Новости

О европейском опыте развития системы налогообложения

Генеральный консул Польши в г. Севастополе Веслав МазурНедавно в г. Севастополе торжественно открылось генеральное консульство Польши. В преддверии этого события Генеральный консул Польши в г. Севастополе Веслав Мазур поделился с представителями налоговой службы города европейским опытом развития системы налогообложения.


— Господин Генеральный консул, несмотря на сопоставимые размеры налоговых ставок в Польше и Украине польские фискальные органы собирают по отношению к ВВП значительно больше налогов, чем украинские налоговики. Можно ли объяснить эту разницу только национальным менталитетом?

— Было бы неправильно утверждать, что граждане Польши получают удовольствие от уплаты налогов. Однако добросовестное отношение к этой обязанности является в нашем государстве нормой. В Севастополе мы столкнулись с ситуацией абсолютно нетипичной для Польши. Консульство наняло для уборки помещения женщину, которая, проработав месяц и получив заработную плату, решила уволиться из-за того, что из ее дохода были удержаны налоги. Настолько разное отношение к налогообложению не объясняется только историческими или географическими факторами. Основная причина, на мой взгляд, заключается в слаженном функционировании органов власти и законодательной базы, призванном стимулировать граждан к уплате налогов. Это сложная система, включающая и уровень доверия к институтам власти, и качество государственных услуг, в первую очередь тех, которые касаются жизнеобеспечения граждан и предоставляются медицинскими, образовательными учреждениями и коммунальными службами. Именно ощущение социальной солидарности побуждает людей к уплате налогов, даже если рациональным поведением было бы уклонение от уплаты.

— Некоторые аналитики характеризуют польскую фискальную систему как самомобилизирующий механизм. Что это означает и в чем проявляется баланс между «кнутом и пряником» этой системы?

— Самомобилизация польской налоговой системы заключается в тесной связи между уплатой отдельных налогов с получением из государственного бюджета некоторых благ. Например, в Польше от уплаты взносов по страхованию здоровья в рамках подоходного налога и взносов по социальному страхованию зависит получение бесплатных услуг от учреждений здравоохранения. Гражданин, уклоняющийся от уплаты этих налогов, не имеет права на бесплатное лечение. В Польше гражданин, уплачивающий взносы по страхованию здоровья, строго закреплен за региональной (или отраслевой) больничной кассой. Это очень дисциплинирует налогоплательщиков. Другой механизм самоконтроля заключается в зависимости между размерами пенсии и уплаченными в пенсионный фонд взносами. Размер пенсии пропорционален размеру сделанных пенсионером взносов в пенсионный фонд. Работающие настолько заинтересованы в проверке состояния своего пенсионного счета, что начали повсеместно контролировать по Интернету и по телефону регулярность и своевременность перевода взносов работодателем на свой именной счет. При этом граждане Польши имеют право контролировать работу органов власти. Например, существует законодательная норма, согласно которой избиратели, собрав подписи граждан, могут отозвать депутата или даже председателя местного совета, если относительно него установлен факт коррупции.

Таким образом, стимулируя граждан к уплате налогов, следует сохранять баланс между уровнем благ, получаемых гражданином от государства, и неизбежностью наказания при уклонении от уплаты налогов.

— С 1 января 2004 года в Украине действует единая ставка налога с доходов граждан. Это введение было направлено на легализацию заработной платы. Однако окончательно проблема так и не была решена. Каковы размеры ставок подоходного налога, уплачиваемого в Польше?

— Подоходный налог в Польше уплачивается всеми гражданами со всех видов доходов, получаемых ими в течение года. Размеры ставок составляют 18% и 32%. Налог исчисляется начиная с установленной государством минимальной заработной платы, и если сумма дохода превышает 85,5 тысяч злотых, применяется максимальная ставка налога. Супруги могут уплачивать налог раздельно или вместе, разделяя общие доходы пополам. Существуют некоторые льготные отчисления из налога, наиболее важными из которых является приобретение участка под застройку и строительство самого дома. Всего закон о налоге на доходы физических лиц включает более ста пунктов освобождения от этого налога, а также различные отчисления как из базы налогообложения, так и из самого налога. Наличие большого количества льгот позволяет снизить налоговую нагрузку на социально незащищенные слои населения и тем самым обеспечивает принцип социальной справедливости налогообложения.

— Недавно в Украине завершилась кампания декларирования доходов граждан. В течение первых четырех месяцев года граждане Украины, получившие доход без удержания налога, обязаны прийти в налоговую инспекцию и задекларировать этот доход. Существует ли такая практика в Польше?

— Да, существует, к тому же играет в польской налоговой системе большую роль. В конце апреля каждого года истекает срок представления в казначейские органы декларации о полученных доходах и уплаченном подоходном налоге. Для облегчения администрирования по декларациям каждому плательщику налога присвоен идентификационный налоговый номер. В течение последних нескольких лет распространенной практикой стало представление декларации в электронном виде. Например, я уже третий год подряд представляю свою декларацию через Интернет. Это очень удобно.

— Господин консул, каким образом в Польше стимулируют представление декларации о доходах?

— Ежегодные расчеты с фискальными органами популяризировались в первую очередь путем предоставления различных налоговых льгот. Среди них — строительные, ремонтные, образовательные, здравоохранительные и другие. Денежные средства, потраченные на ремонт или покупку квартиры, расходы на образование и здравоохранение собственное и своих детей разрешено исключить из налоговой базы. Тем самым значительно уменьшается сумма обязательств по налогу на доходы. Такая политика также позволила государству направлять значительные денежные средства на финансирование конкретных отраслей и сфер экономики.

Кроме того, следует отметить роль, которую декларирование играет в предотвращении коррупции в рядах чиновников высшего эшелона власти. Каждый депутат, министр согласно польскому законодательству обязан представлять доступную для общества декларацию о доходах, с которой любой гражданин нашей страны может при желании ознакомиться. Помимо доходов декларируется также имущество. Это позволяет избирателям сравнить официальные доходы чиновников и политиков с накопленным ими имуществом. Таким образом, общественностью контролируются добросовестность и порядочность представителей власти.

— Какие изменения в налоговом законодательстве Польши происходят под влиянием Европейского союза?

— Одним из требований Европейского союза является установление в стране простого и справедливого налогового режима, выравнивание налоговых ставок. В Польше организованы сотни бесплатных бизнес-школ и предпринимательских курсов. У нас человек, решивший создать

собственное предприятие, получает кредит. И если он успешно ведет свое дело, кредит частично погашается самим государством. Таким образом, мы побуждаем инициативных людей создавать новые фирмы, новые рабочие места.

— Какая роль малых и средних предприятий в польской экономике?

— Польша начала проводить экономические реформы более 20 лет назад. В настоящее время в нашей стране работает около четырех миллионов предприятий различных форм собственности, в основном малых и средних. Отмечу, что эти предприятия играют огромную роль в развитии польской экономики. Вклад только малых и средних предприятий в ВВП страны в 2010 году составил 46,9%, в том числе микропредприятий — 28%. Средние предприятия обеспечили 8% ВВП. В докризисные годы ситуация была следующей: крупные предприятия обеспечили 36% ВВП, средние — 14%, малые — 10%, остальные — микропредприятия.
В отдельных секторах экономики малые и микропредприятия вырабатывают до 70% всей производимой продукции. Далеко не во всех развитых странах мира малые предприятия имеют столь существенный вес, как у нас, в Польше. Особенно это касается микропредприятий, где согласно польским законам должно работать не более девяти человек.

— В 2009 году Польша стала единственной страной в еврозоне, где наблюдался экономический рост. Какие факторы этому способствовали?

— Можно назвать целый ряд факторов, в частности, и успех тех государственных реформ, которые мы в свое время провели. Но основным, безусловно, является тот факт, что наша экономика зиждется на крепком фундаменте — малых и средних предприятиях.

Малые предприятия мобильны и гораздо легче приспосабливаются к меняющимся условиям рынка. А вот крупные в период кризиса несут потери. В случае необходимости малые предприятия оперативно переходят с производства одного вида продукта на другой. Это дает экономике дополнительный импульс. Кроме того, развитие малого и среднего бизнеса решает не только экономические, но и многие социально-политические проблемы, в первую очередь проблемы безработицы и бедности.

Разумеется, таких результатов малым и средним предприятиям удалось достичь благодаря серьезной государственной поддержке этой категории предпринимательства — налоговым льготам для начинающих, которым помогают встать на ноги, упрощенной системе налогообложения тех структур, где оборот не превышает установленного уровня в миллион злотых. Это и разнообразные виды кредитов, в том числе долгосрочные.

— Для Севастополя одним из важнейших направлений развития является курортная отрасль. Ежегодно в летний период налоговая служба города рассчитывает на рост налоговых поступлений. Как Вы оцениваете потенциал Севастополя в туристической отрасли?

— Мне очень нравится ваш город. Неповторимая природа, историческое наследие Севастополя, безусловно, привлекательны для туристов, в частности польских. Развитию культурных и туристических связей способствует работа восьми польских обществ Крыма и Севастополя. Однако сегодня мы сталкиваемся с тем, что польские туристы, приезжая к вам на отдых, останавливаются в частном секторе. При этом та часть дохода, которая должна поступать в бюджет города, остается в карманах собственников неофициальных гостиниц. Для развития массового туризма одной красоты природы мало. Я имею опыт работы в Египте. Поэтому для меня очевидны нереализованные возможности Севастополя. Для Египта туризм — одна из бюджетообразующих отраслей. Спектр туристических услуг представлен очень широко. Созданы различные программы отдыха на любой вкус и бюджет. Реалии же отдыха в Севастополе сегодня, к сожалению, таковы, что, к примеру, наличие кондиционера в номере является не нормой, а особым условием, при котором цена за номер несоизмеримо возрастает. Так что есть над чем работать. Но я думаю, вы на правильном пути.


Беседовала Татьяна КОРОТКИХ-МАРКЕВИЧ,
начальник пресс-службы ГНА в г. Севастополе

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42