Если налогоплательщик не согласен с выводами проверки или фактами и данными, изложенными в акте проверки, то он имеет право подать свои возражения в течение пяти рабочих дней со дня получения акта.
Следует обратить внимание, что с принятием Налогового кодекса срок подачи возражений продлен с трех до пяти рабочих дней, при этом отсчет начинается именно со дня получения акта проверки, а не со следующего дня.
Налоговым кодексом также предусмотрена возможность участия налогоплательщика в рассмотрении возражений, о чем он должен указать в тексте возражений. При этом налоговый орган обязан уведомить такого плательщика о месте и времени проведения их рассмотрения.
Возражения рассматриваются налоговым органом в течение пяти рабочих дней, наступающих за днем их получения, и налогоплательщику направляется ответ.
Как показывает практика, при проведении проверок иногда возникают спорные ситуации относительно правильности налогообложения плательщиком налога определенных видов хозяйственных операций. При этом причиной могут быть как действия, так и бездеятельность должностных лиц плательщика или ревизора налогового органа.
Следует подчеркнуть, что именно при проведении проверки должны быть урегулированы все спорные вопросы путем предоставления плательщиком соответствующих объяснений и их документального подтверждения ревизору, проводящему проверку. Это в дальнейшем позволит избежать процедуры предоставления возражений к акту проверки или прохождения административного либо судебного обжалования принятых налоговых уведомлений-решений.
Поэтому налогоплательщик в случае несогласия с определенными выводами ревизора еще до окончания проверки должен уведомить его о спорной ситуации и требовать от налогового органа проведения проверки сведений и фактов, которые могут свидетельствовать в его пользу.
При этом процедура решения спорных вопросов в органах ГНС при проведении проверки предусмотрена соответствующими Методическими рекомендациями, разработанными ГНС Украины.
В соответствии с Методическими рекомендациями спорные вопросы до завершения проверки выносятся ревизором на рассмотрение постоянных комиссий при соответствующих органах ГНС. В состав этих органов входят специалисты структурных подразделений, функциями которых являются осуществление налогового контроля, администрирование налогов и сборов, рассмотрение жалоб налогоплательщиков на налоговые уведомления-решения органов ГНС и сопровождение дел в судах. Выводы комиссии в обязательном порядке учитываются при составлении акта проверки.
При этом бывают случаи, когда во время проведения проверок работники контролирующих органов, по мнению налогоплательщика, не учитывают документы, предоставленные им для проверки. В данном случае Налоговым кодексом предусмотрено право плательщика направлять письмом с уведомлением о вручении или предоставить непосредственно в контролирующий орган копии таких документов для их изучения и учета.
Налоговым кодексом предусмотрено, что при проведении проверок должностные лица органа ГНС имеют право получать у налогоплательщиков надлежащим образом заверенные копии первичных финансово-хозяйственных, бухгалтерских и других документов, свидетельствующих об утаивании (занижении) объектов налогообложения, неуплате налогов, сборов (обязательных платежей), нарушении требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.
Запрещается изъятие оригиналов первичных бухгалтерских документов, за исключением случаев, предусмотренных уголовно-процессуальным законодательством.
Согласно п. 44.5 ст. 44 Налогового кодекса в случае утери, повреждения или досрочного уничтожения документов налогоплательщик обязан в пятидневный срок со дня такого события письменно уведомить орган ГНС по месту учета и восстановить утерянные документы в течение 90 календарных дней со дня, наступающего за днем поступления такого уведомления. В случае невозможности проведения проверки налогоплательщика из-за утери (повреждения) документов сроки ее проведения переносятся до даты восстановления и предоставления документов для проверки в пределах вышеуказанного срока.
Кроме того, следует напомнить, что Налоговым кодексом четко урегулирован порядок получения первичных документов, учетных и других регистров, финансовой и статистической отчетности, других документов по вопросам исчисления и уплаты налогов и сборов, а также выполнения требований другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы от правоохранительных органов, изъятых ими до начала или во время проведения проверки.
Такие копии, удостоверенные печатью и подписями должностных (служебных) лиц правоохранительных и других органов, которые осуществили изъятие оригиналов документов или которым был обеспечен доступ к проверке изъятых документов, должны быть предоставлены в течение трех рабочих дней со дня получения письменного запроса контролирующего органа.
В этом случае сроки проведения проверки, в том числе начатой, переносятся до даты получения указанных копий документов или обеспечения доступа к ним.
Порядок проведения документальных плановых проверок определен ст. 77 Налогового кодекса. Такие проверки проводятся в соответствии с планом-графиком проверок. Их периодичность зависит от степени риска деятельности плательщиков, которая делится на высокую, среднюю и незначительную. Плательщики с незначительной степенью риска включаются в план-график не чаще одного раза в три календарных года, со средней — не чаще одного раза в два календарных года, с высокой — не чаще одного раза в календарный год.
Порядок формирования и утверждения плана-графика, перечень рисков и их деление по степеням устанавливаются центральным органом ГНС.
Как и раньше, запрещается проведение документальной плановой проверки по отдельным видам обязательств перед бюджетами, кроме правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты налога на доходы физических лиц и обязательств по бюджетным займам и кредитам, гарантированным бюджетными средствами.
Орган ГНС имеет право проводить документальную плановую проверку налогоплательщика при условии, что не позднее чем за 10 календарных дней до дня проведения этой проверки такому налогоплательщику вручены под расписку или отправлены заказным письмом с уведомлением о вручении копия приказа о проведении документальной плановой проверки и письменное уведомление с указанием даты начала проведения такой проверки.
При планировании разными контролирующими органами в отчетном периоде проведения проверки одного и того же налогоплательщика такая проверка проводится указанными органами одновременно. Порядок координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов, определяется Кабинетом Министров Украины.
Так, в настоящее время такой порядок утвержден постановлением Кабинета Министров Украины от 27.12.2010 г. № 1234 «Об утверждении Порядка координации проведения плановых выездных проверок органами исполнительной власти, уполномоченными осуществлять контроль за начислением и уплатой налогов и сборов».
В случае установления при проверке нарушений составляется акт, а при отсутствии нарушений требований законодательства — справка (п. 86.1 ст. 86 Налогового кодекса), требования относительно содержания которых определены Порядком оформления результатов документальных проверок по вопросам соблюдения налогового, валютного и другого законодательства, утвержденным приказом ГНА Украины от 22.12.2010 г. № 984.
По результатам документальной проверки в акте излагаются все существенные обстоятельства финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика, имеющие отношение к фактам выявленных нарушений налогового, валютного и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на органы ГНС.
Факты выявленных нарушений излагаются в акте документальной проверки четко, объективно и в полной мере, со ссылкой на первичные или другие документы, зафиксированные в бухгалтерском и налоговом учете, которые подтверждают наличие указанных фактов.
Акт (справка) документальной проверки должен быть составлен на бумажном носителе на государственным языке и иметь сквозную нумерацию страниц. Этот документ состоит из четырех частей: вступительной, общих положений, описательной части и вывода. К акту прилагаются информативные приложения.
Налоговым кодексом четко определен перечень документов, необходимых для ведения с целью налогообложения. Так, согласно п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса в целях налогообложения налогоплательщики обязаны вести учет доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения и/или налоговых обязательств, на основании первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов, ведение которых предусмотрено законодательством.
При этом плательщикам запрещается формирование показателей налоговой отчетности, таможенных деклараций на основании данных, не подтвержденных документами, определенными абзацем первым п. 44.1 ст. 44 этого Кодекса.
Срок хранения первичных и обработанных документов, регистров и отчетности установлен п. 44.3 ст. 44 Налогового кодекса. Согласно этому пункту налогоплательщики обязаны обеспечить хранение документов, определенных в п. 44.1 ст. 44 этого Кодекса, а также документов, связанных с выполнением требований законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, не менее 1095 дней со дня представления налоговой отчетности, для составления которой используются указанные документы, а в случае ее непредставления — с предусмотренного этим Кодексом предельного срока представления такой отчетности.
В случае ликвидации налогоплательщика документы, определенные в п. 44.1 ст. 44 Налогового кодекса, за период его деятельности не менее 1095 дней, предшествовавших дате его ликвидации, в установленном законодательством порядке передаются в архив.
Сроки хранения первичных документов, документов налоговой отчетности и другой документации также определены в Перечне типовых документов, образуемых в деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, с указанием сроков хранения документов, утвержденном приказом Главного архивного управления при Кабинете Министров Украины от 20.07.98 г. № 41 (далее — Перечень № 41).
Большинство документов, используемых субъектом хозяйствования в хозяйственной деятельности, имеют срок хранения три года. Но есть и исключения. Сроки хранения некоторых документов составляют и пять лет, и 75 лет (например, это ведомости для начисления зарплаты).
Следует отметить, что согласно части 1 Перечня № 41 первичные документы и приложения к ним, фиксирующие факт выполнения хозяйственных операций и являющиеся основанием для записей в регистрах бухгалтерского учета и налоговых записях, учетных регистрах (главная книга, журналы, разрабатываемые таблицы и др.), хранятся три года при условии завершения проверки государственными налоговыми органами по вопросам соблюдения налогового законодательства, а для бюджетных учреждений и организаций и для хозрасчетных предприятий и организаций, находящихся в сфере управления министерств, других центральных органов исполнительной власти, — ревизии, а при возникновении споров, следственных и судебных дел — хранятся до принятия окончательного решения.
Согласно нормам Налогового кодекса налоговый контроль — это система мер, принимаемых контролирующими органами с целью контроля правильности законодательства по вопросам регулирования обращения наличности, проведения расчетных и кассовых операций, патентования, лицензирования и другого законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы.
Налоговый контроль осуществляется:
Органы СБУ, внутренних дел, налоговой милиции, прокуратуры и их служебные (должностные) лица не могут принимать непосредственное участие в проведении проверок, осуществляемых контролирующими органами, и проводить проверки субъектов хозяйствования по вопросам налогообложения.
Налоговый контроль осуществляется путем:
«Горячая линия» при участии заместителя директора
Департамента налогового
контроля — начальника Управления планирования
и информационно-аналитического
обеспечения налогового контроля ГНС Украины Людмилы СЛАУТИНОЙ
и заместителя начальника отдела качества налогового контроля,
разработки и анализа налогового контроля Владимира
БЫЧКОВА