за нарушения норм этих законов применяются в порядке и размерах, установленных этим Кодексом и другими законами Украины, действовавшими на момент применения санкций.

В соответствии со ст. 1011 Гражданского кодекса по договору комиссии одна сторона (комиссионер — лицо, совершающее сделки или другие юридические действия от своего имени, но за счет комитента) обязана по поручению другой стороны (комитента) за плату совершить одну или несколько сделок. Договор комиссии относится к числу договоров о предоставлении нематериальных посреднических услуг, главным образом при осуществлении торговых операций. То есть комиссионер действует от своего имени, а следовательно, принимает на себя все права и обязанности по договорам, которые заключаются с третьими лицами, и несет за них ответственность.

Статьей 1 Указа об упрощенной системе предусмотрено, что для субъектов малого предпринимательства введена упрощенная система налогообложения, учета и отчетности, в частности для физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без создания юридического лица и в трудовых отношениях с которыми, включая членов их семей, в течение года состоит не больше 10 человек и объем выручки которых от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год не превышает 500 тыс. грн. Выручкой от реализации продукции (товаров, работ, услуг) считается сумма, фактически полученная субъектом предпринимательской деятельности на расчетный счет или (и) в кассу за осуществление операций по продаже продукции (товаров, работ, услуг).

В соответствии со ст. 5 названного Указа при нарушении требований, установленных ст. 1 этого Указа, в частности при превышении объема выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) за год (500 тыс. грн.), плательщик единого налога начиная со следующего отчетного периода (квартала) должен перейти на общую систему налогообложения, учета и отчетности, порядок применения которой регулируется разделом IV Декрета о подоходном налоге. Переход осуществляется начиная со следующего отчетного периода (квартала) путем представления в налоговый орган по месту жительства налоговой декларации по результатам отчетного квартала, следующего за тем, в котором возникло превышение объема выручки, и уплаты соответствующей суммы налога в порядке, установленном этим Декретом, который действует в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью. Соответствующие разъяснения по этому вопросу изложены в письмах № 20-9-7599, № 1653/6/31-4018, № 3658/ф/17-0714 и постановлении № 10/01.

С 01.01.2004 г. по 31.12.2010 г. действовал Закон об НДФЛ, п. 22.10 ст. 22 которого определено, что Декрет о подоходном налоге утратил силу, кроме раздела IV в части налогообложения доходов физических лиц от занятия предпринимательской деятельностью, который применяется с учетом положений п. 9.12 ст. 9 этого Закона и действует до вступления в силу специального закона по вопросам налогообложения физических лиц — субъектов предпринимательской деятельности.

Согласно ст. 13 указанного Декрета налогооблагаемым доходом считается совокупный чистый доход, то есть разность между валовым доходом (выручкой в денежной и натуральной формах) и документально подтвержденными расходами, непосредственно связанными с получением дохода.

Подпунктом 4.2.8 п. 4.2 ст. 4 Закона об НДФЛ определено, что в состав общего месячного налогооблагаемого дохода включается налогооблагаемый доход (прибыль), не включенный в расчет общих налогооблагаемых доходов предыдущих налоговых периодов и самостоятельно выявленный в отчетном периоде плательщиком налога или начисленный налоговым органом согласно закону.

Ставка налога составляет 15% объекта налогообложения (п. 7.1 ст. 7 Закона об НДФЛ).

В соответствии с пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 Закона об НДС, действовавшего до 01.01.2011 г., лицо подлежит обязательной регистрации в качестве плательщика налога в случае, когда общая сумма от осуществления операций по поставке товаров (услуг), в том числе с использованием локальной или глобальной компьютерной сети, которые подлежат налогообложению согласно этому Закону, начисленная (уплаченная, предоставленная) такому лицу или в счет обязательств третьим лицам, в течение последних 12 календарных месяцев совокупно превышает 300 тыс. грн. (без учета НДС).

Подпунктом 3.1.1 п. 3.1 ст. 3 Закона об НДС установлено, что объектом налогообложения являются операции плательщиков налога по поставке товаров и услуг, место предоставления которых находится на таможенной территории Украины.

Датой возникновения налоговых обязательств по поставке товаров (работ, услуг) считается дата, приходящаяся на налоговый период, в течение которого происходит любое из событий, произошедших раньше: или дата зачисления денежных средств от покупателя (заказчика) на банковский счет плательщика налога в качестве оплаты товаров (работ, услуг), которые подлежат поставке, а в случае поставки товаров (работ, услуг) за наличные денежные средства — дата их оприходования в кассе плательщика налога, а при отсутствии таковой — дата инкассации наличных денежных средств в банковском учреждении, которое обслуживает налогоплательщика; или дата отгрузки товаров, а для работ (услуг) — дата оформления документа, удостоверяющего факт выполнения работ (услуг) плательщиком налога (пп. 7.3.1 п. 7.3 ст. 7 Закона об НДС).

Согласно п. 9.3 ст. 9 указанного Закона лица, подпадающие под определение п. 2.3 ст. 2 этого Закона, обязаны зарегистрироваться в качестве плательщика налога в налоговом органе по их местонахождению (месту жительства). Форма заявления о регистрации определяется в порядке, установленном центральным налоговым органом. Если объем налогооблагаемых операций лица в течение отчетного налогового периода превышает сумму, определенную пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 этого Закона, не больше чем вдвое, такое лицо обязано направить налоговому органу заявление о регистрации в течение 20 календарных дней, следующих за таким отчетным налоговым периодом. Лицо, которое не присылает такое заявление в таких случаях и в такие сроки, несет ответственность за неначисление или неуплату этого налога на уровне зарегистрированного плательщика без права начисления налогового кредита и получения бюджетного возмещения (п. 9.4 ст. 9 Закона об НДС). Заявление о регистрации направляется в адрес налогового органа с уведомлением о вручении или вручается лично представителем такого лица должностному лицу налогового органа. В соответствии с п. 9.5 ст. 9 Закона об НДС налоговый орган обязан выдать заявителю (отправить по почте) свидетельство о налоговой регистрации такого лица в течение 10 дней со дня получения регистрационного заявления. С учетом положений этого пункта заявление о регистрации должно быть подано (отправлено) в налоговый орган лицами, подлежащими регистрации согласно пп. 2.3.1 п. 2.3 ст. 2 этого Закона, не позднее 20-го календарного дня с момента достижения суммы налогооблагаемых операций, определенной этим подпунктом.

Пунктом 10.1 ст. 10 Закона об НДС определено, что плательщики налога несут ответственность за достоверность и своевременность исчисления и внесения налога в бюджет в соответствии с законодательством Украины.

Непредставление или несвоевременное представление налогоплательщиком или другими лицами, обязанными начислять и уплачивать налоги, сборы, налоговых деклараций (расчетов) влекут наложение штрафов в размерах, определенных п. 120.1 ст. 120 Налогового кодекса, в частности штрафа в размере 170 грн. за каждое такое действие. Те же действия, совершенные налогоплательщиком, к которому в течение года был применен штраф за такое нарушение, влекут наложение штрафа в размере 1020 грн. за каждое такое непредставление или несвоевременное представление.

В соответствии с п. 123.1 ст. 123 Налогового кодекса в случае если контролирующий орган самостоятельно определяет суммы налогового обязательства, уменьшение суммы бюджетного возмещения и/или уменьшение отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС налогоплательщика на основаниях, определенных подпунктами 54.3.1, 54.3.2, 54.3.5, 54.3.6 п. 54.3 ст. 54 этого Кодекса, влечет наложение на налогоплательщика штрафа в размере 25% суммы начисленного налогового обязательства, неправомерно заявленной к возврату суммы бюджетного возмещения и/или неправомерно заявленной суммы отрицательного значения объекта обложения налогом на прибыль или отрицательного значения суммы НДС.

Налоговые уведомления-решения ГНИ и решения, принятые по рассмотрению жалоб, были оставлены без изменений, а жалобы — без удовлетворения.

♦ Государство гарантирует право на предпринимательскую деятельность, не запрещенную законом, каждому гражданину Украины через систему норм национального законодательства путем создания благоприятного климата для развития предпринимательства. Соответственно налогоплательщик, желающий применять упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, должен в своей хозяйственной деятельности полностью учитывать требования Указа об упрощенной системе, поскольку несоблюдение указанных норм влечет юридическую ответственность.


Егор ПРИТУЛА,
директор Департамента апелляций ГНА Украины

Сергей КОНОВАЛОВ,
заместитель директора Департамента

Елена ОСЕЛЕДЬКО,
главный государственный налоговый инспектор
отдела апелляций по налогообложению физических лиц

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42