Юридическая практика
Тема: Администрирование налогов, РРО. Наличное обращение

Обжалование решений о применении финансовых санкций при несоблюдении требований Закона об РРО и норм по регулированию обращения наличности

Суть дела. Фактической проверкой субъекта хозяйственной деятельностифизического лицапредпринимателя установлено следующее: несоответствие суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете РРО; необеспечение ежедневного печатания и хранения фискальных отчетных чеков в книге учета расчетных операций; необеспечение оприходования наличных денежных средств в полной сумме их фактических поступлений, а именно: в книге учета расчетных операций не осуществлен учет наличных денежных средств на основании фискальных отчетных чеков. Проверяющими произведены соответствующие записи в книге учета расчетных операций. Проверка проводилась с ведома и в присутствии предпринимателя, который с актом проверки ознакомился, от подписания акта проверки отказался, о чем проверяющими был составлен акт отказа от подписания материалов проверки. Возражения и замечания к порядку проведения проверки и содержанию акта проверки предпринимателем не предоставлялись. Проверкой установлены нарушения пунктов 9 и 13 ст. 3 Закона об РРО и п. 2.6 главы 2 Положения № 637.

Обращаясь с жалобой, физическое лицопредприниматель просит отменить налоговые уведомления-решения ОГНИ о применении штрафных (финансовых) санкций за нарушение требований Закона об РРО и норм по регулированию обращения наличности, ссылаясь на нарушение порядка проведения проверки, и утверждает, что налоговые уведомления-решения не обоснованы и противоречат действующему законодательству.

Извлечение из решения. Подпунктом 14.1.39 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса определено, что денежное обязательство плательщика налога — сумма денежных средств, которую налогоплательщик должен уплатить в соответствующий бюджет в качестве налогового обязательства и/или штрафной (финансовой) санкции, а также санкции за нарушение законодательства в сфере внешнеэкономической деятельности. Штрафная санкция (финансовая санкция, штраф) — плата в виде фиксированной суммы и/или процентов, взимаемая с налогоплательщика в связи с нарушением им требований налогового и другого законодательства, контроль за соблюдением которых возложен на контролирующие органы, а также за нарушения в сфере внешнеэкономической деятельности (пп. 14.1.265 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса).

 Согласно пп. 75.1.3 п. 75.1 ст. 75 этого Кодекса фактической считается проверка, проводимая по месту фактического осуществления налогоплательщиком деятельности, расположения хозяйственных или других объектов права собственности такого плательщика. Такую проверку проводит орган ГНС относительно соблюдения порядка осуществления налогоплательщиками расчетных или кассовых операций, наличия лицензий, патентов, свидетельств, в том числе свидетельств о государственной регистрации, производства и оборота подакцизных товаров, соблюдения работодателем законодательства о заключении трудового договора, оформления трудовых отношений с работниками (наемными лицами). Фактическую проверку проводят двое или больше должностных лиц органа ГНС в присутствии должностных лиц субъекта хозяйственной деятельности либо его представителя и/или лица, фактически осуществляющего расчетные операции (п. 80.7 ст. 80 Налогового кодекса).

 В соответствии с пунктами 9 и 13 ст. 3 Закона об РРО субъекты хозяйственной деятельности, осуществляющие расчетные операции наличными и/или по безналичному расчету (с применением платежных карточек, платежных чеков, жетонов и т. п.) при продаже товаров (предоставлении услуг) в сфере торговли, общественного питания и услуг обязаны: ежедневно печатать на РРО (за исключением автоматов по продаже товаров (услуг)) фискальные отчетные чеки и обеспечивать их хранение; обеспечивать соответствие сумм наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете РРО, а при использовании расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня.

За нарушение требований этого Закона к субъектам хозяйственной деятельности, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС применяются финансовые санкции при установлении в течение календарного года в ходе проверки фактов: проведения расчетных операций с использованием РРО или расчетных книжек на неполную сумму стоимости проданных товаров (предоставленных услуг); непроведения расчетных операций через РРО с фискальным режимом работы; несоответствия суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете, а при использовании расчетной книжки — общей сумме продажи по расчетным квитанциям, выданным с начала рабочего дня; нераспечатки соответствующего расчетного документа, подтверждающего выполнение расчетной операции или проведение ее без использования расчетной книжки на отдельном хозяйственном объекте такого субъекта хозяйствования, — если факт совершен впервые,  то в сумме 1 грн. (п. 1 ст. 17 Закона об РРО). При невыполнении ежедневной распечатки фискального отчетного чека или его нехранении в книге учета расчетных операций к субъектам хозяйствования, осуществляющим расчетные операции за товары (услуги), по решению соответствующих органов ГНС применяются финансовые санкции в размере 20 не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (п. 4 ст. 17 указанного Закона).

Пунктом 1.2 главы 1 Положения № 637 определено, что оприходование наличности — это проведение предприятиями и предпринимателями учета наличности в кассе на полную сумму ее фактических поступлений в кассовой книге, книге учета доходов и расходов, книге учета расчетных операций. При проведении наличных расчетов с применением РРО или использованием расчетных книжек оприходованием наличности является ведение учета указанных наличных денежных средств в полной сумме их фактических поступлений в книге учета расчетных операций на основании фискальных отчетных чеков РРО (данных расчетных книжек). Суммы наличности, которые оприходуются, должны соответствовать суммам, определенным в соответствующих кассовых (расчетных) документах (п. 2.6 главы 2 указанного Положения).

Подпунктом 7.5 п. 7 Порядка № 614 установлено, что использование книги учета расчетных операций, зарегистрированной на РРО, предусматривает, в частности, ежедневное выполнение записей о движении наличности и суммах расчетов, при этом данные о суммах, полученных от покупателей (клиентов), и данные о суммах, выданных покупателям (клиентам), записываются отдельно.

 В соответствии со ст. 1 Указа № 436 к субъектам предпринимательской деятельности применяются штрафные (финансовые) санкции, в частности, за неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности — в пятикратном размере неоприходованной суммы. Штрафные санкции, предусмотренные этим Указом, применяются к лицам, определенным ст. 1 Указа, органами ГНС на основании материалов проведенных ими проверок и представлений государственной контрольно-ревизионной службы, финансовых органов, коммерческих банков и органов МВД Украины в установленном законодательством порядке и в размерах, действующих на день окончания проверок или на день получения органами ГНС указанных представлений. Контроль за соблюдением лицами, определенными этой статьей (кроме банков), норм по регулированию обращения наличности в национальной валюте, устанавливаемых Нацбанком Украины, осуществляют органы ГНС (статьи 2 и 3 Указа № 436).

В соответствии с налоговым уведомлением-решением ОГНИ применила к предпринимателю штрафные (финансовые) санкции за несоответствие суммы наличных денежных средств на месте проведения расчетов сумме денежных средств, указанной в дневном отчете регистратора расчетных операций, необеспечение ежедневного печатания фискальных отчетных чеков и их хранения (за каждый фискальный отчетный чек) и неоприходование (неполное и/или несвоевременное оприходование) в кассах наличности. По результатам рассмотрения жалобы решение ОГНИ было оставлено без изменений, а жалобабез удовлетворения.


Егор ПРИТУЛА,
директор Департамента апелляций ГНА Украины

Сергей КОНОВАЛОВ,
заместитель директора Департамента

Людмила ХМЕЛЬНИЦКАЯ,
главный государственный налоговый ревизор-инспектор
отдела апелляций по вопросам неналоговых платежей

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42