Другие налоги
Тема: Плата за землю

Вопросы — ответы

Бесплатное получение земельных участков в частную собственность

Каков порядок получения земельных участков за счет земель государственной и коммунальной собственности участником боевых действий бесплатно в частную собственность?


В соответствии с частью первой п. 14 ст. 12 Закона № 3551 участникам боевых действий предоставляются льготы в части первоочередного обеспечения жилой площадью лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и первоочередного отвода земельных участков для индивидуального жилищного строительства, садоводства и огородничества, первоочередного ремонта жилых домов и квартир этих лиц и обеспечения их топливом.

В соответствии со ст. 116 Земельного кодекса граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках их полномочий, определенных этим Кодексом, а именно п. 12 его Переходных положений.

Статьей 121 этого Кодекса предусмотрено, что граждане Украины имеют право на бесплатную передачу им земельных участков из земель государственной или коммунальной собственности:

  • для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебный участок) в селах — не более 0,25 га, в поселках — не более 0,15 га, в городах — не более 0,10 га;
  • для ведения личного крестьянского хозяйства — не более 2 га;
  • для ведения садоводства — не более 0,12 га.

В соответствии с п. 6 ст. 118 Земельного кодекса граждане, заинтересованные в получении бесплатно в собственность земельного участка из земель государственной или коммунальной собственности для ведения фермерского хозяйства, личного крестьянского хозяйства, садоводства, строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений (приусадебного участка), индивидуального дачного строительства, строительства индивидуальных гаражей в рамках норм бесплатной приватизации, подают ходатайство в соответствующую районную, Киевскую или Севастопольскую городскую государственную администрацию либо сельский, поселковый, городской совет по местонахождению земельного участка. В ходатайстве указываются целевое назначение земельного участка и его ориентировочные размеры.

К ходатайству прилагаются графические материалы, на которых указаны желаемое место расположения земельного участка, согласование землепользователя (в случае изъятия земельного участка, находящегося в пользовании других лиц) и документы, подтверждающие опыт работы в сельском хозяйстве или наличие образования, полученного в аграрном учебном заведении (в случае предоставления земельного участка для ведения фермерского хозяйства).

Согласно п. 7 ст. 118 Земельного кодекса районная, Киевская либо Севастопольская городская государственная администрация или сельский, поселковый, городской советы рассматривают ходатайство в месячный срок и дают разрешение на разработку проекта землеустройства относительно отвода земельного участка или предоставляют мотивированный отказ в его предоставлении. Основанием отказа в предоставлении такого разрешения может быть только несоответствие места расположения объекта требованиям законов, принятых в соответствии с ними нормативно-правовых актов, генеральных планов населенных пунктов и другой градостроительной документации, схем землеустройства и технико-экономических обоснований использования и охраны земель административно-территориальных образований, проектов землеустройства по упорядочению территорий населенных пунктов, утвержденных в установленном законом порядке.

Также следует отметить, что в случае отказа органа исполнительной власти либо органа местного самоуправления в передаче земельного участка в собственность или оставления заявления без рассмотрения вопрос решается в судебном порядке (п. 11 ст. 118 Земельного кодекса).

 

Предоставление в аренду собственного здания физическим лицом — предпринимателем — плательщиком единого налога

Должно ли физическое лицо — предприниматель — плательщик единого налога уплачивать земельный налог при предоставлении в аренду собственного здания?


Подпунктом 297.1.4 п. 297.1 ст. 297 Налогового кодекса определено, что плательщики единого налога освобождаются от обязанности начисления, уплаты и представления налоговой отчетности по земельному налогу, кроме земельного налога за земельные участки, не используемые ими для осуществления хозяйственной деятельности.

Граждане и юридические лица приобретают право собственности и право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в рамках их полномочий либо по результатам аукциона (ст. 116 Земельного кодекса).

В соответствии со ст. 126 этого Кодекса документами, удостоверяющими право на земельный участок, являются:

  • государственный акт, удостоверяющий право собственности на земельный участок;
  • государственный акт на право постоянного пользования земельным участком, удостоверяющий право постоянного пользования земельным участком;
  • договор аренды земли, удостоверяющий право аренды земельного участка.

Согласно ст. 796 Гражданского кодекса одновременно с правом найма здания или другого капитального сооружения (их отдельной части) нанимателю предоставляется право пользования земельным участком, на котором они находятся, а также право пользования земельным участком, прилегающим к зданию или сооружению, в размере, необходимом для достижения цели найма. В договоре найма стороны могут определить размер земельного участка, который передается нанимателю. Если размер земельного участка в договоре не определен, нанимателю предоставляется право пользования всем земельным участком, которым владел наймодатель.

Поэтому при предоставлении в аренду зданий, сооружений или их частей земельные участки под ними используются нанимателем и не используются в предпринимательской деятельности наймодателем (предпринимательская деятельность наймодателя осуществляется за счет сдачи в аренду имущества, а не земельного участка).

Кроме того, в соответствии со ст. 797 Гражданского кодекса плата, взимаемая с нанимателя здания, состоит из платы за пользование им и платы за пользование земельным участком.

Таким образом, при предоставлении в аренду здания земельный участок под ним используется непосредственно нанимателем и не используется в предпринимательской деятельности наймодателем, поэтому последний независимо от избранного вида предпринимательской деятельности, в том числе предоставления в аренду помещения, должен уплатить земельный налог за земельный участок под зданием, переданным в аренду, на общих основаниях с учетом придомовой территории.

 

Изменение целевого назначения земельного участка

Физическое лицо имеет намерение разместить магазин и кафе на земельном участке, предоставленном ему для строительства и обслуживания жилого дома и хозяйственных построек. Необходимо ли изменять целевое назначение такого земельного участка и если да, то каким образом?


Понятие целевого назначения земельного участка на законодательном уровне определено ст. 1 Закона о землеустройстве и означает использование земельного участка по назначению, определенному на основании документации по землеустройству в установленном законодательством порядке.

Все земли Украины делятся на категории по основному целевому назначению.

В пределах категории земель имеет место деление по конкретному целевому назначению.

Согласно ст. 38 Земельного кодекса к землям жилой и общественной застройки относятся земельные участки в пределах населенных пунктов, используемые для размещения жилой застройки, общественных зданий и сооружений, других объектов общего пользования. Таким образом, в пределах категории жилой и общественной застройки земельные участки могут использоваться для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных построек, гаражного строительства, общественных зданий и сооружений.

Пунктом 3 ст. 20 Земельного кодекса предусмотрено, что изменение целевого назначения земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, осуществляется по инициативе собственников земельных участков согласно Порядку № 502.

Так, п. 2 этого Порядка установлено, что изменение целевого назначения земельного участка проводится по подаче заявления (ходатайства) его собственника в сельский, поселковый, городской советы, если земельный участок расположен в пределах населенного пункта, или районной госадминистрации, если земельный участок расположен за пределами населенного пункта.

К заявлению (ходатайству) прилагаются:

  • копия государственного акта на право собственности на земельный участок;
  • для гражданина — собственника земельного участка — копия паспорта (серия, номер паспорта, когда и кем выдан и место жительства), для юридического лица — собственника земельного участка — копия устава (положения) и копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица;
  • документы относительно установленных ограничений (обременений) и земельных сервитутов на использование земельного участка;
  • обоснование необходимости изменения целевого назначения земельного участка с указанием его размера.

Решение об изменении целевого назначения земельного участка принимает соответствующий орган местного самоуправления.

 

Договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности оформлен на физическое лицо

Необходимо ли представлять налоговую декларацию по плате за землю физическому лицу в случае, если договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности оформлен на него, и когда такое физическое лицо должно уплатить арендную плату?


Исчисление размера арендной платы за землю осуществляется с учетом индексов инфляции, если иное не предусмотрено договором аренды.

Пунктом 288.5 ст. 288 Налогового кодекса определено, что размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, но годовая сумма платежа не может быть меньше:

  • для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, устанавливаемого разделом ХІІІ этого Кодекса;
  • для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, устанавливаемого этим разделом.

В соответствии с п. 286.2 ст. 286 Налогового кодекса плательщики платы за землю (кроме физических лиц) самостоятельно исчисляют сумму налога ежегодно по состоянию на 1 января и не позднее 20 февраля текущего года представляют в соответствующий орган государственной налоговой службы по местонахождению земельного участка налоговую декларацию на текущий год по форме, установленной в порядке, предусмотренном ст. 46 этого Кодекса, с разбивкой годовой суммы равными долями по месяцам.

Согласно п. 286.5 ст. 286 Налогового кодекса начисление физическим лицам сумм налога производится органами государственной налоговой службы, которые выдают плательщику до 1 июля текущего года налоговое уведомление-решение о внесении налога по форме, установленной в порядке, определенном ст. 58 этого Кодекса.

Следовательно, в случае если договор аренды земельного участка государственной или коммунальной собственности, предоставленный в порядке, установленном действующим законодательством, оформлен на физическое лицо, то оно налоговую декларацию по плате за землю не представляет. Начисление сумм налога производится органами государственной налоговой службы, которые выдают налоговые уведомления-решения плательщику до 1 июля текущего года, и такое физическое лицо уплачивает земельный налог в течение 60 дней со дня вручения указанного уведомления-решения.

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42