Другие налоги
Тема: Плата за землю

Плата за землю

В сельском хозяйстве земля — основное средство производства. Рост экономической ценности земли сказывается на отношении к ней предприятий несельскохозяйственных отраслей. Огромное значение имеет земля в городах, и ценность ее постоянно повышается. Известно, что за счет платы за землю формируется значительная часть местных бюджетов.

В связи с принятием новой редакции Земельного кодекса новая правовая база практически полностью подведена под земельную реформу. Безотлагательного решения требуют такие вопросы, как оценка земель, ведение государственного земельного кадастра, регистрация недвижимого имущества, в том числе земельных участков, развитие рынка земли, размежевание земель государственной и коммунальной собственности, совершенствование системы земельных платежей, мониторинг земель, их охрана, сохранение и восстановление плодородия земель, осуществление управления земельными ресурсами с применением экономических методов. Вместе с тем создаются системные правовые принципы рынка земли, значительно расширяются возможности ее купли-продажи и аренды.

Земельные ресурсы как неоценимое богатство государства нужно использовать рационально и по целевому назначению. Для обеспечения финансирования мероприятий по рациональному использованию и охране земель, повышения плодородия почв, ведения государственного земельного кадастра, данные которого служат основанием для начисления земельного налога, достоверность которых влияет на полноту наполнения бюджетов, и других мероприятий, направленных на проведение земельной реформы, а также учитывая приостановление на данном этапе действия раздела ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса относительно направления средств от платы за землю исключительно в целях финансирования указанных мероприятий, должна быть сформирована четкая система поддержки государственных программ, касающихся их проведения, с указанием источников финансирования.

Вопросы землепользования и налогообложения земли в течение последних лет становятся все более актуальными. Юридические и физические лица заинтересованы в том, чтобы приобрести землю в собственность или получить ее в пользование.

Правильность налогообложения земли зависит от многих факторов и в первую очередь от того, на каких условиях предоставляются земельные участки (в постоянное пользование, собственность, аренду), с какой целью (целевое назначение), в зависимости от чего определяются их категории, а также от наличия денежной оценки земли. Размер земельного налога зависит как от денежной оценки земельного участка, так и от ставки этого налога, которые установлены разделом ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса, и от площади предоставленного земельного участка. Размер арендной платы за землю устанавливается в договоре аренды земли.

Учитывая то, что взимание платы за землю тесно связано с наличием документов на землю, учетом земельных участков, полнота поступления этой платы зависит прежде всего от сотрудничества налоговых органов с органами местного самоуправления и исполнительной власти, с землеустро-ительными органами, нотариальными конторами, региональными отделениями Фонда госимущества Украины и Бюро технической инвентаризации.

Плата за землю физическими лицами

Использование собственности на землю не должно причинять ущерб правам и свободам граждан, интересам общества, ухудшать экологическую ситуацию и природные свойства земли.

Земельные отношения — это общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению землей.

Земельные отношения регулируются Конституцией, Земельным кодексом, а также принятыми в соответствии с ними нормативно-правовыми актами.

Земельные отношения, возникающие при использовании недр, лесов, вод, а также растительного и животного мира, атмосферного воздуха, регулируются Земельным кодексом, нормативно-правовыми актами о недрах, лесах, водах, растительном и животном мире, атмосферном воздухе, если они не противоречат Земельному кодексу.

Субъекты земельных отношенийграждане, юридические лица, органы местного самоуправления и органы государственной власти.

Объекты земельных отношенийземли в пределах территории Украины, земельные участки и права на них, в том числе на земельные доли (паи).

Задачей земельного законодательства является регулирование земельных отношений в целях обеспечения права на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства, рационального использования и охраны земель.

Земельное законодательство основывается на следующих принципах:

  • объединение особенностей использования земли в качестве территориального базиса, природного ресурса и основного средства производства;
  • обеспечение равенства права собственности на землю граждан, юридических лиц, территориальных общин и государства;
  • невмешательство государства в осуществление гражданами, юридическими лицами и территориальными общинами своих прав по владению, пользованию и распоряжению землей, кроме случаев, предусмотренных законом;
  • обеспечение рационального использования и охраны земель;
  • обеспечение гарантий прав на землю;
  • приоритет требований экологической безопасности.

К землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, имеющие особый правовой режим:

  • земли сельскохозяйственного назначения;
  • земли жилой и общественной застройки;
  • земли природно-заповедного и другого природоохранного назначения;
  • земли оздоровительного назначения;
  • земли рекреационного назначения;
  • земли историко-культурного назначения;
  • земли лесохозяйственного назначения;
  • земли водного фонда;
  • земли промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями.

Земельные участки каждой категории земель, не предоставленные в собственность или пользование гражданам или юридическим лицам, могут находиться в запасе.

По плате за землю на населенные пункты приходится сравнительно небольшая часть территории государства (11,8%), но по денежной оценке — больше половины общей стоимости земли. На этих землях проживает основная часть населения, размещено подавляющее большинство производственных и социальных объектов, они лучше всего обустроены с точки зрения инфраструктуры, а потому их рыночный потенциал очень высокий, что определяет приоритетность и первоочередность включения таких земель в экономический оборот.

Украина за пределами своей территории может иметь на праве государственной собственности земельные участки, правовой режим которых определяется законодательством соответствующей страны.

В связи с проведением в государстве реформирования аграрного сектора экономики, а также в результате изменения форм собственности на землю осуществляется значительное перераспределение земель между собственниками и землепользователями.

Учитывая это, а также с принятием новой редакции Земельного кодекса и Закона об аренде земли существенно расширяются права на аренду земли и возможности операций с землей по гражданско-правовым соглашениям. А потому решение проблем взимания платы за землю в настоящее время актуально.

Полнота наполнения местных бюджетов средствами от платы за землю в значительной мере зависит от успешности реформирования земельных отношений и в первую очередь от регистрации прав на землю и недвижимое имущество, введения института частной собственности на землю, повсеместного проведения оценки земель, развития рынка земли.

Плата за землю в полном объеме зачисляется в местные бюджеты по месту расположения земельных участков и является весомым источником наполнения местных бюджетов.

В соответствии со ст. 9 Налогового кодекса плата за землю (земельный налог и арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности) относится к общегосударственным налогам и сборам.

Размеры и порядок платы за использование земельных ресурсов определяет раздел ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса, согласно которому плата за землю взимается в двух формах — земельного налога и арендной платы за землю.

Контроль за правильностью исчисления и взимания платы за землю осуществляется органами ГНС.

При взимании платы за землю, казалось бы, не должно быть возможности для уклонения от налогообложения, поскольку земельный участок нельзя спрятать, и в качестве объекта налогообложения он сравнительно легко поддается прозрачному и четкому учету.

Полный и достоверный учет земли, данные государственного земельного кадастра, которые ведут землеустроительные органы, подчиняющиеся Госкомзему Украины,главные факторы и основание для правильного определения суммы земельного налога.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей и исчисляется исходя из площади земельного участка, переданного в собственность или предоставленного в пользование, ставки земельного налога, размера нормативной денежной оценки земельного участка, а также индексации ставок этого налога и денежной оценки.

Отдельный контроль требуется для арендной платы за землюодной из форм платы за землю, поскольку права на аренду ежегодно расширяются. Основанием для начисления арендной платы за землю служит договор аренды земельного участка, который составляется сторонамиарендодателем и арендатором. Одним из существенных условий договора аренды земли является арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату.

Задача органов ГНС заключается в том, чтобы вся используемая земля облагалась налогом, к тому же правильно, что обеспечит полное и своевременное поступление платы за землю в местные бюджеты.

Овладение всеми тонкостями взимания платы за землю решит многочисленные вопросы, возникающие у плательщиков, позволит правильно применять действующее законодательство, и, как следствие, избежать применения финансовых санкций к плательщикам, обеспечит своевременное и полное поступление в бюджет средств от платы за землю.

Процедура уплаты земельного налога

Использование земли в Украине — платное (ст. 206 Земельного кодекса). Плата за землю взимается в виде земельного налога или арендной платы, определяемых в зависимости от денежной оценки земель. Размеры налога за земельные участки, денежная оценка которых не установлена, определяются до ее установления в порядке согласно разделу ХІІІ «Плата за землю» Налогового кодекса.

Собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, кроме арендаторов и инвесторов — участников соглашения о распределении продукции, уплачивают земельный налог. За земельные участки, предоставленные в аренду, взимается арендная плата.

Взимание земельного налога за земельные участки, предоставленные в пользование в связи с заключением соглашения о распределении продукции, заменяется распределением произведенной продукции между государством и инвестором на условиях такого соглашения.

Размер земельного налога не зависит от результатов хозяйственной деятельности собственников земли и землепользователей.

Плательщики налога

Плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев), а также землепользователи.

Объект налогообложения

Объектом платы за землю являются земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, а также земельная доля (пай), находящаяся в собственности или пользовании, в том числе на условиях аренды.

Плата за земли сельскохозяйственных угодий (независимо от местонахождения)

Ставки налога за 1 га сельскохозяйственных угодий устанавливаются в процентах их нормативной денежной оценки в следующих размерах:

  • для пашни, сенокосов и пастбищ — 0,1;
  • для многолетних насаждений — 0,03.

За сельскохозяйственные угодья, предоставленные в установленном порядке, которые используются по целевому назначению, в том числе воинскими сельскохозяйственными предприятиями, независимо от того, к какой категории земель они отнесены, налог взимается по ставкам, определенным п. 272.1 ст.272 Налогового кодекса.

Налогообложение земельных участков на землях лесохозяйственного назначения (независимо от местонахождения)

Налог за лесные земли взимается в виде составной части платы за специальное использование лесных ресурсов, которая определяется налоговым законодательством.

Ставки налога за 1 га нелесных земель, предоставленных в установленном порядке и используемых для нужд лесного хозяйства, устанавливаются:

  • за сельскохозяйственные угодья — в соответствии со ст. 272 Налогового кодекса;
  • за участки, занятые производственными, культурно-бытовыми зданиями, жилыми домами и хозяйственными зданиями и сооружениями, — в соответствии со статьями 276 и 280 Налогового кодекса.

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения)

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 Налогового кодекса.

Ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставки налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливаются в следующих размерах (таблица):

Группы населенных пунктов с населением, 
тыс. человек

Ставки налога,
грн. за 1 м2

Коэффициент, применяемый в городах Киеве, Симферополе, Севастополе и городах областного значения

1

2

3

До 3

0,24

 

От 3 до 10

0,48

 

От 10 до 20

0,77

 

От 20 до 50

1,2

1,2

От 50 до 100

1,44

1,4

От 100 до 250

1,68

1,6

От 250 до 500

1,92

2,0

От 500 до 1000

2,4

2,5

От 1000 и больше

3,36

3,0

 

В населенных пунктах, отнесенных Кабинетом Министров Украины к курортным, к ставкам налога применяются следущие коэффициенты:

  • на Южном побережье АР Крым — 3;
  • на Юго-Восточном побережье АР Крым — 2,5;
  • на Западном побережье АР Крым — 2,2;
  • на Черноморском побережье Николаевской, Одесской и Херсонской областей — 2;
  • в горных и предгорных районах Закарпатской, Львовской, Ивано-Франковской и Черновицкой областей — 2,3, кроме населенных пунктов, в соответствии с законодательством отнесенных к категории горных;
  • на побережье Азовского моря и в других курортных местностях — 1,5.

Ставки налога за земельные участки (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения) дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из ставок налога, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не более трехкратного размера этих ставок налога, с учетом вышеуказанных коэффициентов.

Особенности установления ставок земельного налога

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), занятые жилищным фондом, автостоянками для хранения личных транспортных средств граждан, используемые без получения прибыли гаражно-строительными, дачно-строительными и садоводческими обществами, индивидуальными гаражами, садовыми и дачными домами физических лиц, а также за земельные участки, предоставленные для нужд сельскохозяйственного производства, водного и лесного хозяйства, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, взимается в размере 3% суммы земельного налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах природоохранного, оздоровительного и рекреационного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в пятикратном размере налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов) на территориях и объектах историко-культурного назначения, использование которых не связано с функциональным назначением этих территорий и объектов, взимается в размере, исчисленном в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса, с применением следующих коэффициентов:

  • международного значения — 7,5;
  • общегосударственного значения — 3,75;
  • местного значения — 1,5.

Налог за земельные участки (в пределах населенных пунктов), предоставленные для железных дорог в пределах полос отвода, для горнодобывающих предприятий для добычи полезных ископаемых и разработки месторождений полезных ископаемых, а также за водоемы, предоставленные для производства рыбной продукции, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274 и 275 Налогового кодекса.

При предоставлении в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями другим субъектам налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется в соответствии со ст. 274 Налогового кодекса от нормативной денежной оценки, определенной с учетом применения соответствующего коэффициента функционального использования этих площадей (в зависимости от вида экономической деятельности арендатора), и ст. 275 этого Кодекса.

Налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, вырабатывающих электроэнергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278 — 280 Налогового кодекса.

Ставки налога за земельные участки несельскохозяйственных угодий, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за 1 га несельскохозяйственных угодий, занятых хозяйственными зданиями (сооружениями), устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставка налога за земельные участки, предоставленные садоводческим товариществам, в том числе занятые садовыми
и/или дачными домами физических лиц, устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставки налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны, расположенные за пределами населенных пунктов

Ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, транспорта (кроме земель железнодорожного транспорта в пределах полос отвода), связи, энергетики, а также предприятиям и организациям, осуществляющим эксплуатацию линий электропередач (кроме сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставка налога за земельные участки, предоставленные для железнодорожного транспорта в пределах полос отвода воинским формированиям, образованным в соответствии с законами Украины, которые не содержатся за счет государственного или местных бюджетов, подразделениям Вооруженных Сил Украины, осуществляющим хозяйственную деятельность, устанавливается в размере 0,02% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставка налога за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, занятые землями временной консервации (деградированные земли), устанавливается в размере 0,03% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставка налога за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за земельные участки, переданные в собственность или предоставленные в пользование на землях природоохранного, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения (кроме сельскохозяйственных угодий и лесных земель), нормативная денежная оценка которых не проведена, устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставки налога за земельные участки на землях водного фонда и лесохозяйственного назначения, расположенные за пределами населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена

Ставка налога за земельные участки на землях водного фонда устанавливается в размере 0,3% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Ставка налога за земельные участки на землях водного фонда, а также за земельные участки лесохозяйственного назначения, занятые производственными, культурно-бытовыми, хозяйственными и другими зданиями и сооружениями, устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по АР Крым или по области.

Льготы по уплате налога для физических лиц

От уплаты налога освобождаются:

  • инвалиды I и II групп;
  • физические лица, воспитывающие троих детей и более в возрасте до 18 лет;
  • пенсионеры (по возрасту);
  • ветераны войны и лица, на которых распространяется действие Закона № 3551;
  • физические лица, признанные законом пострадавшими вследствие Чернобыльской катастрофы.

Освобождение от уплаты налога за земельные участки, предусмотренное для соответствующей категории физических лиц, распространяется на один земельный участок по каждому виду использования в границах предельных норм:

  • для ведения личного крестьянского хозяйства — в размере не более 2 га;
  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебных участков): в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для индивидуального дачного строительства — не более 0,10 га;
  • для строительства индивидуальных гаражей — не более 0,01 га;
  • для садоводства — не более 0,12 га.

Льготы по уплате налога для юридических лиц

От уплаты налога освобождаются:

  • заповедники, в том числе историко-культурные, национальные природные парки, заказники (кроме охотничьих), парки государственной и коммунальной собственности, региональные ландшафтные парки, ботанические сады, дендрологические и зоологические парки, памятники природы, заповедные урочища и парки-памятники садово-паркового искусства;
  • исследовательские хозяйства научно-исследовательских учреждений и учебных заведений сельскохозяйственного профиля и профессионально-технических училищ;
  • органы государственной власти и органы местного самоуправления, органы прокуратуры, заведения, учреждения и организации, специализированные санатории Украины для реабилитации, лечения и оздоровления больных, воинские формирования, образованные согласно законам Украины, Вооруженные Силы Украины и Государственная пограничная служба Украины, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов;
  • детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины независимо от их подчиненности, в том числе детские санаторно-курортные и оздоровительные учреждения Украины, находящиеся на балансе предприятий, учреждений и организаций;
  • религиозные организации Украины, уставы (положения) которых зарегистрированы в установленном законом порядке, за земельные участки, предоставленные для строительства и обслуживания культовых и других зданий, необходимых для обеспечения их деятельности, а также благотворительные организации, образованные в соответствии с законом, деятельность которых не предусматривает получение прибылей;
  • санаторно-курортные и оздоровительные учреждения общественных организаций инвалидов, реабилитационные учреждения общественных организаций инвалидов;
  • общественные организации инвалидов Украины, предприятия и организации, учрежденные общественными организациями инвалидов и союзами общественных организаций инвалидов и являющиеся их полной собственностью, где в течение предыдущего календарного месяца количество инвалидов, имеющих там основное место работы, составляет не менее 50% среднеучетной численности штатных работников учетного состава при условии, что фонд оплаты труда таких инвалидов составляет в течение отчетного периода не менее 25% суммы общих расходов на оплату труда.

Указанные предприятия и организации общественных организаций инвалидов имеют право применять эту льготу при наличии разрешения на право пользования такой льготой, предоставляемого Комиссией по вопросам деятельности предприятий и организаций общественных организаций инвалидов согласно Закону № 875.

При нарушении требований этой нормы указанные общественные организации инвалидов, их предприятия и организации обязаны уплатить суммы налога за соответствующий период, проиндексированные с учетом инфляции, а также штрафные санкции согласно законодательству:

  • дошкольные и общеобразовательные учебные заведения — независимо от форм собственности и источников финансирования, учреждения культуры, науки, образования, здравоохранения, социальной защиты, физкультуры и спорта, которые полностью содержатся за счет средств государственного или местных бюджетов;
  • предприятия, учреждения, организации, общественные организации физкультурно-спортивной направленности, в том числе аэроклубы и авиационно-спортивные клубы Общества содействия обороне Украины, — за земельные участки, на которых размещены спортивные сооружения, используемые для проведения всеукраинских, международных соревнований и учебно-тренировочного процесса сборных команд Украины по видам спорта и подготовке спортивного резерва, базы олимпийской и параолимпийской подготовки, перечень которых утверждает Кабинет Министров Украины;
  • на период действия фиксированного сельскохозяйственного налога собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи при условии передачи земельных участков и земельных долей (паев) в аренду плательщику фиксированного сельскохозяйственного налога;
  • новообразованные фермерские хозяйства — в течение трех лет, а в трудонедостаточных населенных пунктах — в течение пяти лет со времени передачи им земельного участка в собственность.

Земельные участки, не подлежащие налогообложению

Не уплачивается налог за:

  • сельскохозяйственные угодья зон радиоактивно загрязненных территорий, определенных в соответствии с законом как испытавшие радиоактивное загрязнение вследствие Чернобыльской катастрофы (зон отчуждения, безусловного (обязательного) отселения, гарантированного добровольного отселения и усиленного радиоэкологического контроля), и химически загрязненных сельскохозяйственных угодий, на которые введено ограничение по ведению сельского хозяйства;
  • земли сельскохозяйственных угодий, находящиеся во временной консервации или в стадии сельскохозяйственного освоения;
  • земельные участки государственных сортоиспытательных станций и сортоучастков, используемые для испытания сортов сельскохозяйственных культур;
  • земли дорожного хозяйства автомобильных дорог общего пользования — земли под проезжей частью, обочинами, земляным полотном, декоративным озеленением, резервами, кюветами, мостами, искусственными сооружениями, туннелями, транспортными развязками, водопропускными сооружениями, подпорными стенками, шумовыми экранами, очисти-тельными сооружениями и расположенными в пределах полос отвода другими дорожными сооружениями и оборудованием, а также земли, находящиеся за пределами полос отвода, если на них размещены сооружения, обеспечивающие функционирование автомобильных дорог, а именно:
  • параллельные объездные дороги, паромные переправы, снегозащитные сооружения и насаждения, противолавинные и противоселевые сооружения, улавливающие съезды, защитные насаждения, шумовые экраны, очистные сооружения;
  • площадки для стоянки транспорта и отдыха, склады, гаражи, резервуары для хранения горюче-смазочных материалов, комплексы для взвешивания крупногабаритного транспорта, производственные базы, искусственные и другие сооружения, находящиеся в государственной собственности, собственности государственных предприятий или собственности хозяйственных обществ, в уставном капитале которых 100% акций (долей, паев) принадлежит государству;
  • земельные участки сельскохозяйственных предприятий всех форм собственности и фермерских (крестьянских) хозяйств, занятые молодыми садами, ягодниками и виноградниками до вступления их в пору плодоношения, а также гибридными насаждениями, генофондовыми коллекциями и рассадниками многолетних плодовых насаждений;
  • земельные участки кладбищ, крематориев и колумбариев.

Особенности применения льготного налогообложения

Верховная Рада АР Крым, областные, городские, поселковые и сельские советы могут устанавливать следующие льготы по земельному налогу, который уплачивается на соответствующей территории: частичное освобождение на определенный срок; уменьшение суммы земельного налога только за счет средств, зачисляемых в соответствующие местные бюджеты.

Органы местного самоуправления до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка данные о предоставленных льготах по уплате земельного налога юридическим и/или физическим лицам.

Новые изменения по указанной информации представляются до первого числа первого месяца квартала, наступающего за отчетным кварталом, в котором состоялись указанные изменения.

Если право на льготу у плательщика возникает в течение года, то он освобождается от уплаты налога начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором возникло это право. В случае утраты права на льготу в течение года налог уплачивается начиная с месяца, наступающего за месяцем, в котором утрачено это право.

Если плательщики налога, пользующиеся льготами по этому налогу, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Эта норма не распространяется на бюджетные учреждения при предоставлении ими зданий, сооружений (их частей) в пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Налоговый период

Базовым налоговым (отчетным) периодом для платы за землю является календарный год.

Базовый налоговый (отчетный) год начинается 1 января и заканчивается 31 декабря того же года (для новообразованных предприятий и организаций, а также в связи с приобретением права собственности и/или пользования на новые земельные участки может быть меньше 12 месяцев).

Порядок исчисления платы за землю

Основанием для начисления земельного налога служат данные государственного земельного кадастра.

Соответствующие органы исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по запросу соответствующего органа ГНС по местонахождению земельного участка предоставляют информацию, необходимую для исчисления и взимания платы за землю, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и до 1 февраля текущего года представляют в соответствующий орган ГНС по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактического начала деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней подается справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка подается при утверждении новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право представлять ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, которая освобождает его от обязанности представления налоговой декларации до 1 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

За новоотведенные земельные участки или по новозаключенным договорам аренды земли плательщик платы за землю представляет налоговую декларацию в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Начисление физическим лицам сумм налога проводится органами ГНС, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 Налогового кодекса.

При переходе права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года налог уплачивается предыдущим собственником за период с 1 января этого года до начала того месяца, в котором он утратил право собственности на указанный земельный участок, а новым собственникомначиная с месяца, в котором у нового собственника возникло право собственности.

При переходе права собственности на земельный участок от одного собственника к другому в течение календарного года орган ГНС направляет налоговое уведомление-решение новому собственнику после получения информации о переходе права собственности.

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в совместной собственности нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется с учетом придомовой территории каждому из следущих лиц:

  • в равных долях — если здание находится в общей совместной собственности нескольких человек, но не разделенное в натуре, или одного из таких лиц-собственников, определенного по их согласию, если другое не установлено судом;
  • пропорционально надлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей долевой собственности;
  • пропорционально надлежащей доле каждого лица — если здание находится в общей совместной собственности и разделено в натуре.

За земельный участок, на котором расположено здание, находящееся в пользовании нескольких юридических или физических лиц, налог начисляется каждому из них пропорционально той части площади здания, которая находится в их пользовании, с учетом придомовой территории.

Юридическое лицо уменьшает налоговые обязательства по земельному налогу на сумму льгот, предоставляемых физическим лицам в соответствии с п. 281.1 ст. 281 Налогового кодекса за земельные участки, находящиеся в их собственности или постоянном пользовании и входящие в состав земельных участков такого юридического лица.

Такой порядок распространяется на определение налоговых обязательств по земельному налогу юридическим лицом за земельные участки, отведенные в порядке, установленном Законом № 875 для бесплатной парковки (хранения) легковых автомобилей, которыми управляют инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата, члены их семей, которым в соответствии с порядком обеспечения инвалидов автомобилями передано право управления автомобилем, и законные представители недееспособных инвалидов или детей-инвалидов, которые перевозят инвалидов (детей-инвалидов) с поражением опорно-двигательного аппарата.

Срок уплаты платы за землю

Собственники земли и землепользователи уплачивают плату за землю со дня возникновения права собственности или права пользования земельным участком.

В случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю уплачивается за фактический период нахождения земли в собственности или пользовании в текущем году.

Учет физических лицплательщиков налога и начисление соответствующих сумм проводятся ежегодно до 1 мая.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в налоговой декларации на текущий год, уплачивается равными долями собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налоговое обязательство по плате за землю, определенное в новой отчетной налоговой декларации, в том числе за новоотведенные земельные участки, уплачивается собственниками и землепользователями земельных участков по местонахождению земельного участка за налоговый период, равный календарному месяцу, ежемесячно в течение 30 календарных дней, наступающих за последним календарным днем налогового (отчетного) месяца.

Налог физическими лицами уплачивается в течение 60 дней со дня вручения налогового уведомления-решения.

Физическими лицами в сельской и поселковой местности земельный налог может уплачиваться через кассы сельских (поселковых) советов по квитанции о приеме налоговых платежей. Форма квитанции устанавливается в порядке, предусмотренном ст. 46 Налогового кодекса.

При переходе права собственности на здание, сооружение (их часть) налог за земельные участки, на которых расположены такие здания, сооружения (их части), с учетом придомовой территории уплачивается на общих основаниях с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

При предоставлении в аренду земельных участков (в пределах населенных пунктов), отдельных зданий (сооружений) или их частей собственниками и землепользователями налог за площади, предоставляемые в аренду, исчисляется с даты заключения договора аренды земельного участка или с даты заключения договора аренды зданий (их частей).

Собственник нежилого помещения (его части) в многоквартирном жилом доме уплачивает в госбюджет налог за площади под такими помещениями (их частями) с учетом пропорциональной части придомовой территории с даты государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество.

Арендная плата за землю

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок служит договор аренды такого земельного участка.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, заключающие договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять органу ГНС по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган ГНС о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором состоялись указанные изменения.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка.

Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного разделом ХІІІ Налогового кодекса;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного этим разделом.

Размер арендной платы не может быть выше:

  • для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, вырабатывающих электроэнергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3% нормативной денежной оценки;
  • для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12% нормативной денежной оценки;
  • может быть больше предельного размера арендной платы (при определении арендатора на конкурентных началах).

Плата за субаренду земельных участков не может быть выше арендной платы.

Налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются так же, как и к земельному налогу.

Индексация нормативной денежной оценки земель

Для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов осуществляет управление в сфере оценки земель и земельных участков.

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов по индексу потребительских цен за предыдущий год ежегодно рассчитывает коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель, на который индексируется нормативная денежная оценка сельскохозяйственных угодий, земель населенных пунктов и других земель несельскохозяйственного назначения по состоянию на 1 января текущего года, который определяется по формуле

Кi = [І — 10] : 100,

где І — индекс потребительских цен за предыдущий год.

В случае если индекс потребительских цен не выше 110%, такой индекс применяется со значением 110.

Коэффициент индексации нормативной денежной оценки земель применяется кумулятивно (в зависимости от даты проведения нормативной денежной оценки земель).

Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов, Совет Министров АР Крым, областные, Киевская и Севастопольская горгосадминистрации не позднее 15 января текущего года обеспечивают информирование центрального органа ГНС и собственников земли, а также землепользователей о ежегодной индексации нормативной денежной оценки земель.

Порядок зачисления в бюджеты платы за землю

Плата за землю зачисляется в соответствующие местные бюджеты в порядке, определенном Бюджетным кодексом для платы за землю.

Процедура уплаты арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности в качестве одной из форм платы за землю входит в перечень общегосударственных налогов и сборов (обязательных платежей).

Аренда землиэто основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для проведения предпринимательской и других видов деятельности.

Отношения, связанные с арендой земельных участков, на которых расположены целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности, а также основанных на имуществе, принадлежащем АР Крым, и их структурных подразделений, регулируются Законом об аренде земли с учетом особенностей, предусмотренных Законом № 2269.

Объекты аренды земли

Объектами аренды являются земельные участки, находящиеся в собственности граждан, юридических лиц, коммунальной или государственной собственности.

Арендодатели земли

Согласно нормам Земельного кодекса:

  • арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица — собственники земельных участков или уполномоченные ими лица;
  • арендодателями земельных участков, находящихся в коммунальной собственности, являются сельские, поселковые, городские советы в рамках полномочий, определенных законом;
  • арендодателями земельных участков, находящихся в общей собственности территориальных общин, являются районные, областные советы и Верховная Рада АР Крым в рамках полномочий, определенных законом;
  • арендодателями земельных участков, находящихся в государственной собственности, являются районные, областные, Киевская и Севастопольская горгосадминистрации, Совет Министров АР Крым и Кабинет Министров Украины в рамках полномочий, определенных законом.

Однако в соответствии с Заключительными положениями Закона об аренде земли до размежевания согласно закону земель государственной и коммунальной собственности арендодателями земельных участков в пределах населенных пунктов, кроме земель, переданных в частную собственность, являются соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти в рамках полномочий, определенных Земельным кодексом.

Арендаторы земли

Арендаторами земельных участков являются юридические или физические лица, которым на основании договора аренды принадлежит право владения и пользования земельным участком.

Арендаторами земельных участков могут быть:

  • районные, областные, Киевская и Севастопольская горгосадминистрации, Совет Министров АР Крым и Кабинет Министров Украины в рамках полномочий, определенных законом;
  • сельские, поселковые, городские, районные и областные советы, Верховная Рада АР Крым в рамках полномочий, определенных законом;
  • граждане и юридические лица Украины, иностранцы и лица без гражданства, зарубежные юридические лица, международные объединения и организации, а также зарубежные государства.

Право аренды земли

Арендаторы приобретают право аренды земельного участка на основаниях и в порядке, предусмотренных Земельным кодексом, Гражданским кодексом, Хозяйственным кодексом, Законом об аренде земли и другими законами Украины и договором аренды земли.

В случае приобретения права аренды земельного участка на конкурентных началах основанием для заключения договора аренды служат результаты аукциона.

При досрочном прекращении договора аренды земли по инициативе арендодателя земельного участка (кроме досрочного прекращения договора аренды в связи с невыполнением арендатором своих обязанностей), право аренды которого приобретено по результатам аукциона, арендодатель возмещает арендатору расходы на его приобретение в сроки, определенные условиями договора и законом, и убытки, которые понесет арендатор вследствие досрочного прекращения договора аренды, если другое не предусмотрено договором аренды.

Земельный участок, обремененный залогом, можно передать в аренду в случае согласия залогодержателя.

Переход права на аренду земельного участка

Право на аренду земельного участка переходит после смерти физического лица — арендатора, если другое не предусмотрено договором аренды, к наследникам, а в случае их отказа или отсутствия таких наследников — к лицам, использовавшим этот земельный участок вместе с арендатором и изъявившим желание стать арендаторами, если это не противоречит требованиям Земельного кодекса и Закона об аренде земли.

В случае осуждения физического лица — арендатора к лишению свободы или ограничения его дееспособности по решению суда право на аренду земельного участка переходит к одному из членов его семьи, изъявившему желание стать арендатором, который может им быть согласно закону, а в случае его отказа или отсутствия таковых — к лицам, использовавшим этот земельный участок вместе с арендатором, по их согласию, если это не противоречит требованиям Земельного кодекса и Закона об аренде земли.

К лицу, которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок. Договором, предусматривающим приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором располагаются такие жилой дом, здание или сооружение.

Субаренда земельных участков

Арендованный земельный участок или его часть арендатор может передавать в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды, или по письменному согласию арендодателя. Если в течение одного месяца арендодатель не направит письменное уведомление о своем согласии или возражении, арендованный земельный участок либо его часть можно передавать в субаренду.

Условия договора субаренды земельного участка должны ограничиваться условиями договора аренды земельного участка и не противоречить ему.

Срок субаренды не может быть больше срока, определенного договором аренды земли.

В случае прекращения договора аренды действие договора субаренды земельного участка прекращается.

Договор субаренды земельного участка подлежит государственной регистрации.

По согласию сторон договор субаренды земельного участка удостоверяется нотариально.

Передача в субаренду земельных участков, на которых располагаются целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений и организаций государственной или коммунальной собственности, а также основанных на имуществе, принадлежащем АР Крым, и их структурных подразделений, запрещается.

Арендаторы земельных участков сельскохозяйственного назначения на период действия договора аренды могут обмениваться принадлежащими им правами пользования земельными участками путем составления между ними договоров субаренды соответствующих участков, если это предусмотрено договором аренды, или по письменному согласию арендодателя.

Запрет отчуждения арендатором права на аренду земельного участка государственной и коммунальной собственности

Право на аренду земельного участка государственной или коммунальной собственности не может быть отчуждено его арендатором другим лицам, внесено в уставный фонд, передано в залог.

Преимущественное право арендатора на получение арендованного земельного участка в собственность

Арендатор, который в соответствии с законом может иметь в собственности арендованный земельный участок, имеет преимущественное право на приобретение его в собственность в случае продажи этого земельного участка, при условии, что он уплачивает цену, по которой он продается, а в случае продажи на аукционеесли его предложение равно наибольшему из предложенных участниками аукциона.

Арендодатель обязан уведомить в письменной форме арендатора о намерении продать земельный участок третьему лицу с указанием его цены и других условий, на которых он продается.

При отказе арендатора от своего преимущественного права на приобретение арендованного земельного участка к новому собственнику такого земельного участка переходят права и обязанности арендодателя по договору аренды этого земельного участка.

Не допускается продажа арендованных земельных участков государственной или коммунальной собственности без согласия на это арендатора.

Арендатор может приобрести земельный участок, находящийся в аренде, при условии согласия арендодателя на продажу этого земельного участка.

Права третьих лиц на арендованный земельный участок

Передача в аренду земельного участка не является основанием для прекращения или изменения ограничений (обременений) и других прав третьих лиц на этот земельный участок.

Риск случайного уничтожения или повреждения объекта аренды

Риск случайного уничтожения или повреждения объекта аренды несет арендодатель, если другое не предусмотрено договором аренды земли.

В случае просрочки арендодателем или арендатором установленных договором аренды земли сроков передачи объекта аренды риск его случайного уничтожения или повреждения в этот период несет сторона, допустившая просрочку его передачи.

Страхование объекта аренды

Объект, который передается в аренду, можно застраховать на период действия договора аренды земли по согласию сторон в порядке, установленном законодательством Украины.

В случае невыполнения своей обязанности стороной, которая должна согласно договору аренды земли застраховать объект аренды, вторая сторона может застраховать его и потребовать от другой стороны возмещения расходов на страхование.

Договор аренды земли. Понятие договора аренды земли

Договор аренды земли — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.

Форма договора аренды земли

Договор аренды земли заключают в письменной форме и по желанию одной из сторон его можно удостоверять нотариально.

Типовая форма договора аренды земли утверждена постановлением № 220.

Условия договора аренды земли

Существенными условиями договора аренды земли являются:

  • объект аренды (место расположения и размер земельного участка);
  • срок действия договора аренды;
  • арендная плата с указанием ее размера, индексации, форм платежа, сроков, порядка ее внесения и пересмотра и ответственности за ее неуплату;
  • условия использования и целевое назначение земельного участка, который передается в аренду;
  • условия сохранения состояния объекта аренды;
  • условия и сроки передачи земельного участка арендатору;
  • условия возврата земельного участка арендодателю;
  • существующие ограничения (обременения) по использованию земельного участка;
  • определение стороны, которая несет риск случайного повреждения или уничтожения объекта аренды или его части;
  • ответственность сторон;
  • условия передачи в залог и внесение в уставный фонд права аренды земельного участка.

Отсутствие в договоре аренды земли одного из существенных условий, предусмотренных ст. 15 Закона об аренде земли, а также нарушение требований статей 4 — 6, 11, 17, 19 этого Закона являются основанием для отказа в государственной регистрации договора аренды, а также для признания договора недействительным в соответствии с законом.

По согласию сторон в договоре аренды земли могут указываться другие условия, в частности: качественное состояние земельных угодий, порядок выполнения обязательств сторон, порядок страхования объекта аренды, порядок возмещения расходов на осуществление мероприятий по охране и улучшению объекта аренды, проведение мелиоративных работ, а также обстоятельства, которые могут повлиять на изменение или прекращение действия договора аренды, и т. п.

Неотъемлемой частью договора аренды земли являются:

  • план или схема земельного участка, который передается в аренду;
  • кадастровый план земельного участка с отражением ограничений (обременений) в его использовании и установленных земельных сервитутов;
  • акт определения границ земельного участка в натуре (на местности);
  • акт приемки-передачи объекта аренды;
  • проект отвода земельного участка при его разработке согласно закону.

В случае если договором аренды земли предусматривается осуществление мероприятий, направленных на охрану и улучшение объекта аренды, к договору прилагается соглашение о возмещении арендатору расходов на такие мероприятия.

Договор аренды может предусматривать предоставление в аренду нескольких земельных участков, находящихся в собственности одного арендодателя (что касается земель государственной и коммунальной собственности, то могут предоставляться в аренду земельные участки, находящиеся в распоряжении одного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления).

Порядок заключения договора аренды земли

Заключение договора аренды земельного участка из земель частной собственности осуществляется по согласию арендодателя и лица, которое согласно закону вправе приобретать право аренды на такой земельный участок.

Заключение договора аренды земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности осуществляется на основании решения соответствующего органа исполнительной власти или органа местного самоуправленияарендодателя, принятого в порядке, предусмотренном Земельным кодексом, или по результатам аукциона.

Заключение договора аренды земельного участка может быть осуществлено на основании гражданско-правового договора или в порядке наследования.

Передача объекта аренды

Передача объекта аренды арендатору осуществляется арендодателем в сроки и на условиях, определенных в договоре аренды земли, по акту приемки-передачи.

Действие договора аренды земли

Договор аренды земли вступает в силу после его государственной регистрации.

Срок действия договора аренды земли

Срок действия договора аренды земли определяется по согласию сторон, но не может быть больше 50 лет.

После завершения строительства и принятия объекта в эксплуатацию добросовестный арендатор земельного участка, предоставленного для нужд строительства и обслуживания соответствующего объекта, имеет право на первоочередное заключение договора аренды земли на срок до 50 лет или прекращение действия договора аренды земли.

При передаче в аренду сельскохозяйственных угодий для ведения товарного сельскохозяйственного производства срок действия договора аренды земельных участков определяется с учетом периода ротации основного севооборота согласно проектам землеустройства.

При передаче в аренду сельскохозяйственных угодий, расположенных в пределах горного отвода, предоставленного для разработки месторождения нефти или газа, срок действия договора аренды земельных участков определяется с учетом сроков начала строительства буровых скважин и производственных сооружений, связанных с их эксплуатацией, на арендованном участке или на его части.

Государственная регистрация договора аренды земли

Заключенный договор аренды земли подлежит государственной регистрации.

Государственная регистрация договоров аренды земли проводится в порядке, установленном законом.

Арендная плата за землю

Арендная плата за землю — это платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком.

Размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются согласно Налоговому кодексу).

Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если другое не предусмотрено договором аренды.

Основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые заключают договоры аренды земли, должны до 1 февраля представлять в орган ГНС по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган ГНС о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором произошли указанные изменения.

Плательщиком арендной платы является арендатор земельного участка.

Объектом налогообложения является земельный участок, предоставленный в аренду.

Размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

Размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, установленного этим разделом;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, установленного этим разделом.

Размер арендной платы не может превышать:

  • 3% нормативной денежной оценки — для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, вырабатывающих электроэнергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети);
  • 12% нормативной денежной оценки — для других земельных участков, предоставленных в аренду;
  • предельный размер арендной платы (при определении арендатора на конкурентных началах).

Плата за субаренду земельных участков не может быть выше арендной платы.

Налоговый период, порядок исчисления арендной платы, срок уплаты и порядок ее зачисления в бюджеты применяются так же, как и к земельному налогу.

В случае признания в судебном порядке договора аренды земли недействительным полученная арендодателем арендная плата за фактический срок аренды земли не возвращается.

Плата за субаренду земельных участков государственной и коммунальной собственности не может быть выше арендной платы.

Форма арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности

Арендная плата может взиматься в денежной, натуральной и отработочной (предоставление услуг арендодателю) формах.

Стороны могут предусмотреть в договоре аренды сочетание различных форм арендной платы.

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в государственной и коммунальной собственности, взимается исключительно в денежной форме.

Арендная плата за земельные доли (паи) устанавливается, как правило, в денежной форме. По добровольному решению собственника земельной доли (пая) арендная плата за земельные доли (паи) может устанавливаться в натуральной форме.

Внесение арендной платы оформляется письменно, за исключением перечисления денежных средств через финансовые учреждения.

Изменение арендной платы

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, пересматривается по согласию сторон.

Арендатор имеет право требовать соответствующего уменьшения арендной платы в случае, если состояние арендованного земельного участка ухудшилось не по его вине.

Права и обязанности арендодателей и арендаторов, защита их прав

Права и обязанности арендодателя

Арендодатель имеет право требовать от арендатора:

  • использования земельного участка по целевому назначению согласно договору аренды;
  • соблюдения экологической безопасности землепользования и сохранения плодородия почв, а также государственных стандартов, норм и правил;
  • соблюдения режима водоохранных зон, прибрежных защитных полос, зон санитарной охраны, санитарно-защитных зон, зон особого режима использования земель и особо охраняемых территорий.
  • своевременного внесения арендной платы.

Арендодатель обязан:

  • передать в пользование земельный участок в состоянии, соответствующем условиям договора аренды;
  • при передаче земельного участка в аренду обеспечивать в соответствии с законом реализацию прав третьих лиц на арендованный земельный участок;
  • не совершать действий, которые бы препятствовали арендатору пользоваться арендованным земельным участком;
  • возместить арендатору капитальные расходы, связанные с улучшением состояния объекта аренды, проводившимся арендатором по согласию арендодателя;
  • предупредить арендатора об особых свойствах и недостатках земельного участка, которые в процессе его использования могут вызвать экологически опасные последствия для окружающей среды или повлечь за собой ухудшение состояния самого объекта аренды.

Органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, которые заключают договоры аренды земли, должны до 1 февраля подавать органу ГНС по местонахождению земельного участка перечни арендаторов, с которыми заключены договоры аренды земли на текущий год, и информировать соответствующий орган ГНС о заключении новых, внесении изменений в существующие договоры аренды земли и их расторжении до 1 числа месяца, наступающего за месяцем, в котором состоялись указанные изменения.

Права и обязанности арендатора

Арендатор земельного участка имеет право:

  • самостоятельно вести хозяйство на земле с соблюдением условий договора аренды земли;
  • по письменному согласию арендодателя возводить в установленном законодательством порядке жилые, производственные, культурно-бытовые и другие здания, сооружения и высаживать многолетние насаждения;
  • получать продукцию и доходы;
  • осуществлять в установленном законодательством порядке по письменному согласию арендодателя строительство водохозяйственных сооружений и мелиоративных систем.

Арендатор земельного участка обязан:

  • приступать к использованию земельного участка в сроки, установленные договором аренды земли, зарегистрированным в установленном законом порядке;
  • выполнять установленные относительно объекта аренды ограничения (обременения) в объеме, предусмотренном законом или договором аренды земли;
  • соблюдать режим использования земель природно-заповедного и другого природоохранного назначения, оздоровительного, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • в пятидневный срок после государственной регистрации договора аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности предоставить копию договора соответствующему органу ГНС.

Расходы арендатора, связанные с использованием недвижимого имущества

В случае если договором аренды земельного участка предусмотрено использование недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, связанные с этим расходы возлагаются на арендатора, если другое не предусмотрено договором аренды.

Защита прав арендатора и арендодателя на арендованный земельный участок

Арендатору обеспечивается защита его права на арендованный земельный участок и защита права собственности на земельный участок в соответствии с законом.

Арендатор в установленном законом порядке имеет право вытребовать арендованный земельный участок из любого незаконного владения и пользования, на устранение препятствий в пользовании им, возмещение ущерба, причиненного земельному участку гражданами и юридическими лицами Украины, иностранцами, лицами без гражданства, зарубежными юридическими лицами, в том числе международными объединениями и организациями.

Размер возмещения арендодателем убытков, причиненных арендатору, должен быть уменьшен, если арендатор умышленно или по неосторожности вызвал увеличение размеров убытков вследствие невыполнения или ненадлежащего выполнения условий договора арендодателем либо не принял меры по их уменьшению.

Возмещение убытков, причиненных арендатору

Арендатор имеет право на возмещение убытков, понесенных им вследствие невыполнения арендодателем условий, определенных договором аренды земли.

Убытками считаются:

  • фактические потери, понесенные арендатором в связи с невыполнением или ненадлежащим выполнением условий договора арендодателем, а также расходы, которые арендатор осуществил или должен осуществить для восстановления своего нарушенного права;
  • доходы, которые арендатор мог бы реально получить в случае надлежащего выполнения арендодателем условий договора.

Размер фактических расходов арендатора определяется на основании документально подтвержденных данных.

В случае действий арендатора, не предусмотренных договором аренды, которые привели к изменению состояния земельного участка, расходы на их осуществление арендодателем не возмещаются.

При осуществлении арендатором по письменному согласию арендодателя улучшения арендованного земельного участка за свой счет арендодатель обязан компенсировать расходы на его улучшение, если другое не предусмотрено договором аренды.

Осуществленные арендатором без согласия арендодателя расходы на улучшение арендованного земельного участка, которые невозможно отделить без причинения ущерба этому участку, не подлежат возмещению.

Арендатор вправе оставить за собой осуществленные им за свой счет выгоды от улучшений арендованного участка, если эти улучшения можно отделить без причинения ущерба земельному участку.

Возмещение убытков вследствие изменения состояния арендованного земельного участка

В случае ухудшения арендатором полезных свойств арендованного земельного участка, связанных с изменением его состояния, арендодатель имеет право на возмещение убытков.

Убытки, причиненные третьим лицам в связи с использованием арендатором земельного участка, возмещаются арендатором на общих основаниях.

Размеры убытков определяются сторонами договора аренды. В случае недостижения сторонами согласия о размере возмещения убытков спор решается в судебном порядке.

Изменение условий договора аренды земли

Изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон.

В случае недостижения согласия об изменении условий договора аренды земли спор решается в судебном порядке.

Прекращение договора аренды земли

Договор аренды земли прекращается в случае:

  • истечения срока, на который он был заключен;
  • выкупа земельного участка для общественных нужд и принудительного отчуждения земельного участка по мотивам общественной необходимости в порядке, установленном законом;
  • объединения в одном человеке собственника земельного участка и арендатора;
  • смерти физического лица — арендатора, осуждения его к лишению свободы и отказа лиц, указанных в ст. 7 Закона об аренде земли, от выполнения заключенного договора аренды земельного участка;
  • ликвидации юридического лица — арендатора;
  • отчуждения права аренды земельного участка залогодержателем;
  • приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке;
  • прекращения действия договора, заключенного в рамках государственно-частного партнерства (относительно договоров аренды земли, заключенных в рамках такого партнерства).

Договор аренды земли прекращается также в других случаях, предусмотренных законом.

Договор аренды земли можно расторгнуть по согласию сторон. По требованию одной из сторон договор аренды можно досрочно расторгнуть по решению суда в порядке, установленном законом.

Расторжение договора аренды земли в одностороннем порядке не допускается, если другое не предусмотрено законом или настоящим договором.

Прекращение договора аренды земли путем его расторжения

По требованию одной из сторон договор аренды земли можно досрочно расторгнуть по решению суда в случае невыполнения сторонами обязанностей, предусмотренных статьями 24 и 25 Закона об аренде земли и условиями договора, в случае случайного уничтожения или повреждения объекта аренды, что существенно затрудняет предусмотренное договором использование земельного участка, а также на основаниях, определенных Земельным кодексом и другими законами Украины.

При расторжении договора аренды земли по инициативе арендатора арендодатель имеет право на получение арендной платы на землях сельскохозяйственного назначения за шесть месяцев, а на землях несельскохозяйственного назначения — за год, если в течение указанного периода не поступили предложения от других лиц на заключение договора аренды этого же земельного участка на тех же условиях, за исключением случаев, когда расторжение договора был обусловлено невыполнением или ненадлежащим выполнением арендодателем договорных обязательств.

При расторжении договора аренды земли по согласованию сторон каждая сторона имеет право требовать у другой стороны возмещения понесенных убытков в соответствии с законом.

Переход права собственности на арендованный земельный участок к другому лицу, а также реорганизация юридического лица — арендатора не являются основанием для изменения условий или расторжения договора, если другое не предусмотрено договором аренды земли.

Возобновление договора аренды земли

По окончании срока, на который был заключен договор аренды земли, арендатор, надлежащим образом исполнявший обязанности по условиям договора, имеет преимущественное право перед другими лицами на заключение договора аренды земли на новый срок (возобновление договора аренды земли).

Арендатор, желающий воспользоваться преимущественным правом на заключение договора аренды земли на новый срок, обязан уведомить об этом арендодателя до истечения срока договора аренды земли в срок, установленный настоящим договором, но не позднее чем за месяц до истечения срока договора аренды земли.

К письму-уведомлению о возобновлении договора аренды земли арендатор прилагает проект дополнительного соглашения.

При возобновлении договора аренды земли его условия могут быть изменены по согласию сторон. При недостижении договоренности об арендной плате и других существенных условиях договора преимущественное право арендатора на заключение договора аренды земли прекращается.

Арендодатель в месячный срок рассматривает присланное арендатором письмо-уведомление с проектом дополнительного соглашения, проверяет его на соответствие требованиям закона, согласовывает с арендатором (при необходимости) существенные условия договора и (при отсутствии возражений) принимает решение о возобновлении договора аренды земли (относительно земель государственной и коммунальной собственности), заключает с арендатором дополнительное соглашение о возобновлении договора аренды земли. При наличии возражений арендодателя о возобновлении договора аренды земли арендатору направляется письмо-уведомление о принятом арендодателем решении.

В случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком по истечении срока договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца по окончании срока договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли, такой договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором. В этом случае составление дополнительного соглашения о возобновлении договора аренды земли осуществляется со следующими лицами:

  • собственником земельного участка (относительно земель частной собственности);
  • уполномоченным руководителем органа исполнительной власти или органа местного самоуправления без принятия решения органом исполнительной власти или органом местного самоуправления о возобновлении договора аренды земли (относительно земель государственной или коммунальной собственности).

Руководитель органа исполнительной власти или органа местного самоуправления, уполномоченный подписывать дополнительное соглашение к договору аренды земли относительно земельного участка государственной или коммунальной собственности, определяется решением этого органа.

Дополнительное соглашение к договору аренды земли о его возобновлении должно быть заключено сторонами в месячный срок в обязательном порядке.

Отказ, а также имеющееся промедление в заключении дополнительного соглашения к договору аренды земли могут быть обжалованы в суде.

В случае изменения границы или целевого назначения земельного участка возобновление договора аренды земли осуществляется в порядке получения земельного участка на праве аренды.

Последствия прекращения или расторжения договора аренды земли

В случае прекращения или расторжения договора аренды земли арендатор обязан возвратить арендодателю земельный участок на условиях, определенных договором. Арендатор не имеет права содержать земельный участок для удовлетворения своих требований к арендодателю.

При невыполнении арендатором обязанности по условиям возврата арендодателю земельного участка арендатор обязан возместить арендодателю причиненный ущерб.

Рассмотрение споров, связанных с арендой земли

Споры, связанные с арендой земли, решаются в судебном порядке.

Ответственность сторон за невыполнение обязательств по договору аренды земли

При невыполнении обязательств по договору аренды земли стороны несут ответственность согласно закону и договору.

Арендодатель несет ответственность за недостатки переданного в аренду земельного участка, не предусмотренные договором аренды и препятствующие использованию земельного участка по договору. В случае выявления таких недостатков арендатор имеет право требовать:

  • уменьшения арендной платы или возмещения расходов на устранение недостатков;
  • отчисления из арендной платы определенной суммы своих расходов на устранение таких недостатков с предварительным уведомлением об этом арендодателя;
  • досрочного расторжения договора.

Арендодатель не несет ответственности за последствия, связанные с недостатками переданного в аренду земельного участка, если такие недостатки обусловлены договором аренды.

Международные договоры

В случае если международным договором, согласие на обязательность которого предоставлено Верховной Радой Украины, установлены другие правила, нежели содержащиеся в Законе об аренде земли, то применяются правила международного договора.  

«Горячие линии»

Дата: 31 мая, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42