Статьи

Деятельность Координационного совета руководителей налоговых служб полностью соответствует международной практике

Руководитель Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ Михаил МишустинПо мнению участников заседания Координационного совета руководителей налоговых служб государств — участников СНГ, состоявшегося на днях в г. Ялте, встреча стала экспертной и дискуссионной площадкой по обсуждению наиболее актуальных проблем администрирования налогов и выработке единых конструктивных решений. Руководитель Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ Михаил МИШУСТИН{h}Руководитель Федеральной налоговой службы Министерства финансов РФ Михаил МИШУСТИН:
«Нам очень приятно находится здесь. Хочу отметить, что Совет показал свою эффективность, было принято очень много инициатив, связанных с гармонизацией законодательства, обменом информацией, интеграционными процессами. Эти процессы идут достаточно активно, мы друг друга знаем, все складывается. Очень рады, что Украина будет председательствовать в следующем году. Надеюсь, за это время удастся решить много вопросов. Хочу обратить внимание на следующий момент: налоговые службы всего мира борются за налогоплательщиков. Условия, которые создают законодатели разных стран с целью стимулирования инновационной активности, — это конкурентные условия. Налоговые службы из фискальных инструментов все больше превращаются в инструменты сервисные, клиентоориентированные. Сегодня многие отмечали, что информационные технологии и базовые инновационные проекты важны как для налоговых органов, для администрирования налогов, так и для компаний. Знаю, что мы еще будем рассматривать множество позиций по гармонизации законодательства в части стимулирования инновационной активности компаний, будем обсуждать, по какому пути двигаться. В целом мы удовлетворены таким форматом встреч и благодарим украинских коллег за отличную организацию саммита»{/h} утверждает, что главными целями деятельности структуры являются продвижение интеграционных инициатив и реализация решений в сфере налогообложения, принимаемых на межправительственном и межгосударственном уровнях.


— Михаил Владимирович, с Вашей точки зрения, как повлияет работа Координационного совета руководителей налоговых служб на совершенствование системы налогообложения государств — участников СНГ?

— Считаю, что наличие подобной площадки для стран СНГ — абсолютная необходимость. Если обратиться к мировой практике, то в каждом регионе существует международная структура, в рамках которой налоговые органы различных стран обсуждают вопросы налогового администрирования и вырабатывают механизмы совместного решения существующих проблем. В Европе — это Европейская организация налоговых администраций (IOTA), в Америке — Межамериканская организация налоговых администраций (CIAT). На глобальном уровне подобную роль выполняет ОЭСР.

Таким образом, создание КСРНС СНГ полностью соответствует международной практике и является крайне полезным для стран СНГ, имеющих общие истоки развития налоговых систем и во многом сходные проблемы.

В качестве примера могу привести последние результаты деятельности одной из рабочих групп КСРНС СНГ — группы по анализу налогового законодательства. Анализ практики применения соглашений об избежании двойного налогообложения позволил добиться единого толкования положений данных соглашений налоговыми органами различных стран, что поможет избежать налогоплательщикам лишних споров и судебных процессов.

— Какие приоритетные направления деятельности налоговых органов Российской Федерации на ближайшую перспективу?

— Сегодня системы налогового администрирования в большинстве государств мира становятся более либеральными, функциональными, открытыми.

Налоговая служба России ушла от тотального контроля налогоплательщиков и ориентируется на комплексный подход к планированию и проведению контрольных мероприятий.

Благодаря введению системы анализа налоговых рисков и аналитического инструментария за последние семь лет охват выездными проверками налогоплательщиков снизился до 1%, что соответствует показателям развитых стран — не более 3%.

Такой подход позволил значительно повысить качество доказательной базы и улучшить качество проведения контрольных мероприятий. Вследствие этого в I квартале 2011 года количество жалоб налогоплательщиков уменьшилось на 18% и суммы оспариваемых требований снизились на 32%.

Повышение качества проверок и досудебного аудита способствовало росту результативности судебной работы налоговых органов. Если в I квартале 2010 года в пользу налоговых органов удовлетворялось 43% требований налогоплательщиков, то в этом году данный показатель увеличился до 55%.

Одной из основных задач, стоящих перед российскими налоговыми органами, является переход на качественно новый уровень обслуживания налогоплательщиков. В настоящее время мы в электронном виде предоставляем 18 первоочередных услуг. Например, такие как «Узнай свой ИНН», «Адрес Вашей инспекции», «Заполнить платежное поручение», «Личный кабинет налогоплательщика», «Сведения из ЕГРЮЛ и ЕГРИП», и в дальнейшем этот перечень будет расширяться.

Растущий объем информационных потоков требует от Службы проведения комплексной модернизации налоговых органов, затрагивающей как оптимизацию бизнес-процессов, так и совершенствование информационных технологий. Основной ориентир — это переход полностью на электронный документооборот с внешними пользователями и налогоплательщиками и автоматизация четко формализованных процедур налогового администрирования.

Отдельной задачей для налоговых органов России является совершенствование администрирования трансфертного ценообразования для целей налогообложения.

Кроме того, требует усовершенствования система налогообложения имущества, являющаяся своего рода «подушкой безопасности» для региональных и местных бюджетов.

— Какова экономическая ситуация в России сегодня и  как она отражается на поступлении бюджетных доходов?

— Оживление экономической ситуации в мире и в России началось в конце 2009 года и продолжилось в 2010 и 2011 годах. Экономический рост в I квартале 2011 года составил 4,1%. Динамичное развитие позволяет прогнозировать возобновление объема российской экономики до докризисного уровня к концу 2011 года — началу 2012 года и соответственно рост бюджетных доходов.

Сегодня складывается благоприятная ситуация с поступлением налогов.

В январе — апреле 2011 года поступления налоговых доходов в консолидированный бюджет Российской Федерации составили 3186 млрд. руб. — это на 22% больше, чем за соответствующий период 2010 года.

Мы превысили уровень поступлений соответствующего периода докризисного 2008 года на 14,9%.

Рост поступлений в январе — апреле 2011 года наблюдается по всем налогам: налога на прибыль организаций поступило 855,0 млрд. руб., или на 29% больше, НДПИ — 613,0 млрд. руб., или на 37% больше, НДС — 604,1 млрд. руб., или на 22% больше, акцизов — 173,5 млрд. руб., или на 29% больше, имущественных налогов — 244,2 млрд. руб., или на 11% больше, НДФЛ — 558,3 млрд. руб., или на 10% больше.

В апреле текущего года в консолидированный бюджет Российской Федерации поступило 1016,0 млрд. руб., что на 24% больше, чем в апреле 2010 года, в том числе акцизов — 49,8 млрд. руб., или в 1,4 раза больше; НДПИ — 172,5 млрд. руб., или в 1,5 раза больше; НДС — 173,0 млрд. руб., или в 1,9 раза больше.

— Каковы, по Вашему мнению, наиболее перспективные направления деятельности КСРНС СНГ?

— Считаю возможным отметить такие основные перспективные направления деятельности Совета, как проведение анализа эффективного применения в государствах — участниках СНГ механизмов налогового регулирования в целях активизации инновационной и инвестиционной деятельности производств; гармонизация законодательства и других нормативно-правовых актов государств — участников СНГ в сфере регулирования налогообложения деятельности по разработке и производству высокотехнологичной наукоемкой продукции; совершенствование системы уплаты налогов при трансфертном ценообразовании; совершенствование действующих подходов при налогообложении имущества, как одного из основных направлений вновь создаваемой рабочей группы КСРНС.


Беседовал Сергей ЦЫГИПА,
tsyhipa@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42