Юридическая практика
Тема: Налог на прибыль

Неуплата в бюджет налога с доходов нерезидента

Суть дела. При проведении плановой проверки органом ГНС выявлено нарушение плательщиком налога ЧФ «І» норм законодательства Украины, действующего на время возникновения спорных правоотношений, поскольку справка австрийского налогового органа от 15.06.2007 г., выданная австрийскому контрагенту «А», действительна в пределах календарного года, в котором она выдана, а оплата осуществлена за услуги, предоставленные в январемарте 2006 г. Следовательно, в соответствии с п. 4 Порядка № 470 доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины согласно международным договорам Украины об избежании двойного налогообложения подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения.

Плательщик налога ЧФ «І» считает, что при осуществлении хозяйственной деятельности им не были нарушены нормы действующего законодательства Украины, поскольку ст. 7 Конвенции определено, что прибыль предприятия Договорного Государства облагается налогом только в этом Государстве, если это предприятие не осуществляет предпринимательскую деятельность во Втором Договорном Государстве через расположенное в нем постоянное представительство. Следовательно, предприятие не обязано удерживать 15% в порядке, предусмотренном п. 13.2 ст. 13 Закона о прибыли, из сумм, которые перечислялись австрийскому предприятию.

Решение суда. Высший административный суд Украины (далее — ВАСУ), поддерживая позицию государственного налогового органа, отмечает следующее. Руководствуясь нормами действующего законодательства Украины, государственным налоговым органом проведена плановая проверка ЧФ «І» на предмет соблюдения им требований налогового, валютного и другого законодательства. При проведении проверки выявлены нарушения субъектом хозяйствования норм действующего законодательства, а именно пунктов 13.1, 13.2 ст. 13 Закона о прибыли в связи с неначислением и неуплатой в бюджет налога с доходов нерезидентов при их выплате.

По результатам проверки составлен акт и вынесено налоговое уведомление-решение, которым субъекту хозяйствования доначислены налоговые обязательства по налогу на прибыль.

Не соглашаясь с доначисленными суммами налоговых обязательств, ЧФ «І» обратилась в суд с иском о признании действий государственного налогового органа неправомерными и отмене налогового уведомления-решения.

Решением суда первой инстанции иск удовлетворен полностью. Решением суда апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменено и определено новое — об отказе в удовлетворении иска.

Считая, что при вынесении решения судом апелляционной инстанции допущено нарушение норм материального и процессуального права, и, как следствие, вынесено решение, которое не в полной мере основывается на законе, ЧФ «І» обратилось с кассационной жалобой в ВАСУ, в которой просит отменить решение суда апелляционной инстанции и оставить в силе решение суда первой инстанции об удовлетворении иска.

По результатам пересмотра жалобы ВАСУ сделал вывод, что жалоба не подлежит удовлетворению, учитывая следующее.

Как свидетельствуют материалы дела, между ЧФ «І» и австрийской фирмой «А» заключен контракт на аренду оборудования для ледовой площадки. Во исполнение этого контракта ЧФ «І» перечислил австрийской фирме «А» денежные средства.

В материалах дела содержатся: справка, выданная австрийским налоговым органом, из которой следует, что контрагент ЧФ «І» является резидентом Австрии; письмо Торгового Советника Посольства Австрии, из которого следует, что посольство Австрии принимало участие в обустройстве катка; грузовая таможенная декларация, которая свидетельствует об австрийском происхождении отправителя.

Вместе с тем в акте проверки налоговый орган отмечает, что ЧФ «І» не предоставила справку (или ее нотариально заверенную копию), подтверждающую, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор, а также другие документы, если это предусмотрено международным договором.

Также в материалах дела содержится письмо ГНА Украины с приложениями, в которых имеется форма справки подтверждения статуса налогового резидента Австрии, отправленной письмом Министерства финансов Австрии, для применения п. 4 Порядка.

ЧФ «І» предоставлялась в государственный налоговый орган копия справки нерезидента, которая не была нотариально заверена, однако на основании вышеуказанного она не могла быть основанием для освобождения от налогообложения выплаченного дохода.

 Согласно п. 4 Порядка № 470 основанием для освобождения (уменьшения) от налогообложения доходов с источником их происхождения из Украины является предоставление нерезидентом с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 5 и 6 этого Порядка, лицу, выплачивающему ему доходы, справки (или ее нотариально заверенной копии, подтверждающей, что нерезидент является резидентом страны, с которой заключен международный договор (далееСправка)), а также других документов, если это предусмотрено международным договором. Справка выдается компетентным органом соответствующей страны, определенным международным договором, по форме согласно приложению 1 или согласно законодательству такой страны. Кроме того, Справка действительна в пределах календарного года, в котором она выдана.

Из материалов дела следует, что оплата за аренду оборудования осуществлена в конце 2005 г., а услуги предоставлены в январе — марте 2006 г.

В соответствии с п. 3 Порядка № 470 в случае непредоставления нерезидентом справки (п. 4 этого Порядка) доходы нерезидента с источником их происхождения из Украины подлежат налогообложению согласно законодательству Украины по вопросам налогообложения.

Как указано в пунктах 13.1, 13.2 ст. 13 Закона о прибыли, любые доходы, полученные нерезидентом с источником их происхождения из Украины, от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), облагаются налогом в порядке и по ставкам, определенным этой статьей. Резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица любую выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от осуществления хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в гривнях), обязаны удерживать налог из таких доходов, указанных в п. 13.1 этой статьи, по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет во время такой выплаты, если иное не предусмотрено нормами международных соглашений, вступивших в силу.

Таким образом, государственным налоговым органом правомерно применены к ЧФ «І» финансовые санкции в порядке и способом, определенными действующим законодательством Украины.

Учитывая указанное, ВАСУ по результатам пересмотра в кассационном порядке жалобы ЧФ «І» оставил ее без удовлетворения, а обжалованное решение суда апелляционной инстанции об отказе в удовлетворении иска — без изменений.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента ГНА
Украины
начальник отдела представительства интересов органов
ГНС в судах кассационной инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 16 августа, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00