Другие налоги
Тема: Плата за землю

Особенности налогообложения земель под объектами энергетики, производящими электрическую энергию из альтернативных источников

В соответствии со ст. 19 Земельного кодекса, регулирующего земельные отношения, земли Украины по основному целевому назначению делятся на категории.

В частности, землями промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения признаются земельные участки, предоставленные в установленном порядке предприятиям, учреждениям и организациям для осуществления соответствующей деятельности. Порядок использования земель промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения устанавливается законом (ст. 65 Земельного кодекса).

Согласно ст. 76 этого Кодекса землями энергетической системы признаются земли, предоставленные под электрогенерирующие объекты (атомные, тепловые, гидроэлектростанции, электростанции с использованием энергии ветра и солнца и других источников), под объекты транспортировки электроэнергии к пользователю. Земли энергетической системы могут находиться в государственной, коммунальной и частной собственности. Вдоль воздушных и подземных кабельных линий электропередачи устанавливаются охранные зоны.

Отношения, связанные с производством, передачей, поставкой и использованием энергии, регулируются Законом № 575 и другими нормативно-правовыми актами.

Так, согласно требованиям указанного Закона производство электрической энергии — это хозяйственная деятельность, связанная с преобразованием энергетических ресурсов любого происхождения, в том числе альтернативных источников энергии, в электрическую энергию с помощью технических средств с целью ее продажи на основании договора.

Законом № 555 определены правовые, экономические, экологические и организационные принципы использования альтернативных источников энергии и содействия расширению их использования в топливно-энергетическом комплексе. В соответствии с этим Законом альтернативные источники энергии — это возобновляемые источники энергии, к которым относятся энергия солнечная, ветровая, геотермальная, энергия волн и приливов, гидроэнергия, энергия биомассы, газа из органических отходов, газа канализационно-очистных станций, биогазов, и вторичные энергетические ресурсы, к которым относятся доменный и коксующийся газы, газ метан дегазации угольных месторождений, преобразования сбросового энергопотенциала технологических процессов.

Энергия, произведенная из альтернативных источников, — электрическая, тепловая и механическая энергия, которая производится на объектах альтернативной энергетики и может выступать товарной продукцией, предназначенной для купли-продажи.

Объектами альтернативной энергетики является энергогенерирующее и другое оборудование, производящее энергию за счет использования альтернативных источников энергии, доля которых составляет не менее 50% установленной мощности всех задействованных на объекте источников энергии, а сферой альтернативных источников энергии является область деятельности, связанная с использованием альтернативных источников энергии для производства, поставки, транспортировки, хранения, передачи и потребления энергии, произведенной из альтернативных источников.

Использование альтернативных источников энергии имеет особенности, в частности обусловленные природными условиями, а именно:

  • зависимостью от атмосферных и других условий окружающей среды;
  • наличием водных ресурсов малых рек, необходимых для работы гидроэнергетического оборудования;
  • наличием биомассы, количество которой зависит от объемов ежегодных урожаев;
  • наличием геотермальных источников и буровых скважин, пригодных для производства и использования геотермальной энергии;
  • наличием тепловых выбросов, объемы которых зависят от функционирования предприятий промышленности;
  • периодичностью природных циклов, вследствие чего возникает несбалансированность производства энергии;
  • необходимостью согласования и сбалансирования периодичности передачи объемов энергии, произведенной из альтернативных источников, в частности передачи электрической энергии в объединенную энергетическую систему Украины.

В отношении налогообложения земель надо отметить следующее. В соответствии с положениями Налогового кодекса плата за землю — это общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Ставка налога для целей раздела XIII Налогового кодекса — законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка, а именно: в пределах населенного пункта — 1  (один) метр квадратный (м2); за пределами населенного пункта — 1 (один) гектар (га).

Объектами налогообложения являются: земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании; земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

База налогообложения — это нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации, определенного в соответствии с порядком, установленным разделом ХІІІ Налогового кодекса; площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена.

Ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена (независимо от местонахождения), устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки, за исключением земельных участков, указанных в статьях 272, 273, 276 и 278 Налогового кодекса (ст. 274 этого Кодекса).

Статьей 275 Налогового кодекса установлены ставки налога за земельные участки, расположенные в пределах населенных пунктов, нормативная денежная оценка которых не проведена. В соответствии с п. 275.3 этой статьи ставки земельного налога за земельные участки населенных пунктов нормативная денежная оценка которых не проведена (за исключением сельскохозяйственных угодий и земель лесохозяйственного назначения), дифференцируют и утверждают соответствующие сельские, поселковые, городские советы исходя из ставок налога, установленных п. 275.1 этой статьи, функционального использования и местонахождения земельного участка, но не больше трехкратного размера этих ставок налога, с учетом коэффициентов, установленных п. 275.2 этой статьи.

Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра, а арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или коммунальной собственности, — договор аренды такого земельного участка.

Земельные участки, отнесенные по данным государственного земельного кадастра к землям энергетики, в пределах населенного пункта облагаются налогом согласно ст. 274 или ст. 275 Налогового кодекса, за пределами населенного пунктав соответствии с п. 278.1 ст. 278 Кодекса, которым установлено, что ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиям энергетики, устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

Кроме того, п. 276.6 ст. 276 Налогового кодекса, в частности, определено, что налог за земельные участки (в пределах и за пределами населенных пунктов), предоставленные для размещения объектов энергетики, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, взимается в размере 25% налога, исчисленного в соответствии со статьями 274, 275, 278 — 280 этого Кодекса.

Плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют соответствующему органу государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, утвержденной приказом № 1015, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам. Представление такой декларации освобождает от обязанности представления ежемесячных деклараций. При представлении первой декларации (фактическом начале деятельности в качестве плательщика платы за землю) вместе с ней представляется справка (извлечение) о размере нормативной денежной оценки земельного участка, а в дальнейшем такая справка представляется в случае утверждения новой нормативной денежной оценки земли.

Плательщик платы за землю имеет право представлять ежемесячно новую отчетную налоговую декларацию, что освобождает его от обязанности представления налоговой декларации не позднее 20 февраля текущего года, в течение 20 календарных дней месяца, наступающего за отчетным.

Отношения, связанные с арендной земли, регулируются Земельным кодексом Украины, Законом об аренде земли, Гражданским кодексом, законами Украины, а также другими нормативно-правовыми актами, принятыми в соответствии с ними, и договором аренды земли.

Статьей 15 Закона об аренде земли, в частности, определено, что договор аренды может предусматривать предоставление в аренду нескольких земельных участков, находящихся в собственности одного арендодателя (а относительно земель государственной и коммунальной собственности — земельных участков, находящихся в распоряжении одного органа исполнительной власти или органа местного самоуправления).

Согласно ст. 288 Налогового кодекса размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором. При этом годовая сумма платежа:

не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, который устанавливается разделом ХІІІ Налогового кодекса; для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, который устанавливается этим разделом;

не может превышать: для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, которые производят электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3% нормативной денежной оценки; для земельных участков, которые находятся в государственной или коммунальной собственности и предоставлены для строительства и/или эксплуатации аэродромов — четырехкратного размера земельного налога, который устанавливается разделом ХIII Налогового кодекса; для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12% нормативной денежной оценки.

Таким образом, арендаторы земель государственной или коммунальной собственности под объектами энергетики, производящими электрическую энергию из альтернативных источников, являются плательщиками арендной платы в бюджет на основании заключенных договоров аренды земли.