Новости

Мы должны обслуживать плательщика, а не его деньги

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 15/2011)

Заместитель Председателя ГНС Украины Александр Клименко— Александр Викторович, какие новые подходы к обслуживанию крупных налогоплательщиков собираетесь применять, чтобы побудить их работать прозрачно и не уклоняться от уплаты налогов, что сегодня, к сожалению, имеет место?

— Крупные налогоплательщики — это бюджетообразующие субъекты хозяйствования, и отношение к ним должно быть соответствующим. На языке рынка, это наши ВИП-клиенты, которые нуждаются в сервисе класса «люкс». К ним всегда было повышенное внимание, и мы будем работать над тем, чтобы развивать партнерские отношения с самыми крупными финансово-промышленными группами (ФПГ). Как свидетельствует опыт, они на самом деле не ставят целью уклоняться от уплаты налогов и способны идти на компромисс. Если убедить топ-менеджеров, что уплачивать налоги выгодно, с ними не будет возникать никаких проблем.

Для таких плательщиков мы вводим новый сервис — горизонтальный мониторинг. Плательщик будет представлять на рассмотрение органа ГНС налоговые риски в режиме реального времени и свое видение возможных последствий ожидаемых финансовых операций. Мы в свою очередь предоставим свое видение правомерности отражения указанных операций в налоговой отчетности налогоплательщика.

Наше преимущество в данном случае — интеллектуальный капитал, то есть оперативная информация из баз данных. И мы сможем предупредить крупное предприятие, заботящееся о своей репутации, кто из его потенциальных контрагентов относится к группам риска или ранее был замечен в нарушениях налогового законодательства. Мы имеем возможность, и обязаны, защитить бюджетообразующих плательщиков от мошенников. Или по крайней мере предупредить о рисках. Пока в качестве эксперимента горизонтальный мониторинг будет применен к ограниченному количеству плательщиков.

Также вводится электронный аудит. Конечно, здесь преимущества очевидны — обязательные проверки, через которые должен проходить каждый плательщик, для бюджетообразующих ФПГ будут бесконтактными, без отвлечения от работы работников предприятий. Кстати, это общепринятая в Европе практика: налоговые органы почти 83% стран — членов Внутриевропейской организации налоговых администраций (ІОТА) так или иначе используют электронный аудит.

Планируется также введение налогового посредничества. Имеется в виду привлечение аудиторских компаний к проведению анализа и обработке хозяйственных операций крупных налогоплательщиков, определение их влияния на результаты деятельности плательщика и соответствие отражения этих операций в налоговых декларациях действующему законодательству. Налоговые органы будут контролировать качество работы аудиторов… и потом не будут проводить собственных проверок, пользуясь теми материалами, которые собирались под надзором ГНС. Таким образом, опять-таки мы сокращаем количество проверок.

И наконец, планируется создать единый веб-портал для крупных налогоплательщиков. Через него авторизованные пользователи будут иметь доступ к ряду электронных сервисов, включая оперативный контроль собственных налоговых поступлений и отчетных данных. Там же крупные плательщики смогут проверить состояние своих контрагентов.

— Провозглашено, что основной работой ГНС должна стать работа аналитическая. Насколько весомой она является с точки зрения планирования поступлений в будущих налоговых периодах?

— Чрезвычайно весомой. На основании анализа данных о состоянии национальной экономики мы прогнозируем бюджетные поступления: оперативно изучаем, анализируем ситуацию на товарных рынках, деловую активность национальных компаний, крупных налогоплательщиков, предприятий в составе ФПГ. Темпы производства в разных отраслях, кластерах и секторах существенно отличаются, ценовые индексы тоже. На это накладываются региональные отличия… Поэтому работа аналитических подразделений — сложная и требует высокой квалификации.

Именно аналитики сегодня являются главными в борьбе с теневым сектором экономики. Мы научились заранее выявлять схемы уклонения от уплаты налогов, определять объемы денежных средств, до сих пор находящиеся в «тени».

Что касается прогнозов… Пока, сознаюсь, спрогнозировать динамику бюджетных поступлений со стопроцентной точностью никому не удавалось. Но мы работаем над тем, чтобы точность наших прогнозов повышалась. Совместно с Национальным университетом ГНС Украины и научными учреждениями в течение последних лет изучаются возможности применения при этом современных информационных технологий, в частности экономико-математических методов макроэкономического моделирования.

— Нынче стала очевидной необходимость внесения изменений в Налоговый кодекс. К каким предложениям общественности и представителей бизнес-сообщества считаете целесообразным прислушаться?

— Налоговый кодекс, скажем честно, был компромиссом между всеми заинтересованными сторонами — государством, бизнесом, наемными работниками, социально незащищенными слоями населения и т. п. А компромисс, как известно, — такое решение проблемы, которое не устраивает никого (улыбается. — О. Г.).

Необходимость учитывать кое-где взаимоисключающие мысли привела к тому, что на практике мы столкнулись с наличием немалого количества норм с неоднозначным толкованием.

Инициативы по усовершенствованию законодательства мы постоянно выдвигаем перед Минфином Украины. Так, ГНС Украины целиком поддержала предложение общественных организаций и представителей бизнеса отменить норму об обязательном представлении ежемесячной декларации по налогу на доходы физических лиц. Соответствующий закон уже вступил в силу.

Есть еще несколько дельных предложений, в частности о создании условий для реализации права налогоплательщиков на предоставление документов после завершения проверки, возможности их подтверждения и учета в результатах проверки. Необходимо также внести изменения для обеспечения однозначного толкования и единого методологического подхода к регистрации плательщиков акцизного налога.

Мы также поддерживаем предложение не включать в сумму налогооблагаемого дохода физических лиц пособие по беременности и родам.

И еще многое другое… Сегодня в Верховной Раде Украины уже зарегистрирован законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые законодательные акты Украины», положениями которого предусмотрено урегулирование этих и других проблемных вопросов.

— Вы упоминали о взаимодействии с Минфином Украины, другими органами власти. Можно ли считать его плодотворным и скоординированным?

— С Минфином Украины — безусловно. Во время введения Налогового кодекса именно Минфин координировал нашу работу по подготовке проектов подзаконных актов. И то, что 97 проектов были приняты и утверждены, является признаком взаимопонимания между нашими структурами.

Мы также тесно сотрудничаем с Минэкономики, Госкомпредпринимательством и Минюстом Украины. Здесь можем похвастаться конкретными результатами: ГНС подготовлено 20 правительственных постановлений, и коллеги из других органов власти помогали в доработке этих документов.

Что касается нашей непосредственной работы по администрированию налогов, то примером плодотворного сотрудничества в этом направлении является обмен информацией с органами Гостаможслужбы Украины, Минюстом Украины, органами внутренних дел и т. п. Сопоставляя, например, сведения о доходе плательщика с теми данными о его финансовом и имущественном положении, которые имеют другие учреждения, мы часто достигали успеха в легализации заработных плат и других заработков.

— До назначения на нынешнюю должность Вы возглавляли ГНА в Донецкой области. Какой опыт, приобретенный там, Вам пригодился?

— Конечно, опыт работы с ФПГ. Я начал свою карьеру в налоговой службе именно как функционер специализированной инспекции по работе с крупными налогоплательщиками. Те нововведения, отдельные сервисы, о которых уже шла речь, являются в том числе результатом продолжительного сотрудничества с топ-менеджерами бюджетообразующих предприятий.

Еще тогда я сам понял (да и других в этом убеждал), что с такими плательщиками нельзя общаться с позиции мытарей, потому что таким образом мы только будем провоцировать недоразумения, конфликты и коррупцию.

К сожалению, Донетчина также имеет теневой сектор экономики. И люди, задействованные в создании схем уклонения от налогообложения, — истинные виртуозы. Я, конечно, не могу одобрять их деятельность, но они постоянно побуждали меня работать над собой, повышать свой уровень, чтобы достойно противостоять организаторам конвертационных центров и «налоговых ям».

Еще до того, как легализацию зарплат объявили одним из приоритетов государственной политики, мы начали эту работу на региональном уровне. И я рад, что сегодня руководство страны разделяет мнение, что теневая занятость является угрозой для людей и национальной экономики. Это действительно беда, которая приобрела угрожающие объемы, — две трети работников, по анонимным опросам, сталкивались с практикой выплаты зарплат «в конвертах»!

Главным моим приобретением в работе на Донетчине стала вера в то, что Украина может быть европейским государством. Вижу, что бизнес к этому готов, что люди этого хотят, и я буду прилагать все усилия, чтобы и налоговая служба как можно скорее менялась в сторону европейских стандартов.


Беседовала Ольга ГЕРМАНОВА,
germanova@visnuk.com.ua

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42