Новости

Мы должны достойно пройти путь преобразований… потому что сойти с него не имеем морального права

— Александр Викторович, профессиональный праздник — это повод не только похвастаться достижениями, но и поделиться планами на будущее. Вы — один из тех, кто руководит реорганизацией налоговой службы. Какие главные преобразования ожидают ГНС?

— Преобразования нас не ожидают, они уже начались. Первым толчком к этому стали принятие Налогового кодекса и изменение принципов фискальной политики государства. Соответственно, должны измениться и структура службы как исполнительного органа, который эту политику проводит. Если мы говорим об уменьшении давления на легальный бизнес, на добросовестных плательщиков, если количество проверок сокращается вдвое и больше, то, без сомнения, это предусматривает внутреннюю перестройку ГНС, переориентацию сотрудников на новый круг задач.

— Кроме того, Президент Украины инициировал проведение административной реформы всей системы исполнительной власти. И налоговое ведомство не может быть в стороне от этого процесса…

— Главная цель осуществляемой реорганизации, вернее, модернизации — это прежде всего усовершенствование структуры управления. Объединение подразделений, функции которых пересекаются, закрытие структурных единиц, утративших актуальность после изменений в законодательстве.

Напомню, что сегодня ликвидированы Департамент контроля за возмещением налога на добавленную стоимость, Департамент администрирования налога на добавленную стоимость, Департамент администрирования налога на прибыль и других налогов и сборов (обязательных платежей) и Управление администрирования акцизного сбора ГНА Украины. На их базе создан единый Департамент налогообложения юридических лиц.

Объединены Департамент контроля за финансовыми учреждениями и операциями в сфере ВЭД и Департамент налогового контроля юридических лиц в Департамент налогового контроля, а Юридический департамент и Департамент апелляций — в Департамент правовой работы…

— …Но есть одно подразделение, созданное, так сказать, «с нуля» — Департамент обслуживания налогоплательщиков. Какие функции возлагаются на него?

— Это подразделение должно обеспечить постоянное усовершенствование качества услуг, предоставляемых плательщикам — юридическим лицам, частным предпринимателям, гражданам.

Сегодня большим недостатком мы считаем тот факт, что обслуживание плательщиков осуществляется там же, где находится территориальное подразделение налоговой службы, то есть в месте, где сосредоточены все отделы и управления, в том числе непосредственно не предоставляющие никаких услуг. Это очень неудобно, поскольку, например, в дни массового представления отчетности создаются очереди, ситуация нервная, возникают сугубо эмоциональные конфликты и споры.

И наша идея заключается в том, чтобы отделить обслуживание плательщиков от другой деятельности органов ГНС. Создать условия, при которых специалисты службы будут заниматься только предоставлением услуг — регистрацией, постановкой на учет, приемом отчетности, выдачей свидетельств, справок и т. п.

В идеале это должны быть сервисные центры — комфортные места, оборудованные соответствующей инфраструктурой, от залов ожидания и возможности «бронирования» дня и времени приема у специалиста через официальные веб-сайты до электронных терминалов с базой законодательства.

— Планируются ли еще какие-то организационные нововведения?

— Надеюсь, будет доведена до логического завершения идея создания единого национального офиса по обслуживанию крупных налогоплательщиков — бюджетообразующих финансово-промышленных групп страны.

Такая новация продиктована логикой развития отечественного бизнеса. Руководящие украинские корпорации возникали как результат экономических связей между крупными предприятиями на региональном и субрегиональном уровнях. Но они давно переросли эти уровни, расширили границы влияния и ареал деятельности, и обслуживать таких плательщиков на базе территориальных подразделений все труднее. Кроме того, финансово-промышленные группы активно переносят свои главные офисы в столицу.

Соответственно, мы должны на это реагировать, поскольку я, имея пятилетний опыт работы с этой категорией плательщиков, убежден, что они нуждаются в особом внимании и отдельном сервисе.

— Не совсем «праздничный» вопрос, но он волнует многих налоговиков. Предусматривает ли реорганизация ГНС сокращение количества работников?

— Сразу хочу успокоить коллег — сокращения ради сокращения не будет.

Корректировка численности штата продиктована изменением функций отдельных подразделений, перестройкой структуры управления. Например, в результате объединения департаментов как в центральном аппарате, так и в региональных управлениях уменьшилось количество руководящих должностей — начальников, заместителей начальников и др.

В конце концов, оптимизация штата осуществляется в связи с изменениями в технологиях налогообложения и обслуживания плательщиков. Активное введение электронной отчетности, алгоритмов дистанционного аудита требуют меньшего количества инспекторов, работников контролирующих подразделений.

— Вместе с тем требования к продолжающим работать — возрастают, не так ли? В последнее время бросается в глаза, что значительно повысилась роль как учебных мероприятий (тренингов, семинаров), так и проверок квалификации специалистов в виде тестирований и экзаменов.

— Это — требование времени. Международной практикой давно доказано, что в условиях постиндустриального мира и отдельный специалист, и любая организованная структура в целом могут быть конкурентоспособными только при соблюдении принципа «трех L» — Life-Long Learning, обучение в течение всей жизни. Темпы накопления и обновления информации таковы, что знания, полученные во время учебы в высшем учебном заведении, устаревают еще до того, как студент получает диплом.

Налоговики также должны быть конкурентоспособными. Без постоянного повышения профессионального уровня мы деградируем как финансисты и экономисты, потому что эти науки обновляются и стремительно развиваются.

Не успевая за теми темпами, невозможно обеспечить эффективное налоговое сопровождение экономике. Сегодня я констатирую, что пока нам это удается. Если взять статистику І квартала, то налоговые поступления возросли почти вдвое, тогда как промышленное производство — на 10%, а прирост ВВП составил 5%. Мы не только пропорционально увеличиваем поступления, но и опережаем темпы экономического роста за счет активной детенизации экономики.

Но я уверен, что нам бы это не удалось, если бы не уделялось столько внимания квалификации работников ГНС. Введение норм Налогового кодекса прошло относительно быстро и безболезненно не в последнюю очередь из-за того, что сразу после принятия документа мы организовали процесс его изучения специалистами службы. А затем еще и проконтролировали степень владения материалом.

Осенью для наших коллег откроются курсы английского языка. Это необходимо, так как, во-первых, руководство страны осуществляет политику евроинтеграции, во-вторых, международные связи с нашими коллегами из других стран являются активными и быстро развиваются.

— Какую цель Вы преследуете, развивая международное сотрудничество с налоговыми ведомствами других стран?

— Прежде всего это обмен оперативной информацией и совместные мероприятия в борьбе с налоговыми преступлениям, в частности с контрабандой, выведением капитала и отмыванием «грязных» денег.

К сожалению, сегодня транснациональным становится не только легальный бизнес. Разветвленные преступные схемы уклонения от уплаты налогов также нередко охватывают несколько стран. Иногда мошенники пытаются незаконно применять механизмы содействия бизнесу, вкладывая полученные преступным путем доходы как «чистые» инвестиции за рубежом.

Чтобы эффективно этому противодействовать, необходимо сотрудничество налоговых органов на межгосударственном уровне. Пока единые международные правила администрирования налогов — перспектива далекая, но своевременно предупредить друг друга о перетоке капиталов или о персонах нечистых на руку дельцов мы можем.

Также сотрудничество с иностранными коллегами — это, конечно, возможность обмена опытом. Мы изучаем и особенности законодательства, и организацию работы налоговых служб, и технологические новации. И конечно, методы формирования налоговой культуры. Страны, где рыночная экономика существует давно, в этом нас значительно опережают.

— Вы очень часто говорите о необходимости формирования налоговой культуры в обществе. Почему это Вас так беспокоит?

— К этой мысли я пришел, именно сравнивая нашу практику с опытом коллег из наиболее развитых стран. Изучая их работу, я увидел, что, собственно, с точки зрения администрирования налогов, организации деятельности налогового ведомства мы не выглядим по сравнению с ними отсталыми. Да, у них есть интересные новации, которые мы охотно перенимаем. Но и у нас есть оригинальные наработки, которыми мы охотно делимся с зарубежными коллегами, — например, налоговики Словакии очень заинтересовались нашей системой раннего выявления субъектов теневой экономики.

Но главное в другом: в ведущих странах мира налоговая служба всегда имеет на своей стороне не только методики и технологии, но и мощную идеологическую поддержку. С детства жителя европейского государства убеждают, что уплата налогов — это его гражданский долг, не менее важный, чем готовность защищать Родину, например. Уклонение от налогообложения единодушно осуждается обществом. Даже любимцы публики — актеры, спортсмены, шоумены, певцы — мгновенно теряют поклонников, если скрывают доходы от фискальных органов.

Налоговая культура там настолько развита, что стала частью литературы, кинематографа, искусства. Люди часто бывают недовольны высокими ставками налогов, но не считают достойным прибегать к уклонению от их уплаты. Они апеллируют к политикам, проводят акции протеста, и при этом не создали «моды» на неуплату налогов.

К сожалению, в Украине ситуация пока иная. С точки зрения общественной морали неуплата налогов не считается большим преступлением, а подчас даже приветствуется. Конечно, мы не можем мириться с такой ситуацией. Потому что наиболее суровые законы и самые совершенные методы борьбы с теневой экономикой не помогут, если на нашей стороне не будет общественного мнения. Если не будет четкого осознания того, что тот, кто скрывает доходы от налоговой, обворовывает свою же школьную учительницу, соседа-врача или бабушку-пенсионерку.

— Каким образом, по Вашему мнению, нужно формировать налоговую культуру в Украине?

— Прежде всего — лояльностью и доверием к плательщикам. Например, нынче все подразделения налоговой службы ориентируются на то, что наша задача — обеспечить поступление денежных средств в бюджет, а не упрятать в тюрьму нарушителей законодательства. Много уголовных дел, возбужденных налоговой милицией, закрываются из-за того, что фигуранты этих дел полностью компенсируют причиненные государству убытки.

Мы охотно идем на такой компромисс, каждому даем шанс исправиться. В данном случае человек на всю жизнь запомнит, что существуют только два пути: полная добросовестность в уплате налогов или уголовная ответственность. Простите за несколько рискованную аналогию, но в таких случаях мы поступаем по-библейски, предоставляя возможность покаяться и больше не грешить.

И как свидетельствует статистика, такая наша позиция находит понимание. Вследствие борьбы с теневой экономикой мы обеспечили поступление в бюджет около 34 млрд. грн. Разоблачены и ликвидированы десятки конвертационных центров, разрушены сотни схем уклонения от уплаты налогов. Это факт, бесспорно, положительный. Вместе с тем по всем бюджетоформирующим налогам наблюдается рост уровня добровольной уплаты. Для меня эти два показателя взаимосвязаны и свидетельствуют о том, что в Украине есть умные бизнесмены, способные учиться не на своих, а на чужих ошибках.

Мы также стараемся ликвидировать мотивацию к минимизации налогов. Я осознаю, что невозможно полностью уничтожить «конверты», но вполне под силу создать ситуацию, при которой уплачивать налоги в полном объеме будет выгоднее, да еще и безопаснее. И эту идеологию мы сегодня претворяем в жизнь.

— Осуществляются ли попытки воспитания налоговой культуры с детства?

— Да. Продолжается реализация одного из наиболее интересных, как по мне, творческих проектов — создание мультипликационного фильма для детей младшего школьного возраста. Мы уже провели конкурс среди сценаристов, в котором победила белорусская писательница Людмила Богданова. Мне очень приятно, что проблемой воспитания налоговой культуры заинтересовались ведущие художники. Например, упомянутый автор удостоен европейских наград.

— И напоследок — традиционный вопрос. Что бы Вы хотели пожелать своим коллегам накануне профессионального праздника?

— Конечно же, прежде всего — здоровья и счастья, согласия в семьях. А как коллегам — огромного терпения. Сегодня, положив начало большим изменениям в работе налоговой службы, мы подобны герою известной притчи — дедушке, сажавшему яблони, не надеясь дождаться плодов.

Допускаю, что и нас ожидает такая же судьба: тяжелая работа и вся критика достанутся нам, а признательность граждан за новую, эффективную и удобную для плательщиков налоговую систему — нашим преемникам.

Но я все равно желаю всем нам достойно пройти путь преобразований, потому что сойти с него мы не имеем морального права.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 31 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42