Юридическая практика

Обслуживание плательщиков — это сфера, в которой человеческие отношения не менее важны

8 мая 2012 г. завершено создание Окружной государственной налоговой службы — Центрального офиса по обслуживанию крупных налогоплательщиков ГНС


Фото: «Председатель  Окружной государственной налоговой службы — Центрального офиса  по обслуживанию крупных налогоплательщиков ГНС  Сергей СТЕПЕНКО»— Сергей Георгиевич, поздравляем Вас с созданием Центрального офиса для крупных налогоплательщиков. Каковы Ваши впечатления от такого, можно сказать, исторического события?

— Спасибо. Убежден, что поздравлять можно не только меня, но прежде всего наших крупных налогоплательщиков. Собственно, такая реформа осуществляется именно ради наших клиентов. А впечатления, конечно, самые положительные. Ведь приятно осознавать, что концепция, которая раньше была только на бумаге, начинает воплощаться в жизнь. Верю, что нам удастся реализовать абсолютно все поставленные цели.

—  Тяжело ли брать на себя такую большую ответственность — быть руководителем офиса по обслуживанию крупных налогоплательщиков?

— Ответственность — очень интересное понятие. Взять на себя ответственность означает понять свою роль и своевременно ее сыграть. Это  — лучший способ разбудить собственные силы и таланты. Хочу подчеркнуть, что я не единолично руковожу офисом. Есть замечательный коллектив единомышленников, грамотных специалистов и просто добрых людей. А от осознания того, что другие будут действовать так же, как я, возникает чувство ответственности. Оно освобождает от лени и беззаботности. Кроме того, стараюсь воспринимать любую ответственность легко и с удовольствием.

— От создания концепции Центрального офиса до ее практической реализации прошло совсем немного времени. Благодаря кому или чему в Украине так оперативно создан налоговый орган для обслуживания КНП?

— Над этим проектом и его реализацией работало много людей. Как в любом деле, все начинается с идеи, определения направления. Поэтому прежде всего мы признательны руководству ГНС за разработку стратегии модернизации налоговой службы, в частности реформирования сферы налогового сопровождения крупных налогоплательщиков. Хочу отметить продуктивную деятельность сотрудников СГНИ по работе с КНП в г. Киеве. В сжатые сроки был выполнен огромный объем работы. Рабочие группы одновременно отрабатывали разные направления деятельности будущего офиса. Я признателен всем: и, тем, кто оперативно трудился и предоставлял нам методологическую, организационную, юридическую помощь, и тем, кто просто нас поддерживал. В частности, это и руководители департаментов ГНС Украины, и специалисты аудиторской фирмы «ПрайсУотерхаусКуперс», сотрудничающей с ГНС. Безусловно, нас ждет не менее важный период развития деятельности офиса, но я уверен — мы это реализуем.

— При разработке концепции офиса Вы использовали философские понятия и терминологию сферы психологии. Чем обусловлены такие акценты?

— Все довольно просто. Мы работаем не только в сфере финансово-экономических процессов и налогов. Все мы — люди. И основа нашей службы — это работники налоговых инспекций, которые в свою очередь ежедневно общаются с тысячами клиентов. Именно поэтому можно сказать, что обслуживание плательщиков — это сфера, в которой человеческие отношения не менее важны, чем экономическая составляющая, цифры и статистика. Я понимаю, что многим показалось непривычным такое повышенное внимание  к понятиям честности, уважения, доверия или ответственности. Но именно эти черты мы хотим внести в отношения с плательщиками, поэтому, разрабатывая нашу концепцию, мы начали акцентировать на этом внимание.

— Создавая Центральный офис, что Вы больше учитывали — мировой опыт или отечественные реалии?

— Мы исследовали опыт других стран в сфере налогового обслуживания крупных плательщиков и одновременно учли особенности украинской экономики. В частности, много основных принципов функционирования системы налогового сопровождения Нидерландов было использовано при создании сети специализированных налоговых инспекций, а впоследствии — и Центрального офиса. Также специалисты ГНС активно изучают достижения зарубежных коллег из Чехии, Франции, Великобритании (особенно это касается внедрения современных налоговых сервисов).

— Центральный офис начал работу, институциональное становление завершено. Какие вопросы на повестке дня сегодня?

— Придерживаемся ранее сформулированного списка тактических целей. Занимаемся размещением и обучением кадров, разрабатываем стандарты обслуживания плательщиков, формируем систему ключевых показателей эффективности, осуществляем переход на электронный документооборот. В планах — внедрение систем «Горизонтальный мониторинг» и «Электронный кабинет налогоплательщика». Все это будет осуществляться параллельно с модернизацией и техническим переоснащением.

— Какова кадровая политика? Вы привлекаете опытных или все-таки открываете перспективы для молодых и квалифицированных специалистов?

— В этом вопросе мы решили соблюдать принцип оптимальности. Приглашаем на работу молодых специалистов и одновременно  привлекаем опытных. В коллективе Центрального офиса есть работники, которые много лет посвятили работе в налоговой службе, в частности в СГНИ в г. Киеве. Происходит логический процесс обмена опытом между «старожилами» ГНС и теми, кто недавно начал работу в сервисной службе. В ближайшее время мы трудоустроим около сорока выпускников Национального университета ГНС Украины. Кроме того, очень много его воспитанников уже работают в нашем офисе или подали резюме для участия в конкурсах на замещение вакантных должностей.

— Понятно, что Центральный офис был создан не путем простого переименования СГНИ по работе с КНП в г. Киеве. Какие коренные изменения и новации следует ожидать клиентам?  

— Прежде всего мы предлагаем новое качество работы с налогоплательщиками. Активное применение современных технологий позволит нам значительно упростить ряд бюрократических процедур. Кроме того, обслуживание в офисе сократит затраты времени, минимизирует вмешательство работников налоговой службы в текущую деятельность клиента. Работая в информационных системах, созданных налоговой службой, плательщик сможет оперативно отслеживать риски взаимодействия с теми или иными контрагентами.

— В чем отличие между деятельностью Центрального офиса и налоговой инспекции?

— Инспекция обслуживает плательщиков. Центральный офис помимо непосредственного предоставления налогового сервиса осуществляет руководство региональными отделениями, находящимися в разных областях Украины. Соответственно, сложность заключается именно в комбинации этих двух функций в одном налоговом органе. К перечню отличий можно отнести первоочередную реализацию новейших подходов и разработок, активное внедрение современных технологий, а также перенос акцентов с фискальной функции ГНС  на аналитическую и сервисную.

— Действительно ли нужны такие сервисы крупным плательщикам и есть ли уже отзывы или пожелания от клиентов относительно новых услуг?

— Безусловно, нужны. Ведь их целью является повышение уровня комфортности в общении с налоговой службой. Много плательщиков одобрительно высказываются по поводу проведенных нами реформ. А представители крупного бизнеса, руководящие предприятиями с иностранными инвестициями или же являющиеся филиалами иностранных предприятий в Украине, давно обращали наше внимание на необходимость реформ для достижения уровня зарубежных налоговых служб.

— Следовательно, все лучшее — крупным налогоплательщикам? А как же другие категории клиентов, ведь они тоже желают получать услуги в электронном виде и без лишних бюрократических процедур? Могут ли обычные предприниматели рассчитывать на такие блага?

— Крупные плательщики станут первыми пользователями электронных сервисов ГНС, но не единственными. Наработки в обслуживании КНП мы обязательно используем для усовершенствования всей системы налогового обслуживания клиентов (представителей малого бизнеса и граждан).

— Обычно крупный бизнес становится фундаментом для создания тысяч малых и средних предприятий. Сможет ли в перспективе Центральный офис моделировать бизнес-карту, чтобы кроме налоговых рекомендаций определять перспективы деловой активности по территориальным и бизнес-интересам?

— На мой взгляд, внедрение такого проекта будет иметь невероятный эффект. Электронный кабинет позволит представителям крупного бизнеса развивать сеть филиалов в регионах. Следствием возникновения таких информатизированных партнерских отношений с плательщиками будет активизация их инвестиционной деятельности не только на уровне крупных городов Украины, но и районов. Это является стимулом для увеличения количества рабочих мест и повышения общего уровня регионального развития.

— Какой Вы видите работу офиса через год, через несколько лет?

— Думаю, это будет стабильный и налаженный механизм взаимодействия с налогоплательщиками. Хочется верить, что наши клиенты больше будут доверять нам и вести более открытую политику в общении с офисом. Мы в свою очередь будем стараться постоянно совершенствовать наши сервисы, внедрять рациональные предложения и качественно обслуживать плательщиков.


Наталия БЕРЕГОВАЯ,
начальник отдела обеспечения доступа к публичной информации
и рассмотрения обращений граждан ОГНС
Центрального офиса по обслуживанию КНП ГНС,

Николай ВЛАЩУК,
vlas@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 29 ноября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42