Новости

Налоговый кодекс подытоживает многолетний опыт деятельности налоговой службы

— Виталий Юрьевич, принятие Налогового кодекса Украины открыло новый этап развития налоговой системы страны. Роль и функции ГНС в связи с этим также ожидают изменения?

— Это стратегическое решение создает перспективу не только для нашего ведомства, но и для государства в целом. Оно открывает путь интенсивного развития производственного потенциала страны, общества. Ведь до сих пор распыленность налогового законодательства, значительные количество и частота внесения изменений и дополнений в нормативно-правовые акты существенным образом усложняли работу Государственной налоговой службы Украины, отрицательно сказывались на деятельности субъектов предпринимательства, а также снижали привлекательность национальной экономики для иностранных инвесторов. Нынче Налоговый кодекс ориентирует экономику на инновационный путь развития, способствует ее обновлению и, как следствие, закладывает перспективы интенсивной и результативной работы налоговиков. Понятно, что внутри самого ведомства также необходимо провести изменения в соответствии с нормами и требованиями налогового законодательства. Мы же, в свою очередь, постоянно стремимся к повышению профессионального уровня как службы в целом, так и каждого конкретного работника. Главное — это соблюдение буквы Закона. А равны перед ним все. Другое дело, что имеются определенные недостатки, законодательные пробелы, являющиеся, так сказать, камнем преткновения как для предпринимателей, так и для налоговиков. Я убежден, что в ближайшем будущем эта проблема решится. Это — вопрос времени.

— С какими достижениями подошла налоговая служба к этим изменениям?

— К новому этапу функционирования налоговой системы страны наше ведомство подошло как вертикально интегрированная структура, чутко реагирующая на поставленные задачи. Налоговая служба в течение всех лет независимости постоянно находилась в эпицентре экономических и социальных процессов, которые проходили в стране. Собственно принципиальные нормы, положенные в основу Налогового кодекса Украины, опираются на многолетний опыт налоговой службы. Можно сказать, что Налоговый кодекс подытоживает многолетний опыт деятельности налоговой службы. Так что это — и итог, и достижение. Но — не предел. Мы видим перспективы и пути усовершенствования.

Сегодня в Украине наблюдается всплеск экономической активности. Малый и средний бизнес вопреки опасениям скептиков растет и развивается. В текущем году 24 тысячи предпринимателей открыли свое дело, а 163 тысячи плательщиков единого и фиксированного налогов нарастили обороты и перешли на общую систему налогообложения.

Крупные компании увеличивают производство и восстанавливают позиции на мировых рынках. Поступления в бюджеты всех уровней по итогам пяти месяцев составили почти 109 млрд. грн. План Министерства финансов Украины в январе — мае выполнен на 107%. В общий фонд государственного бюджета поступило 77,8 млрд. грн., что почти вдвое больше показателя соответствующего периода прошедшего года. Вместе с тем хочу отметить, что положительные тенденции в экономике получили эффективное налоговое сопровождение. Мы снизили давление на бизнес и переориентируемся на качественное обслуживание налогоплательщиков.

— Какой Вы видите роль налоговой службы во взаимоотношениях с налогоплательщиками?

— Основа нашей политики — партнерские и доверительные отношения с плательщиками. Поэтому в настоящее время мы активно развиваем разные формы обратной связи, расширяем информационные сервисы.

Главное, что и государство, и налогоплательщики со вступлением в силу Налогового кодекса получили стабильное законодательство. И налоговики, и бизнес несут обоюдную ответственность перед обществом, государством. От нас в большой мере зависит уровень социально-экономического развития. Поэтому перед работниками налоговой службы стоит чрезвычайно важная задача — максимально способствовать введению норм Налогового кодекса и одновременно сместить акценты деятельности с плоскости контрольно-проверочной в консультативную. Мы обязаны стать качественной сервисной службой.

Именно ради этого мы изменяем формат общения с бизнесом, превращаем его в реально, а не декларативно доверительный. Открытость информации о деятельности со стороны предпринимателей и предупреждение о существующих рисках со стороны налоговой — необходимые условия цивилизованного общения. Необходимо понимать, что налоговики работают для людей. Искренне надеюсь, что тем же отблагодарят и предприниматели, которые всегда могут рассчитывать на помощь налоговиков. А что касается тех «предпринимателей», которые продолжают игнорировать законодательство нашей страны, то здесь у нас принципиальная позиция — противодействие и ответственность.

— Какие практические инициативы выдвинула налоговая служба для налаживания тесного диалога с бизнесом?

— Сейчас ГНА Украины в своей работе внедряет новую формулу — налоговое стимулирование экономического развития бизнеса — и переходит на новую форму общения с крупными налогоплательщиками. Важным шагом реформирования налоговой системы станет автоматизация процессов администрирования НДС и внедрение электронной отчетности. Это позволяет не только проводить проверку данных налоговой отчетности дистанционно, но и минимизировать вмешательство работников органов ГНС в деятельность плательщика, сокращает бумажный документооборот между органами ГНС и налогоплательщиками, накладные расходы и сроки передачи налоговых накладных и налоговой отчетности.

Благодаря этому нововведению будут реализованы на практике положения Налогового кодекса Украины, касающиеся принципов всеобщности и экономичности налогообложения, создания благоприятных условий для правильного и удобного исчисления и своевременной уплаты налогов и сборов.

Кроме того, вводится новая услуга уведомления плательщика в режиме он-лайн о результатах предварительной проверки его отчетности. Такая услуга прежде всего будет предоставляться крупным и средним плательщикам, которые с января этого года обязаны подавать отчетность в электронном виде.

Одной из последних наших инициатив стало внедрение метода горизонтального мониторинга для обслуживания крупных налогоплательщиков. Успешный опыт использования такой формы работы мы почерпнули у коллег из Нидерландов, Австрии, Германии. Она имеет значительные преимущества. Отношения между налоговыми органами и предприятиями строятся на взаимном доверии. Налоговая служба будет мониторить рискованные операции и уведомлять о них предприятия. Это позволит им избежать сомнительных бизнес-партнеров, а также значительно сократит количество налоговых проверок, а в будущем даст возможность вообще от них отказаться. Уже сейчас, напомню, план проверок на II квартал 2011 года был сокращен на 54% по сравнению с прошедшим годом. Количество проверок будет уменьшаться и в дальнейшем.

Наша система раннего выявления субъектов теневой экономики — конвертационных центров и транзитных групп — также создана не без помощи коллег из других стран. Творчески переработав их методы, дополнив собственными эксклюзивными разработками, мы сегодня успешно выводим экономику из «тени». Это положительно сказывается на налоговых поступлениях и очищает страну от «паразитарных» структур, которые зарабатывают на том, что помогают уклоняться от налогообложения.

И последняя наша инициатива, которая сейчас находится на стадии разработки, это внедрение электронного «налогового кабинета». Причем касаться это будет всех налогоплательщиков — как юридических, так и физических лиц. Сущность его заключается в том, что плательщик через собственный «налоговый кабинет» на официальном сайте ГНС Украины сможет увидеть, сколько и каких налогов ему придется уплатить, сразу заполнить все необходимые формы документов и отчитаться об уплате.

— Первые месяцы действия Налогового кодекса кроме положительных моментов показали и многие недостатки, следовательно, назрела необходимость в его усовершенствовании.

— Подчеркиваю, не всего Кодекса, а лишь отдельных его положений. Например, наиболее болезненный вопрос — реформирование упрощенной системы налогообложения. Налоговый кодекс не решал эту проблему. В течение первых месяцев работы правительство, бизнесмены, налоговая настойчиво искали решение.

Сейчас Верховной Радой Украины в первом чтении принят правительственный законопроект, касающийся изменений к Налоговому кодексу в части реформирования упрощенной системы налогообложения. В соответствии с законопроектом предложено разделить физических лиц — предпринимателей на три категории.

К первой будут отнесены лица, которые не используют труд наемных работников и объем дохода которых не превышает 150 минимальных заработных плат (около 150 тыс. грн.). Для таких предприятий устанавливается ставка налога в пределах от 1 до 10% минимальной заработной платы (10 — 100 грн.).

Вторая категория — лица, которые используют труд не более 10 наемных работников, и объем дохода которых не превышает 1000 минимальных заработных плат (около 1 млн. грн.). Ставка — от 2 до 20% минимальной заработной платы (20 — 200 грн).

Ставка для третьей категории — 3% полученной выручки при условии уплаты НДС или 5% без уплаты НДС. К этой категории относятся лица, которые имеют не более 10 наемных работников и объем дохода которых не превышает 2000 минимальных заработных плат (около 2 млн. грн.).

— Уверены ли, что весь бизнес будет четко соблюдать эти положения?

— В случае получения дохода с нарушением требований применения упрощенной системы предусмотрено налогообложение по ставке налога в размере 15% — для плательщиков первой и второй категорий и по двойной ставке налога — для плательщиков третьей категории. Указанная ответственность предусмотрена при применении налогоплательщиком другого способа расчетов, ведении деятельности, не указанной в свидетельстве, превышении предельного объема дохода и т. п.

Законопроект также определяет случаи аннулирования органами налоговой службы свидетельства плательщика единого налога, в частности при возникновении налоговой задолженности по уплате налога, ведении хозяйственной деятельности, на которую не распространяется упрощенная система, превышении предельного объема дохода и т. п.

Таким образом, законопроект направлен на развитие малого предпринимательства, создание новых рабочих мест, уменьшение теневого сектора экономики за счет ликвидации схем уклонения от налогообложения, введение равных конкурентных условий и недопущение проявлений налоговой дискриминации.

В разработке проекта закона приняли участие специалисты Министерства финансов Украины, государственной налоговой службы и других центральных органов исполнительной власти. В его основу положены тщательный, всесторонний анализ норм, их обсуждение и согласование с предпринимателями, профессиональными ассоциациями и общественностью.

Упрощенная система должна стимулировать деятельность субъектов малого предпринимательства на этапе начинания собственного бизнеса, устанавливать простые и прозрачные правила налогообложения, определения налоговой базы и минимизации процедур учета и отчетности. Реформирование упрощенной системы также должно сделать невозможным использование механизма упрощенного налогообложения в схемах уклонения от уплаты налогов.

— Виталий Юрьевич, в нынешнем году Вы избраны председателем Координационного совета руководителей налоговых служб государств — участников СНГ. Какие перспективы у этого объединения и в чем именно состоит заинтересованность ГНС Украины в работе КСРНС?

— Международное сотрудничество важно для нас тем, что эффективная работа налоговых служб сегодня невозможна в автономном режиме. От координации работы наших ведомств во многом зависит эффективность борьбы с налоговыми преступлениями, уклонениями от уплаты налогов, контрабандой и выводом капиталов за рубеж. Кроме того, от нашей слаженности зависит международный инвестиционный климат — мы обязаны стимулировать инновационную и инвестиционную деятельность, способствовать вложениям в производство и инфраструктуру.

Я уверен, что новые идеи и разработки, выработанные на совещаниях международных экспертов, найдут применение в деятельности налоговых структур.

Деятельность Координационного совета призвана обеспечить конструктивный профессиональный диалог между налоговыми службами государств — участников СНГ. Мы вырабатываем предложения по усовершенствованию национального законодательства, регулирующего налоговую политику и налоговое администрирование, обеспечиваем содействие в реализации принятых межгосударственных и межправительственных соглашений и решений в этой области.

В составе Координационного совета — руководители налоговых служб девяти стран: Республики Азербайджан, Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Республики Молдова, Российской Федерации, Республики Таджикистан, Украины.

В нынешнем, 18-м, заседании Координационного совета, кроме того, приняли участие руководители налоговых ведомств Латвии, Литвы и Эстонии, а также представители Интеграционного комитета ЕврАзЭС.

Мы получили прекрасную возможность обменяться опытом, ознакомиться с новыми методами работы коллег, выработать сбалансированные и эффективные подходы к решению актуальных для нас и наших зарубежных коллег проблем.

На заседании были рассмотрены важные вопросы, среди которых можно отметить вопрос о степени выполнения Плана мероприятий по реализации первого этапа (2009 — 2011 года) Стратегии экономического развития СНГ на период до 2020 года в части, относящейся к компетенции Совета. Можно констатировать, что в настоящее время выполнена большая часть аналитической и консультативной работы по практическому применению соглашений о предотвращении двойного налогообложения в государствах — участниках СНГ.

Количество таких соглашений увеличивается вместе с развитием сотрудничества между государствами — участниками СНГ. И у налоговых служб возникает необходимость постоянного взаимодействия для их выполнения.

Для налоговой службы Украины полученная информация своевременна и затребованна. Ведь, как вы знаете, мы реформируем налоговую службу, изменяем приоритеты в работе, уделяя особое внимание внедрению новых сервисов для налогоплательщиков. И для этого мы используем новые технологии и методики.

— Время проведения кардинальных реформ, которые с момента введения Налогового кодекса осуществляет налоговое ведомство, — трудное и ответственное как для руководства, так и для рядовых инспекторов на местах. Что пожелаете коллегам в эти праздничные дни, а уже завтра — напряженные и ответственные будни?

— Крепнет страна, и вместе с ней развивается налоговая служба. Общими усилиями налогоплательщиков и налоговиков она стремительно модернизируется, берет на вооружение современные методы администрирования налогов, укрепляет партнерские отношения с предпринимателями. Главная цель этой работы — обеспечение добровольной и своевременной уплаты налогов. Убедительное свидетельство тому — постоянный рост поступлений в бюджеты всех уровней.

И напоследок: профессиональный праздник День работника государственной налоговой службы Украины является личным праздником для каждого украинского налоговика. Именно благодаря четкой и слаженной работе налоговой службы государство выходит на более стабильное, прогнозируемое наполнение бюджетов всех уровней.

От неисчерпаемой энергии и настойчивости каждого в значительной мере зависит наполнение государственной казны, решение тех важных социально-экономических задач, которые стоят сегодня перед государством.


Беседовали
Андрей СОКОЛОВ и Николай ВЛАЩУК,
vlas@visnuk.com.ua