Другие налоги
Тема: Налоговый долг

Порядок организации безналичных расчетов при взыскании денежных средств и приостановлении расходных операций

Общие правила, виды и стандарты расчетов клиентов банков и банков в денежной единице Украины на территории Украины, осуществляемых при участии банков, установлены Инструкцией № 22.

С целью учета в постановлении № 22 требований Налогового кодекса в части взыскания денежных средств со счетов клиентов банков и ареста денежных средств (приостановление расходных операций) на их счетах при осуществлении безналичных расчетов в Украине в национальной валюте правлением Нацбанка Украины утверждено постановление № 122, вступившее в силу 21.06.2012 г.

Остановимся на основных изменениях.

Законодательные принципы

Основой изменений к Инструкции № 22 стали положения статей 20, 41 и 95 Налогового кодекса, которыми предусмотрено, что органы ГНС:

  • являются органами взыскания, уполномоченными осуществлять мероприятия по обеспечению погашения налогового долга налогоплательщиков;
  • имеют право обращаться в суд относительно взыскания денежных средств налогоплательщика, который имеет налоговый долг, со счетов в банках, обслуживающих такого плательщика, на сумму налогового долга;
  • могут осуществлять мероприятия по взысканию денежных средств со счетов налогоплательщика в банках, обслуживающих такого налогоплательщика, по решению суда, которое направляется для исполнения таким органам ГНС, в размере суммы налогового долга;
  • могут обращаться в суд относительно наложения ареста на денежные средства плательщика, находящиеся в банке, в случаях, определенных действующим законодательством.

Следовательно, положения Налогового кодекса, регламентирующие вопросы взыскания безналичных денежных средств со счетов клиентов и их ареста (приостановление расходных операций), выполняются только согласно порядку проведения безналичных расчетов.

Налоговые органы как взыскатели являются участниками безналичных расчетов

Постановлением № 122 внесены изменения, в соответствии с которыми органы ГНС признаны участниками безналичных расчетов в лице взыскателей. Напомним, что по предыдущей норме налоговые органы инициировали принудительное списание денежных средств со счетов плательщиков в порядке исполнительного производства и на основании исполнительных документов.

Также определено, что требования Инструкции № 22 обязательны для выполнения налоговыми органами, в частности при обеспечении осуществления полномочий по взысканию денежных средств со счетов клиентов банков — налогоплательщиков, имеющих налоговый долг перед бюджетом, на основании решения суда.

Введен новый расчетный документ — инкассовое поручение (распоряжение)

При осуществлении расчетов могут применяться аккредитивная, инкассовая, вексельная формы расчетов, а также формы расчетов по расчетным чекам и с использованием расчетных документов на бумажных носителях и в электронном виде.

Согласно терминам и понятиям, приведенным в Законе № 2346, расчетный документ — это документ на перевод денежных средств, который используется для инициирования перевода со счета плательщика на счет получателя.

В соответствии с Инструкцией № 22 термин «расчетный документ» применяется в значении документа на бумажном носителе, который содержит поручение и/или требование о перечислении денежных средств со счета плательщика на счет получателя. К таким документам относятся, в частности: платежное поручение, платежное требование-поручение, платежное требование, расчетный чек, мемориальный ордер, аккредитив.

С целью осуществления взыскателями в лице налоговых органов расчетных операций Инструкция № 22 дополнена новым видом платежного инструмента — расчетным документом — инкассовое поручение (распоряжение). Под инкассовым поручением (распоряжением) в соответствии с определениями терминов, которые используются в Инструкции № 22, имеют в виду расчетный документ, содержащий требование взыскателя (органа ГНС Украины) к банку, который обслуживает плательщика, осуществить без согласования с плательщиком перевод определенной суммы денежных средств со счета плательщика на счет получателя.

Списание денежных средств на основании инкассового поручения (распоряжения)

Положениями главы 5 «Принудительное списание денежных средств» Инструкции № 22 предоставляется возможность списания банками денежных средств со счетов клиентов только по поручениям владельцев этих счетов или на основании платежных требований взыскателей (государственных исполнителей) в случае принудительного (на основании исполнительного документа) списания денежных средств. Поручения плательщиков и распоряжения взыскателей о списании денежных средств со счетов составляются на соответствующих бланках расчетных документов, форма и порядок оформления которых определяются Инструкцией № 22.

Постановлением № 22 вышеупомянутые положения адаптированы к использованию их органами ГНС Украины при выполнении ими полномочий органов взыскания, в частности, как указывалось выше, дополнены новым расчетным документом — инкассовым поручением (распоряжением); введен также отдельный порядок списания банком денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования.

Постановлением № 122 предусмотрено, что инкассовые поручения (распоряжения), как и платежные требования на принудительное списание, банки принимают независимо от наличия на счетах достаточного остатка денежных средств и выполняют их в пределах остатка денежных средств согласно новой главе 12 «Списание банком денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования» Инструкции № 22.

Взыскание денежных средств со счетов налогоплательщиков в банках

Новая глава 12 «Списание банком денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования» Инструкции № 22 по механизму выполнения аналогична главе 5 «Принудительное списание денежных средств». Отличие заключается в том, что принудительное взыскание в соответствии с Законом № 606 используется органами Государственной исполнительной службы Украины, а списание по требованию органа взыскания (взыскателя) — органами ГНС Украины.

Сфера действия главы 12 касается взыскания денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования на основании решения суда в счет погашения налогового долга, просроченной задолженности субъекта хозяйствования перед государством по кредиту (займу), привлеченному государством или под государственную (местную) гарантию, а также по кредиту из бюджета в соответствии со ст. 41 Налогового кодекса и ст. 17 Бюджетного кодекса (взыскание которых согласно переходным положениям Налогового кодекса возлагается на налоговые органы).

К ключевым моментам, касающимся взыскания денежных средств на счетах клиентов банков, очерченным в главе 12 постановления № 22, на которых необходимо остановиться, относятся: определение инициатора взыскания; установление специального вида расчетного документа на взыскание денежных средств; порядок и особенности заполнения такого документа; регламентация сроков принятия банками инкассовых поручений (распоряжений); проведение проверки соответствия реквизитов инкассового поручения (распоряжения) установленным требованиям; основания для отказа и условия, при которых не может быть отказано; основания для отзыва взыскателем или возврата банком без выполнения и т. п.

Взыскание денежных средств инициируется взыскателем в  лице налогового органа путем представления в  банк (личная доставка работником налогового органа или пересылка почтовой связью) инкассового поручения (распоряжения), оформленного по установленной форме и согласно определенным требованиям относительно ее заполнения, не менее чем в трех экземплярах.

За необоснованность взыскания денежных средств на основании инкассового поручения (распоряжения), недостоверность указанных в таком расчетном документе данных ответственность несет налоговый орган — взыскатель согласно законодательству Украины.

Следует отметить, что непосредственно решение суда, на основании которого оформлено инкассовое поручение (распоряжение), в банк не представляется, а данные такого решения суда используются только для заполнения реквизита «Призначення платежу» инкассового поручения (распоряжения), в котором обязательно указываются название, дата выдачи и номер (если он присвоен) такого судебного решения.

Таким образом, налоговым органам достаточно получить судебное решение о взыскании налогового долга в отличие от предыдущей редакции порядка безналичных расчетов, по которому в платежном требовании должны были указываться реквизиты исполнительного документа — приказа хозяйственного суда.

К сфере действия порядка проведения безналичных расчетов в национальной валюте относится списание денежных средств, которое выполняется банками со счетов, открытых клиентами в банках (в частности, текущих, депозитных и т. п.).

Постановлением № 122 введены сроки принятия банками инкассовых поручений (распоряжений) с даты их составления: в течение 10 календарных дней для банка, обслуживающего взыскателя, и 30 календарных днейдля банка, обслуживающего плательщика.

Банком проводится проверка соответствия заполнения реквизитов инкассового поручения (распоряжения) установленным требованиям:

  • плательщика — в части заполнения реквизитов «Платник», «Код платника», «Рахунок платника», «Банк платника», «Код банку платника»;
  • взыскателя (орган госказначейства, в котором открыт счет органа ГНС Украины) — в части заполнения реквизитов «Отримувач», «Код отримувача», «Рахунок отримувача», «Банк отримувача», «Код банку отримувача».

Порядок выполнения инкассовых поручений (распоряжений) касается в одинаковой мере как поступивших в течение операционного времени, так и полученных после его окончания. Особенностью выполнения инкассовых поручений (распоряжений), поступивших в банк после операционного времени, является то, что банк (независимо от наличия денежных средств на счете плательщика на время их поступления) выполняет их на следующий операционный день.

Как и раньше, банки обязаны принять к выполнению расчетные документы независимо от наличия достаточного остатка денежных средств на счете плательщика и выполнить их в пределах имеющихся на счете денежных средств.

Однако если на момент поступления инкассового поручения (распоряжения) в операционное время на счете плательщика нет денежных средств или их недостаточно, то такой расчетный документ выполняется с учетом сумм текущих поступлений, которые поступят на счет плательщика в течение операционного времени.

Если для выполнения инкассовых поручений (распоряжений) на счете плательщика:

  • недостаточно денежных средств (с учетом текущих поступлений в течение операционного времени), то они выполняются частично в пределах остатка денежных средств;
  • нет денежных средств или в течение операционного времени денежные средства на его счет не поступали, то по окончании операционного времени эти инкассовые поручения (распоряжения) возвращаются без выполнения с отказом их выполнить; в день поступления инкассового поручения на его оборотной стороне делается надпись о причине возврата документа без выполнения (с обязательной ссылкой на статью закона, в соответствии с которой инкассовое поручение (распоряжение) не может быть выполнено, и/или главу/пункт нормативно-правового акта Нацбанка Украины, который нарушен), указывается дата возврата (удостоверяется подписями ответственного исполнителя и работника, на которого возложены функции контролера, и оттиском штампа банка) и не позднее следующего рабочего дня отправляется (заказным или ценным письмом)/передается это инкассовое поручение (распоряжение) взыскателю, от которого оно поступило.

Те же положения распространяются и на выполнение банками инкассовых поручений (распоряжений), поступивших в банк после окончания операционного времени. То есть если на начало следующего операционного дня на счете плательщика денежных средств, необходимых для выполнения таких инкассовых поручений (распоряжений):

  • будет недостаточно, то они в этот же день выполняются частично в установленном порядке;
  • вообще не будет, то такие документы в этот же день возвращаются без выполнения в установленном порядке.

Если причиной возврата инкассового поручения (распоряжения) является неправильно указанное наименование банка плательщика, то банк на оборотной стороне инкассового поручения (распоряжения) указывает его правильное наименование.

Оформление банком частичной оплаты инкассового поручения (распоряжения) осуществляется мемориальным ордером, в котором заполняются следующие реквизиты:

  • «Призначення платежу» — номер и дата инкассового поручения (распоряжения), которое частично оплачено, сумма, оставшаяся к уплате, и повторяется текст, приведенный в реквизите «Призначення платежу» инкассового поручения (распоряжения) (название, дата выдачи и номер (если он присвоен) решения суда);
  • «Додатковий реквізит» — наименование взыскателя.

Частичная оплата подтверждается ответственным исполнителем банка на экземпляре инкассового поручения (распоряжения), на основании которого осуществлена частичная оплата (остающегося на хранении в банке плательщика), путем очерчивания реквизита «Сума», указания на оборотной стороне даты и суммы частичного платежа, и удостоверяется подписью.

Банку плательщика предоставлено право делать исправления в инкассовом поручении (распоряжении), в частности в отношении:

  • реквизита «Сума» (в случае частичного выполнения инкассового поручения (распоряжения));
  • номера счета плательщика, названия и кода банка плательщика в случае их изменения по инициативе банка плательщика (в связи с реорганизацией банка, изменением в банке правил бухгалтерского учета, выполнением банком требований законодательства).

Банк выполняет исправления в инкассовом поручении (распоряжении) путем указания на обороте такого расчетного документа даты внесения исправлений, пункта соответствующего нормативно-правового акта Нацбанка Украины, согласно которому они вносятся, основания для их внесения, и это удостоверяется подписями ответственного исполнителя, работника, на которого возложены функции контролера, и оттиском штампа банка.

Банк в рамках договорных отношений с клиентом, предусмотренных договором банковского счета этого плательщика, при наличии в нем условия о таком сообщении в порядке, предусмотренном таким договором, не позднее следующего рабочего дня уведомляет плательщика о поступлении от взыскателя в банк инкассового поручения (распоряжения).

Постановлением № 122 взыскателю дана возможность отзыва инкассового поручения (распоряжения) в любое время до списания денежных средств со счета плательщика.

Однако следует отметить, что инкассовое поручение (распоряжение) может быть отозвано только в полной сумме, то есть возможность частичного отзыва такого расчетного документа отсутствует.

Отзыв инкассового поручения (распоряжения) осуществляется путем представления взыскателем в обслуживающий плательщика банк соответствующего письма, в котором указываются следующие обязательные данные:

  • наименование плательщика и номер его счета;
  • наименование и код банка плательщика;
  • номер, дата и сумма, указанные в документе, который отзывается.

Банк плательщика принимает к выполнению письмо об отзыве инкассового поручения (распоряжения), составленное в соответствии с приведенными выше требованиями, а также оформленный на бланке налогового органа и удостоверенный подписями ответственных лиц взыскателя и оттиском его печати.

Письмо об отзыве инкассового поручения (распоряжения) может быть только самостоятельно доставлено взыскателем в банк плательщика.

После получения банком плательщика письма взыскателя об отзыве инкассового поручения (распоряжения) такой банк не имеет права на списание денежных средств со счета плательщика по инкассовому поручению (распоряжению), а обязан возвратить представителю налогового органа или отправить почтовой связью инкассовое поручение (распоряжение) непосредственно взыскателю.

Необходимо обратить внимание на то, что указанный выше порядок взыскания денежных средств на основании инкассового поручения (распоряжения) применяется только к налоговому долгу юридических лиц, поскольку взыскание денежных средств в счет погашения налогового долга со счета плательщика — физического лица и в дальнейшем осуществляется государственной исполнительной службой в порядке, определенном Законом № 606.

Требования к заполнению реквизитов инкассового поручения (распоряжения)

С целью правильного оформления инкассового поручения (распоряжения) также внесены изменения в требования к заполнению реквизитов такого расчетного документа.

Таким образом, были изменены четыре существующих реквизита, которые являются универсальными для всех расчетных документов, в частности: строки 2 «Код розрахункового документа», 9 «Платник», 15 «Отримувач», 19 «Призначення платежу» — и появились девять новых реквизитов (строки 70 — 78), адаптированных исключительно для инкассового поручения (распоряжения), а именно: «Дата перевірки органом Державної казначейської служби України, який обслуговує орган державної податкової служби», «Рахунок отримувача», «Отримувач», «Банк отримувача», «Код отримувача», «Код банку отримувача», «Стягувач», «М. П. стягувача», «Підписи стягувача».

Уточнения в реквизитах «Платник» и «Отримувач» инкассового поручения (распоряжения) вызваны условиями времени и касаются правильности направления зачисления денежных средств в счет уплаты платежей в бюджет или возврата платежей из бюджета.

Требования к заполнению в расчетных документах на уплату (взыскание) платежей в бюджет реквизита «Призначення платежу» инкассового поручения (распоряжения) дополнены особенностями, которые касаются условий, установленных для списания банком денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования.

Инкассовое поручение (распоряжение) имеет схожие черты с платежным требованием, однако ему присуща своя специфика, поэтому заполнение такого расчетного документа нуждается в наличии дополнительных реквизитов.

Одной из отличных особенностей списания денежных средств на основании инкассового поручения (распоряжения) является то, что взыскателем (налоговый орган) и получателем (казначейский орган) выступают разные органы исполнительной ветви власти.

С целью удостоверения правильности проведения такой операции осуществляется проверка органом Госказначейства Украины, в котором открыт счет органа ГНС Украины, инкассового поручения (распоряжения), оформленного органом ГНС Украины. Поэтому в реквизите «Дата перевірки органом Державної казначейської служби України, який обслуговує орган державної податкової служби» фиксируется дата такой проверки, которая удостоверяется подписью ответственного исполнителя и оттиском штампа органа Госказначейства Украины.

Списание денежных средств со счета плательщика на основании инкассового поручения (распоряжения), оформленного органом ГНС Украины, требует четкой регламентации данных получателя, в частности обязательно указываются:

  • номер бюджетного счета, открытого в казначейском органе;
  • наименование соответствующего учреждения, которому открыты счета для зачисления поступлений в государственный и/или местные бюджеты, наименование территории и код бюджетной классификации;
  • наименование казначейского органа, на балансе которого открыт счет получателя денежных средств;
  • идентификационный код казначейского органа по Единому государственному реестру предприятий и организаций Украины (ЕГРПОУ);
  • код казначейского органа, на балансе которого открыт счет соответствующего бюджета.

Отдельно в инкассовом поручении (распоряжении) должны указываться реквизиты взыскателя, а именно: наименование налогового органа; почтовый адрес такого органа (считается вспомогательным реквизитом, заполнение которого не обязательно). Также проставляется оттиск печати налогового органа и подписи ответственных лиц такого органа в случае взыскания денежных средств на основании инкассового поручения (распоряжения).

Общие правила документооборота и расчеты с применением инкассового поручения (распоряжения)

Банки принимают к выполнению расчетные документы — инкассовые поручения (распоряжения) взыскателя, на которых есть подпись ответственного исполнителя и оттиск штампа банка, обслуживающего этого взыскателя, если он доставляет их в банк плательщика самостоятельно (посыльным, заказным или ценным письмом и т. п.).

Банк плательщика может сделать в расчетных документах, в частности в инкассовом поручении (распоряжении), исправление реквизитов в случае частичного выполнения платежного требования/инкассового поручения (распоряжения). Реквизит «Сума» исправляется согласно п. 5.10 главы 5 и п. 12.9 главы 12 Инструкции № 22.

В случае если расчетные документыинкассовые поручения (распоряжения), заполнены с нарушением требований главы 12 и приложения 8, банк, осуществивший проверку, возвращает их без выполнения согласно пунктам 2.15 и 2.18 главы 2 «Общие правила документооборота» и п. 12.11 главы 12 «Списание банком денежных средств со счетов налогоплательщиков/субъектов хозяйствования».

Налоговый агент является плательщиком налога

В соответствии с определением понятия, приведенного в Налоговом кодексе, налоговый агент относительно налога на доходы физических лиц — юридическое лицо (его филиал, отделение, другое обособленное подразделение), самозанятое лицо, представительство нерезидента — юридического лица, которые независимо от организационно-правового статуса и способа обложения другими налогами и/или формы начисления (выплаты, предоставления) дохода (в денежной или неденежной форме) обязаны начислять, удерживать и уплачивать налог на доходы физических лиц в бюджет от имени и за счет физического лица с доходов, которые выплачиваются такому лицу, вести налоговый учет, представлять налоговую отчетность налоговым органам и нести ответственность за нарушения норм Налогового кодекса в порядке, предусмотренном ст. 18 и разделом IV этого Кодекса.

Статьей 18 указанного Кодекса предусмотрено, что налоговым агентом признается лицо, на которое этим Кодексом возлагается обязанность по исчислению, удержанию из доходов, которые начисляются (выплачиваются, предоставляются) плательщику, и перечислению налогов в соответствующий бюджет от имени и за счет денежных средств налогоплательщика.

Согласно разделу IV Налогового кодекса налоговый агент, который начисляет (выплачивает, предоставляет) налогооблагаемый доход в пользу налогоплательщика, обязан удерживать налог из суммы такого дохода за его счет, используя предусмотренную ставку налога.

Налог уплачивается (перечисляется) в бюджет при выплате налогооблагаемого дохода единым платежным документом. Банки принимают платежные документы на выплату дохода только при условии одновременного представления расчетного документа на перечисление этого налога в бюджет.

Этим же разделом предусмотрено, что лицом, ответственным за начисление, удержание и уплату (перечисление) в бюджет налога с доходов в виде заработной платы, является работодатель, выплачивающий такие доходы в пользу налогоплательщика.

В связи с этим уточняется положение о принятии банком от налогового агента, а не от налогоплательщика вместе с расчетным документом на выплату дохода расчетного документа на перечисление в бюджет удержанного налога на доходы физических лиц из суммы дохода или документального подтверждения его уплаты раньше. Таким документом является экземпляр платежного поручения (документа на перевод) на его перечисление, в реквизите «Призначення платежу» которого плательщик указал период, за который начислена заработная плата, а реквизит «Дата виконання» заполнил банк плательщика.

Вместе с тем следует отметить, что банк не обеспечивает проверку правильности начисления и своевременности уплаты налоговым агентом налога в бюджет, поскольку это относится к компетенции налоговых органов.

Действия банков при применении ареста денежных средств на счетах клиентов

Изменения также коснулись положений Инструкции № 22, касающихся порядка выполнения банками мероприятий по аресту денежных средств на счетах клиентов банков.

Отныне банк принимает к выполнению от органов ГНС Украины исполнительные документы (постановление государственного исполнителя и/или решение суда) относительно ареста денежных средств на счетах клиентов банков, которые доставлены в банк самостоятельно представителем такого органа либо отправлены заказным или ценным письмом.

Установлен запрет на использование арестованных денежных средств на счете клиента. Снятие их возможно только в одном из двух случаев:

  • при поступлении инкассового поручения (распоряжения) по тому исполнительному документу, для выполнения которого налагался арест;
  • при условии получения предусмотренных законодательством документов о снятии ареста с денежных средств.

При поступлении в банк инкассового поручения (распоряжения) по тому исполнительному документу, для обеспечения выполнения которого на денежные средства клиента наложен арест, банк выполняет:

  • полную оплату в пределах имеющейся на арестованном счете суммы, списывает документ об аресте денежных средств с соответствующего забалансового счета и при отсутствии других аналогичных документов возобновляет операции на счете;
  • частичную оплату инкассового поручения (распоряжения) в случае недостаточности денежных средств на счете плательщика в пределах остатка денежных средств (в порядке, предусмотренном п. 12.9 главы 12 Инструкции № 22).

Если суммы арестованных денежных средств недостаточно для обеспечения выполнения документа об аресте денежных средств, то банк:

  • продолжает арестовывать денежные средства, поступающие на счет клиента;
  • выполняет инкассовые поручения (распоряжения) о списании денежных средств с учетом той суммы, которая раньше частично списана на основании инкассовых поручений (распоряжений) по тому исполнительному документу, для обеспечения которого был наложен арест на денежные средства на счете клиента.

При наличии на арестованном счете денежных средств только в размере, определенном в соответствующем исполнительном документе, банк возвращает расчетный документ, составленный на основании другого исполнительного документа, взыскателю без выполнения (в порядке, предусмотренном п. 2.18 главы 2 и п. 12.11 главы 12 Инструкции № 22).

Исходя из вышеизложенного благодаря изменениям, внесенным постановлением № 122 в постановление № 22, произойдет усиление правовых инструментов для выполнения налоговыми органами от имени государства требований Налогового кодекса относительно взыскания в бюджет денежных средств со счетов клиентов банков в счет погашения налогового долга такими налогоплательщиками. В свою очередь банки как участники этого процесса благодаря обновлению правового поля будут не только защищать интересы своих клиентов в соответствии с договорными отношениями между ними, но и способствовать обеспечению исполнения решений судов путем списания денежных средств плательщиков на основании инкассовых поручений (распоряжений).

Наряду с этим следует отметить, что согласно ст. 124 Конституции судебные решения принимаются судами именем Украины и являются обязательными к исполнению на всей территории Украины.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42