Юридическая практика
Тема: НДС

Нарушение законодательства при формировании налогового кредита по НДС

Суть дела. При проведении проверки орган ГНС выявил нарушения ООО «С» норм налогового законодательства при формировании налогового кредита по НДС, доначислил суммы налоговых обязательств и применил штрафные санкции.

ООО «С» считает, что при осуществлении хозяйственной деятельности им не были нарушены нормы действующего законодательства, правомерно сформирован налоговый кредит по НДС и заявлена сумма из бюджета к возмещению, а следовательно, доначисление суммы налоговых обязательств по НДС и применение штрафных санкций являются неправомерными.

Решение суда. ВАСУ, поддерживая позицию государственного налогового органа, отметил следующее. Руководствуясь нормами законодательства Украины, действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений, государственный налоговый орган провел проверку ООО «С», по результатам которой составлен акт и вынесено налоговое уведомление-решение, согласно которому ООО «С» доначислены налоговые обязательства по НДС и применены штрафные санкции.

Не соглашаясь с доначисленными суммами налоговых обязательств, ООО «С» обратилось в суд с иском о признании недействительными налоговых уведомлений-решений.

Решениями суда первой и апелляционной инстанций в иске отказано в связи с необоснованностью исковых требований.

Считая, что при вынесении решений судом первой и апелляционной инстанций допущены нарушения норм материального и процессуального права и, как следствие, вынесены решения, не основанные на законе, ООО «С» обратилось с кассационной жалобой в ВАСУ, в которой просит отменить решения судов предыдущих инстанций, иск удовлетворить.

 По результатам пересмотра жалобы в порядке кассационного производства ВАСУ сделал вывод, что жалоба не подлежит удовлетворению, а обжалованные судебные решения — отмене, учитывая следующее.

 При проведении проверки государственный налоговый орган установил, что ООО «С» приобрело системы автоматизированного контроля технологических объектов горнодобывающей промышленности АКТО-ГП-256, ТУ У 33.3-32651387-001-2003 (без устройств, реализующих функции криптографического преобразования информации), указанное оборудование в дальнейшем через комиссионера ООО «К» было экспортировано.

При выяснении вопросов о происхождении оборудования и декларировании НДС всеми участниками осуществленных операций по всей цепи его поставки было установлено, что ни основной поставщик оборудования — ЧП «І», ни контрагенты не декларировали НДС по операциям по продаже оборудования, которое в дальнейшем было экспортировано ООО «С» компании «У».

ООО «С» по декларациям по НДС заявило к возмещению отрицательное значение чистой суммы налоговых обязательств, возникшее вследствие проведения экспорта оборудования  получателю товара — компании «У».

В соответствии с письмом Управления МВД Украины НЦБ Интерпола в Украине из НЦБ Интерпола Федерации Сент-Китс и Невис получен официальный ответ, что проведенным в этой стране расследованием установлено, что компания «У» действительно была зарегистрирована в Сент-Китс и Невис, однако в связи с нарушением законов этой страны компания «У» была ликвидирована и удалена из соответствующего реестра. Также установлено, что указанная компания не имеет своих представителей в Сент-Китс и Невис.

 Согласно договорам комиссии экспорт товаров проведен в 2004 г., тогда как получатель товаров компания «У» была ликвидирована еще в 2002 г.

Особенности налогообложения операций по вывозу (пересылке) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины на день осуществления этих операций были предусмотрены ст. 8 Закона об НДС.

 В соответствии с п. 8.1 этой статьи плательщик налога, осуществляющий операции по вывозу (пересылке) товаров (работ, услуг) за пределы таможенной территории Украины (экспорт) и представляющий расчет экспортного возмещения по результатам налогового месяца, имеет право на получение такого возмещения в течение 30 календарных дней со дня представления указанного расчета.

Расчет представляется вместе со следующими документами:

  • таможенной декларацией, подтверждающей факт вывоза (экспортирования) товаров за пределы таможенной территории Украины в соответствии с таможенным законодательством, или актом (другим документом), удостоверяющим передачу права собственности на работы (услуги), предназначенные для их потребления за пределами таможенной территории Украины;
  • копиями платежных поручений, заверенных банком, о перечислении плательщиком налога денежных средств в пользу другого плательщика налога на оплату приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом налогов, начисленных на цену такого приобретения, а при вывозе (экспортировании) товаров, предварительно ввезенных (импортированных) таким плательщиком налога, — ввозной таможенной декларацией, подтверждающей факт таможенного оформления товаров для их свободного использования на таможенной территории Украины.

Порядок оформления грузовой таможенной декларации регламентируется Положением № 574.

Согласно п. 2 указанного Положения грузовая таможенная декларация — это письменное заявление установленной формы, которое представляется в таможенный орган и содержит сведения о товарах и транспортных средствах, перемещаемых через таможенную границу Украины, таможенном режиме, в который они заявляются, а также другую информацию, необходимую для осуществления таможенного контроля, таможенного оформления, таможенной статистики, начисления налогов, сборов, других платежей.

Грузовая таможенная декларация считается оформленной надлежащим образом в случае, если все ее графы заполнены в соответствии с Инструкцией № 307 и приведенная в них информация соответствует действительности. Согласно указанной Инструкции в графе 8 грузовой таможенной декларации указываются сведения о получателе товаров (если это иностранное юридическое лицо — его наименование и местонахождение).

Поскольку в хозяйственной операции по экспорту товара, проведенной в 2004 г., получателем товара является компания «У», которая была ликвидирована еще в 2002 г., вывоз товара за пределы таможенной территории Украины нельзя считать подтвержденным таможенной декларацией, содержащей недостоверную или неполную информацию.

Таким образом, исследования хозяйственной операции по продаже оборудования ООО «С» иностранной компании «У» (Сент-Китс и Невис), по которой ООО «С» включило в налоговые декларации суммы НДС, подлежащие возмещению из бюджета, свидетельствуют о мнимости таких операций, направленных на получение бюджетной выгоды в виде возмещения НДС.

При таких обстоятельствах коллегия судей кассационной инстанции сделала вывод о правомерности действий государственного налогового органа по доначислению налоговых обязательств ООО «С» и применению штрафных санкций, решения судов первой и апелляционной инстанций оставлены без изменений, а кассационная жалоба ООО «С» — без удовлетворения.


Владислав РОЗМОШ,
заместитель директора Юридического департамента
ГНА Украины
начальник отдела представительства
интересов органов ГНС в судах кассационной
инстанции и обобщения судебной практики

«Горячие линии»

Дата: 3 октября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42