Статьи

Обмен опытом — это всегда взаимообогащение

Начальник Управления международных связей ГНА Украины Юрий ГладунСтабильная работа отечественных предприятий и обеспечение граждан соответствующими материальными благами являются неотъемлемыми условиями укрепления экономических позиций Украины в мире. Поэтому и путь к Европе проходит через одну из самых главных артерий в системе управления государственными финансами — налоговую службу. Ее осовременивание на базе инновационных технологий, переход на взаимный контакт с плательщиками по принципу, условно называемому «налоговая с человеческим лицом», вовсе не являются пустыми лозунгами. Положительные сдвиги в работе подразделений ГНС происходят практически на глазах. О национальных особенностях адаптации налоговых органов к международным стандартам рассказывает начальник Управления международных связей ГНА Украины Юрий ГЛАДУН.


— Юрий Вадимович, недавно состоялось очередное заседание Координационного совета руководителей налоговых служб государств — участников СНГ (КСРНС СНГ). Как человек, стоявший у его истоков, расскажите, пожалуйста, об истории совета. Чем ознаменовалось собрание в этом году?

— Дело в том, что в текущем году отмечается не только 20-я годовщина создания СНГ, но и 10-я годовщина создания Координационного совета. Он появился именно 31 мая 2001 г. по решению совета глав правительств стран СНГ, принятому с целью обеспечения условий для координации действий налоговых служб. Это орган отраслевого сотрудничества, и таких советов в рамках СНГ насчитывается несколько десятков по разным направлениям работы, в том числе относительно финансов, иностранных дел и т. п.

Основной формой деятельности совета являются заседания, проводимые на постоянной основе. Их состоялось уже 18. Участие в заседаниях, как правило, принимают руководители налоговых служб и только в исключительных случаях — заместители. Приятно, что в этот раз в качестве гостей к нам присоединились председатели налоговых ведомств стран Балтии.

Решения по принципиальным вопросам, рассматриваемым КСРНС СНГ, обычно принимаются путем достижения консенсуса, то есть стороны должны договариваться между собой.

— Какие из принципиальных вопросов значились в повестке дня в этот раз?

— Необходимо было определить базовое учреждение, которое будет заниматься подготовкой и переподготовкой кадров налоговых служб СНГ. Со стороны исполкома организации предложено избрать для этого Всероссийскую государственную налоговую академию Минфина РФ, тогда как кандидатом от нас был Национальный университет ГНС Украины. Во время работы экспертов разгорелась настолько оживленная дискуссия, что во избежание конфронтации Председатель ГНС Украины Виталий Захарченко посоветовал участникам заседания отложить указанный вопрос до следующего собрания, еще раз взвесив все «за» и «против», рассмотрев привлекательность каждого из вузов — претендентов на переобучение работников налоговых органов. Предложение поддержали главные налоговики нескольких государств, в частности Молдовы, Казахстана, Армении, Азербайджана.

— А какие шансы на победу у Национального университета ГНС Украины?

— Пока пятьдесят на пятьдесят. Результат будет понятен на заседании, которое скорее всего состоится в 2012 г. в Азербайджане. Тогда примут решение, которое должно устроить всех. Вопрос не из легких, поскольку программа переподготовки налоговиков из разных стран предусматривает и определенное финансирование за счет государств — участников СНГ. Что касается нашего Университета, то это позволило бы ему выйти на новую ступень развития.

— Что в планах Украины как руководителя КСРНС СНГ, под председательством которого состоится следующее XIX заседание организации?

— Планов на самом деле много, поскольку сотрудничество налоговых служб, обмен опытом являются актуальными для всех. Каждая страна имеет свои особенности администрирования платежей, применение тех или иных подходов к регулированию налоговых отношений. Разумеется, что и законодательная база у всех разная, но, общаясь, всегда можно ухватиться за определенную идею, которая, вероятно, ляжет в основу появления новых методов обслуживания налогоплательщиков. Возможно, это будет сопровождаться внесением изменений в действующее законодательство, в частности в Налоговый кодекс, если речь идет об Украине. В других странах результатом воплощения в жизнь подобных идей также может стать внесение изменений в нормативно-правовые акты.

Например, рассматривался вопрос о применении Соглашения о принципах взимания косвенных налогов при экспорте-импорте товаров, работ, услуг между государствами — участниками СНГ от 25 ноября 1998 г. Верховной Радой Украины оно также было ратифицировано. Но фактически Соглашение не выполнялось, ведь в свое время было подготовлено для решения конкретной задачи. Законодательство претерпело кардинальные изменения, изменились позиции по взиманию косвенных налогов, в частности применению нулевой ставки НДС при экспорте. Поэтому сейчас стороны опять затронули данный вопрос: он был заслушан во время заседания КСРНС СНГ и, как следствие, соответствующим органам поручено еще раз тщательно его исследовать и внести предложения от лица Координационного совета о необходимости либо отмены Соглашения, либо его существенной модификации. Усматривается возможным принятие документа, подобного Директиве Совета 2006/112/ЕС  о совместной системе налога на добавленную стоимость. Разумеется, НДС в Евросоюзе администрируется по-другому; к тому же в отличие от СНГ там этот налог является централизованным, но общие принципы применения НДС при экспорте и импорте товаров похожи.

— Как председатели налоговых ведомств СНГ оценили введение в Украине автоматического возмещения НДС?

— Как очень положительный шаг в администрировании налога. В некоторых странах такая система уже работает, остальные пока рассматривают эту возможность. Большинство руководителей высказались по поводу нашего нововведения. Основное мнение: чем быстрее мы будем возмещать только те суммы НДС, которые правомерно заявлены к возмещению, тем меньше предприятия будут ощущать недостаток оборотных средств и тем интенсивнее смогут развиваться. А развитие бизнеса влечет в дальнейшем большую налоговую отдачу, ведь чем лучше компания работает, тем больше денежных средств она перечисляет в бюджет в виде налога на прибыль предприятий, налога на доходы физических лиц и т. п.

— Известно, что на заседании Координационного совета рассматривались изменения в налоговом законодательстве государств за прошедший год. Какой вывод сделали коллеги, проанализировав новации отечественного налогового законодательства?

— Вполне положительный, в частности относительно снижения ставок налогов, введения автоматического возмещения НДС, уменьшения количества общегосударственных и местных налогов и сборов. Рабочая группа по анализу налогового законодательства, возглавляемая представителем Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, докладывая по этим вопросам, подробно остановилась на принятии Налогового кодекса Украины. Эту информацию с интересом восприняли все участники заседания.

Изменения в законодательстве каждого государства — участника СНГ, направленные на улучшение администрирования налогов, привлечение инвестиций за прошедший год, уже по традиции являются предметом обсуждения Координационным советом. Цель — посмотреть, что нового произошло в соседних странах, какой приобретенный там опыт пригоден для адаптации и применения на национальной почве. Ведь на практике одни новации могут оказаться действенными, тогда как другие лишний раз убеждают в своем сугубо лоббистском происхождении и значительного влияния на функционирование налоговой службы не имеют.

— Заслушивал ли КСРНС СНГ вопрос реформирования упрощенной системы налогообложения? Возможно, звучали определенные идеи, которые целесообразно взять на вооружение Украине…

— Да. Но в принципе упрощенная система налогообложения в разных странах, хоть и имеет некоторые общие черты, существенно отличается друг от друга. Например, по видам экономической деятельности, которую можно осуществлять «упрощенцам», сумме годового оборота, правилам администрирования и т. п. В настоящее время единая позиция Координационного совета по регулированию упрощенной системы налогообложения не отработана. А в целом в странах СНГ работа «упрощенцев» не сопровождается крупными суммами поступлений в государственную казну. Так, в Таджикистане удельный вес субъектов малого бизнеса в общей сумме поступлений составляет 14,2%, в Беларуси — 3,7%, в Казахстане — 1,7%, в России — 2,3%.

— Насколько активным сейчас является сотрудничество с Налоговой и Таможенной Администрацией Нидерландов (НТА Нидерландов) относительно совершенствования налогового аудита?

— Между нашими ведомствами продолжается очень плодотворное сотрудничество. Нидерландские эксперты действительно помогли ГНС Украины в улучшении методов планирования контрольно-проверочных мероприятий. Нынче при отборе субъектов хозяйствования для проведения проверок органы ГНС руководствуются критериями рисков ненадлежащей уплаты такими предприятиями налогов в госбюджет.

Введение рискоориентированной системы позволило сократить общее количество проверок субъектов хозяйствования и вместе с тем повысить их результативность с точки зрения наполнения государственной казны. Ведь гонка за мелкими предпринимателями, задействованными в торговле на продовольственном рынке, является бесперспективной, — на проведение подобных проверок можно израсходовать больше денежных средств, нежели в лучшем случае поступит в бюджет.

В прошедшем году совместно с НТА Нидерландов мы начали новую форму работы — региональные семинары. Они уже состоялись во Львове и Луганске, а следующий семинар, место проведения которого определяется, запланирован на осень текущего года. Выезд на места позволяет привлечь к работе большое количество местных аудиторов. С одной стороны, не нужно ходатайствовать об оформлении документов на командировку, а с другой, два-три дня семинара являются очень полезными и познавательными. Для слушателей — тех, кто непосредственно выходит на проверки, — они служат чем-то на манер переподготовки, поскольку изучается лучший европейский опыт контрольно-проверочной работы.

Подобные семинары действительно интересны и для наших гостей из-за рубежа: как оказалось, о случаях уклонения от уплаты налогов, придуманных на постсоветском пространстве, коллеги из Нидерландов даже не слышали, хотя и там известно такое явление, как, например, лжеэкспорт.

— А известны ли налоговикам из других государств случаи выплаты зарплаты «в конвертах»? Как они советуют с этим бороться?

— Это проблема распространена во многих странах мира. Та же Эстония очень страдает от нее, и проводятся как агитационная кампания с призывами к гражданам требовать выплаты официальной зарплаты, так и усиление борьбы с выплатой зарплаты «в конвертах» на законодательном уровне.

Одна из новаций в Украине по поводу вышеуказанного, введенная Налоговым кодексом, — фактические проверки, позволяющие сразу и без предупреждения проверять все, что связано с трудовым законодательством.

— Руководство Украины обещает вывести наше государство в пул 20 наиболее экономически развитых стран мира и на несколько ступеней укрепить ее позиции в международных рейтингах ведения бизнеса. Исходя из постоянного контакта с зарубежными коллегами скажите, какие шаги в этом направлении являются, на Ваш взгляд, первоочередными?

— Указанный вопрос сложен, поскольку требует комплексного решения. Нельзя утверждать, что реформирование только налоговой системы будет способствовать улучшению налогового имиджа государства в мире. Когда в 2004 г. снизили ставку налога на доходы физических лиц до 13%, ожидалось, что выплата зарплаты «в конвертах» как явление исчезнет само по себе. Но поскольку одновременно не было проведено реформирование системы социального и пенсионного страхования, этого не произошло. Начисления на фонд оплаты труда в Украине остаются довольно высокими, и предприятию часто бывает проще не легализовывать всю сумму доходов работников, нежели считаться честным плательщиком и быть убыточным. Что касается граждан, то им, к сожалению, довольно часто все равно, что будет в будущем, особенно молодежи.

Почему в международном рейтинге «Doing Business» Украина отстает?.. Среди критериев, по которым оцениваются государства, — количество представления деклараций в год, количество платежей, ставки налогов. Ставки налогообложения у нас не такие высокие, как в большинстве других государств. Вместе с тем необходимы дальнейшая гармонизация бухгалтерского и налогового учета, совершенствование системы отнесения расходов на валовые и т. п.

То есть реформирование других сфер жизнедеятельности государства является «золотым ключиком» к внедрению в Украине нового качества стандартов ведения бизнеса. Иначе на желательный эффект надеяться не стоит.

— Украину и ведущие европейские государства сложно сравнивать даже по уровню технического оснащения, необходимого для бесперебойного обеспечения процессов налогообложения. Сложно ли в целом адаптировать новые инициативы по совершенствованию налоговой системы к отечественным реалиям?

— То, что ведущие государства Европы имеют сегодня результат, к которому мы только стремимся, — очевидно. Такую прогрессивную форму обслуживания граждан, как предоставление консультаций в режиме онлайн, ГНА Украины ввела в конце марта 2008 г. А во Франции контакт-центр даже не один: кроме главного офиса, работают виртуальные телефонные центры в регионах. Это с одной стороны.

С другой — наши специалисты констатировали, что в некоторых моментах организация работы контакт-центра Информационно-справочного департамента ГНС более четкая, в частности по использованию единого источника базы ответов. Украина, в свою очередь, стала примером для Республики Молдова, специалисты налоговой службы которой в июле в очередной раз приедут заимствовать наш опыт, причем не только организации работы контакт-центра, но и вообще администрирования налогов. С 1 июня 2011 г. с визитом в ГНС Украины находятся коллеги из Словакии: рассматриваем пути Украины в борьбе с мошенничеством, процедуру отбора плательщиков для проведения проверок.

Впрочем, в отличие от мира материального обмен опытом — это всегда взаимообогащение. Если два человека поделились друг с другом мыслями, то как результат каждый из них имеет уже по две мысли. А когда налоговые ведомства других государств обращаются за помощью к украинским коллегам, изъявляют желание поучиться у нас, сложно не гордиться нынешними достижениями ГНС.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00