Налог на прибыль
Тема: Налог на прибыль

Вопросы — ответы

Порядок начисления амортизации на  бесплатно полученные основные средства


Вопрос 1. На основании решения городского совета в 2007 г. в коммунальную собственность территориальной общины города бесплатно приняты основные средства и переданы на баланс городского жилищно-коммунального предприятия. В 2012 г. городской совет внес изменения в решение 2007 г. и передал эти объекты основных средств в хозяйственное ведение этому предприятию с зачислением их на баланс. Подлежат ли амортизации такие объекты согласно нормам Налогового кодекса?

В соответствии с пп. 4.2.15 п. 4.2 ст. 4 Закона о прибыли было определено, что стоимость основных фондов, бесплатно полученных плательщиком налога с целью осуществления их эксплуатации в случаях, предусмотренных законодательством, не включаются в состав валового дохода: если такие основные фонды получены по решению органов центральной исполнительной власти; в случае получения специализированными эксплуатирующими предприятиями объектов энергоснабжения, газо- и теплообеспечения, водоснабжения, канализационных сетей согласно решениям местных органов исполнительной власти и исполнительных органов советов, принятых в пределах их полномочий; в случае получения предприятиями коммунальной собственности объектов социальной инфраструктуры, указанных в пп. 5.4.9 п. 5.4 ст. 5 этого Закона, которые находились на балансе других предприятий и содержались за их счет. Основные фонды, получаемые в случаях, предусмотренных этим подпунктом, принимаются на баланс по рыночной (оценочной) стоимости и с целью налогообложения не подлежат амортизации.

Таким образом, стоимость основных фондов, полученных бесплатно в период действия Закона о прибыли, в налоговом учете не амортизировалась, поскольку согласно пп. 8.1.2 п. 8.1 ст. 8 Закона о прибыли амортизации подлежали расходы на приобретение основных фондов для собственного производственного использования. При бесплатном получении основных фондов расходы на их приобретение отсутствуют, значит, отсутствует и база для начисления амортизации.

Что касается начисления амортизации согласно нормам Налогового кодекса, то в соответствии с п. 1 подраздела 4 раздела ХХ «Переходные положения» раздел III этого Кодекса применяется при расчетах с бюджетом начиная с доходов и расходов, которые получены и проведены с 01.04.2011 г., если иное не установлено этим подразделом.

 

Вопрос 2. На основании решения городского совета на баланс коммунального предприятия передано имущество в полное хозяйственное ведение  на бесплатной основе. Каков порядок начисления амортизации согласно Налоговому кодексу?

В соответствии со ст. 136 Хозяйственного кодекса право хозяйственного ведения является вещным правом субъекта предпринимательства, который владеет, пользуется и распоряжается имуществом, закрепленным за ним собственником (уполномоченным им органом), с ограничением правомочности распоряжения относительно отдельных видов имущества по согласию собственника в случаях, предусмотренных Хозяйственным кодексом и другими законами.

Согласно пп. 136.1.16 п. 136.1 ст. 136 Налогового кодекса для определения объекта налогообложения не учитывается стоимость основных средств, бесплатно полученных налогоплательщиком с целью осуществления их эксплуатации, в частности в случае, если такие основные средства получены по решению центральных органов исполнительной власти.

Порядок бесплатной передачи таких основных средств устанавливается Кабинетом Министров Украины.

Вместе с тем в соответствии с пп. 146.17.2 п. 146.17 ст. 146 Налогового кодекса к приобретению приравниваются операции по получению основных средств и нематериальных активов, в частности в случае получения в хозяйственное ведение основных средств, которые не подлежат приватизации, по решениям центральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий, при зачислении на баланс.

Приобретенные (самостоятельно изготовленные) основные средства зачисляются на баланс плательщика налога по первоначальной стоимости (п. 146.4 ст. 146 Налогового кодекса).

Учет амортизируемой стоимости ведется по каждому объекту, который входит в состав отдельной группы основных средств, в том числе стоимость ремонта, улучшения объектов основных средств, полученных бесплатно или предоставленных в оперативный лизинг (аренду) либо полученных в концессию или созданных (построенных) концессионером согласно Закону № 2624, как отдельный объект амортизации (п. 146.1 ст. 146 Налогового кодекса).

Амортизация объекта основных средств начисляется в течение срока полезного использования (эксплуатации) объекта, установленного плательщиком налога, но не меньше минимально допустимого срока, установленного п. 145.1 ст. 145 Налогового кодекса, ежемесячно начиная с месяца, наступающего за месяцем ввода объекта основных средств в эксплуатацию, и прекращается на период его реконструкции, модернизации, достройки, дооборудования, консервации и других видов улучшения и консервации (п. 146.2 ст. 146 Налогового кодекса).

Передача объектов права государственной и коммунальной собственности осуществляется в соответствии с Положением № 1482.

Согласно п. 10 этого Положения передача объектов оформляется актом приемки-передачи. При этом к акту приемки-передачи объектов вместе с другими документами также прилагается выписка из бухгалтерского баланса, составленного на последнюю отчетную дату, о стоимости объекта передачи.

Основные средства зачисляются на баланс плательщика налога как отдельные объекты амортизации, при этом амортизируемая стоимость определяется на основании данных акта приемки-передачи, выписки из бухгалтерского баланса лица, передающего основные средства, составленного на последнюю отчетную дату, о стоимости объекта передачи.

Таким образом, основные средства, полученные в хозяйственное ведение и зачисленные на баланс плательщика налога, подлежат амортизации по общим правилам согласно статьям 145 и 146 Налогового кодекса при условии: что такие основные средства не подлежат приватизации; получены по решениям центральных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, принятым в пределах их полномочий, и используются в хозяйственной деятельности такого плательщика налога.

 

Порядок отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода)


Вопрос 1. Должно ли коммунальное унитарное предприятие начислять и уплачивать часть чистой прибыли (дохода)? Если да, то кто должен утвердить порядок его отчисления?

В соответствии с п. 1 ст. 78 Хозяйственного кодекса коммунальное унитарное предприятие создается компетентным органом местного самоуправления в распорядительном порядке на базе обособленной части коммунальной собственности и входит в сферу его управления.

Особенности хозяйственной деятельности коммунальных унитарных предприятий определяются согласно требованиям, установленным этим Кодексом относительно деятельности государственных коммерческих или казенных предприятий, а также других требований, предусмотренных законом (п. 9 ст. 78 Хозяйственного кодекса).

Пунктом 9 ст. 69 Бюджетного кодекса установлено, что к доходам общего фонда местных бюджетов, которые не учитываются при определении объема межбюджетных трансфертов, относится часть чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений, которая взимается в бюджет в порядке, определенном Верховным Советом АР Крым, соответствующими местными советами.

Учитывая вышеуказанное, отчисление в местные бюджеты части чистой прибыли (дохода) коммунальных унитарных предприятий и их объединений осуществляется предприятиями при наличии порядка отчисления, утвержденного Верховным Советом АР Крым, соответствующими местными советами.

В случае отсутствия порядка отчисления части чистой прибыли (дохода), утвержденного соответствующими органами местного самоуправления, коммунальные унитарные предприятия и их объединения часть чистой прибыли (дохода) должны уплачивать, руководствуясь п. 1 Порядка № 138.

 

Вопрос 2. Государственное унитарное предприятие имеет в составе филиалы и является плательщиком части чистой прибыли (дохода). Должны ли филиалы государственного унитарного предприятия быть плательщиками части чистой прибыли (дохода)?

Согласно п. 4 ст. 62 Хозяйственного кодекса предприятие является юридическим лицом, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, счета в учреждениях банков, печать со своим наименованием и идентификационным кодом.

Пунктом 4 ст. 64 этого Кодекса установлено, что предприятие имеет право создавать филиалы, представительства, отделения и другие обособленные подразделения, согласовывая вопросы о размещении таких подразделений предприятия с соответствующими органами местного самоуправления в установленном законодательством порядке. Такие обособленные подразделения не имеют статуса юридического лица и действуют на основе положения о них, утвержденного предприятием.

Таким образом, часть чистой прибыли (дохода) уплачивают государственные унитарные предприятия и их объединения, имеющие статус юридического лица, филиалы этих предприятий не могут быть плательщиками части чистой прибыли (дохода).

 

Удержание налога из выплаченного дохода нерезиденту


Общество с ограниченной ответственностью имеет в составе обособленные подразделения и является плательщиком консолидированного налога на прибыль. Обособленные подразделения осуществляют выплаты нерезидентам. Кто должен удержать налог из дохода нерезидентаобособленное подразделение или общество?

Порядок начисления налога на прибыль при наличии обособленных подразделений в составе плательщика налога — юридического лица определен п. 152.4 ст. 152 Налогового кодекса.

Согласно абзацу второму указанной нормы Налогового кодекса плательщик налога, имеющий в составе обособленные подразделения, расположенные на территории другой, нежели такой плательщик налога, территориальной общины, может принять решение об уплате консолидированного налога и уплачивать налог в бюджеты территориальных общин по местонахождению таких обособленных подразделений, а также в бюджет территориальной общины по своему местонахождению, определенный согласно нормам раздела ІІІ Налогового кодекса и уменьшенный на сумму налога, уплаченного в бюджеты территориальных общин по местонахождению обособленных подразделений.

Сумма налога на прибыль обособленных подразделений за соответствующий отчетный (налоговый) период определяется расчетно исходя из общей суммы налога, начисленного плательщиком налога, распределенного пропорционально удельному весу суммы расходов обособленных подразделений такого плательщика налога в общей сумме расходов этого плательщика налога (абзац третий п. 152.4 ст. 152 Налогового кодекса).

Абзацем восьмым п. 152.4 этой статьи определено, что ответственность за своевременное и полное внесение сумм налога в бюджет территориальной общины по местонахождению обособленных подразделений несет плательщик налога, в составе которого находятся такие обособленные подразделения.

В соответствии с п. 160.2 ст. 160 Налогового кодекса резидент или постоянное представительство нерезидента, осуществляющие в пользу нерезидента или уполномоченного им лица (кроме постоянного представительства нерезидента на территории Украины) любую выплату с дохода с источником его происхождения из Украины, полученного таким нерезидентом от проведения хозяйственной деятельности (в том числе на счета нерезидента, которые ведутся в национальной валюте), кроме доходов, указанных в пунктах 160.3 — 160.6 этой статьи, обязаны удержать налог из таких доходов по ставке в размере 15% их суммы и за их счет, который уплачивается в бюджет при такой выплате, если иное не предусмотрено положениями международных договоров Украины со странами резиденции лиц, в пользу которых осуществляются выплаты, вступивших в силу.

Таким образом, при выплате дохода нерезиденту обособленным подразделением плательщика консолидированного налога на прибыль обязательства по удержанию налога из доходов нерезидента и перечислению его в бюджет возложены  на плательщика налогаюридическое лицо.

 

Самостоятельное исправление ошибок в расчете части чистой прибыли (дохода) прошедших налоговых периодов


Государственное предприятие самостоятельно выявило факт занижения налогового обязательства прошедших налоговых периодов в расчете части чистой прибыли (дохода), подлежащего уплате в государственный бюджет государственными унитарными предприятиями и их объединениями. Каким образом предприятие должно исправить ошибку? Какая ответственность предусмотрена за факт занижения налогового обязательства?

Отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов в Украине, регулируются нормами Налогового кодекса. Статьями 9 и 10 Налогового кодекса определен исчерпывающий перечень общегосударственных и местных налогов и сборов. В перечне общегосударственных налогов (сборов), установленных в указанных статьях, отсутствует такой налог (сбор), как часть чистой прибыли (дохода).

Правила отчисления в государственный бюджет части чистой прибыли (дохода) государственными унитарными предприятиями и их объединениями определены Порядком № 138 на основании ст. 29 Бюджетного кодекса и статьями 5 и 111 Закона № 185.

Пунктом 3 Порядка № 138 установлено, что часть чистой прибыли (дохода), подлежащая уплате в государственный бюджет, определяется государственными унитарными предприятиями и их объединениями согласно форме расчета, установленной органами ГНС, и указывается в декларации по налогу на прибыль предприятия.

Расчет части чистой прибыли (дохода), форма которого утверждена приказом № 285, вместе с финансовой отчетностью, составленной согласно положениям (стандартам) бухгалтерского учета, представляется государственными унитарными предприятиями и их объединениями в органы ГНС в срок, предусмотренный для представления декларации по налогу на прибыль предприятий.

Таким образом, поскольку в условиях действия Налогового кодекса часть чистой прибыли (дохода) не является налоговым платежом, то, соответственно, порядок исправления ошибок, определенный ст. 50 этого Кодекса для уточнения показателей Расчета части чистой прибыли (дохода), не применяется. Часть чистой прибыли определяется по результатам финансово-хозяйственной деятельности и рассчитывается по правилам бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 4 ПБУ 3 прибыль — это сумма, на которую доходы превышают связанные с ними расходы.

Чистая прибыль (убыток) рассчитывается как алгебраическая сумма прибыли (убытка) от обычной деятельности и чрезвычайной прибыли, чрезвычайного убытка и налогов на чрезвычайную прибыль (п. 37 ПБУ 3). Указанная сумма отражается в строке 220 «Чистий прибуток» или строке 225 «Чистий збиток» Отчета о финансовых результатах.

Порядок исправления ошибок в финансовой отчетности предприятия определен ПБУ 6.

Согласно п. 4 ПБУ 6 исправление ошибок, допущенных при составлении финансовых отчетов в предыдущие годы, осуществляется путем корректировки сальдо нераспределенной прибыли на начало отчетного года, если такие ошибки влияют на величину нераспределенной прибыли (непокрытого убытка).

Исправление ошибок, относящихся к предыдущим периодам, требует повторного отражения соответствующей сравнительной информации в финансовой отчетности (п. 5 ПБУ 6).

Подпунктом 20.1 п. 20 этого ПБУ определено, что в примечаниях к финансовым отчетам нужно раскрывать информацию, касающуюся исправления ошибок, допущенных в предыдущих периодах, в частности, статьи финансовой отчетности прошедших периодов, которые были пересчитаны с целью повторного представления сравнительной информации.

Учитывая изложенное, государственные унитарные предприятия и их объединения в случае, если они допустили ошибки при составлении финансовой отчетности, имеют право исправить ошибки с помощью отражения соответствующей сравнительной информации в финансовой отчетности.

В связи с тем, что часть чистой прибыли определяется согласно правилам ведения бухгалтерского учета, то в случае указания ошибки в расчете части чистой прибыли (дохода) за соответствующий период, плательщик налога имеет право исправить соответствующую ошибку в таком расчете за следующий отчетный период, который составляется нарастающим итогом.

В случае указания ошибки в расчете части чистой прибыли (дохода) в предыдущие годы плательщик имеет право исправить соответствующую ошибку в таком расчете за следующий отчетный год.

Вместе с тем следует отметить, что п. 13 ст. 29 Бюджетного кодекса, ст. 111 Закона № 185, а также Порядок № 138 не предусматривают, что часть чистой прибыли (дохода) государственных унитарных предприятий и их объединений, которая взимается в государственный бюджет согласно закону, и дивиденды (доход), начисленные на акции (доли, паи) хозяйственных обществ, в уставных капиталах которых есть государственная собственность, уплачиваются (взимаются) согласно Налоговому кодексу.

В соответствии с общими положениями КоАП положения этого Кодекса распространяются и на административные правонарушения, ответственность за совершение которых предусмотрена законами, которые не включены в этот Кодекс.

Таким образом, учитывая указанное, при самостоятельном выявлении факта занижения обязательства в Расчете части чистой прибыли (дохода) плательщика этого платежа не привлекают к ответственности, предусмотренной Налоговым кодексом, но учитывая нормы КоАП, привлекают к административной ответственности.

«Горячие линии»

Дата: 6 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00