Акциз
Тема: Акцизный налог, Проверки и ответственность

Некоторые аспекты взимания акцизного налога с учетом последних изменений и дополнений к Налоговому кодексу Украины

Законом № 4677, вступившим в силу 26.05.2012 г., внесены изменения в подраздел 5 раздела XX «Переходные положения» Налогового кодекса относительно корректировки ставок акцизного налога.

Разъяснения изменений, внесенных этим Законом, напечатаны в «Вестнике» № 21/2012, с. 3. Напомним, что в случае применения плательщиком акцизного налога корректирующей суммы к базовым ставкам акцизного налога за соответствующий налоговый период плательщик в графах 10 и 11 приложения 1 к Декларации акцизного налога указывает одной цифрой ставку налога с учетом соответствующего значения корректирующей суммы согласно нормам Закона № 4677.

Органы контроля за уплатой акцизного налога

Согласно п. 61.2 ст. 61 Налогового кодекса налоговый контроль осуществляется органами, указанными в ст. 41 этого Кодекса, в пределах их полномочий, установленных этим Кодексом.

В соответствии с п. 41.1 ст. 41 Налогового кодекса контролирующими органами являются:

  • органы ГНС — относительно налогов, которые взимаются в бюджеты и государственные целевые фонды, кроме указанных в пп. 41.1.2 этого пункта, а также относительно законодательства, контроль за соблюдением которого возлагается на органы ГНС;
  • таможенные органы — относительно таможенной пошлины, акцизного налога, НДС, других налогов, которые в соответствии с налоговым законодательством взимаются при ввозе (пересылке) товаров и предметов на таможенную территорию Украины или территорию свободной таможенной зоны либо вывозе (пересылке) товаров и предметов с таможенной территории Украины или территории свободной таможенной зоны.

Статьей 62 Налогового кодекса определены способы налогового контроля, а именно:

  • ведение учета налогоплательщиков;
  • информационно-аналитическое обеспечение деятельности органов ГНС;
  • проверки и сверки в соответствии с требованиями этого Кодекса, а также проверки относительно соблюдения законодательства, контроль за соблюдением которого возложен на контролирующие органы, в порядке, установленном законами Украины, регулирующими соответствующую сферу правоотношений.

Положительные последствия принятия Налогового кодекса Украины для иностранных хозяйствующих субъектов, компаний экспортеров

Разделом VІ Налогового кодекса определены основания обложения акцизным налогом. В отличие от предыдущего законодательства этим Кодексом введен ряд законодательных изменений в обложении акцизным налогом, направленных на создание положительного инвестиционного климата в стране, улучшение ведения бизнеса компаниями, которые ориентируются на внешние рынки, и т. п.

Статьей 4 указанного Кодекса задекларированы основные принципы налогового законодательства Украины, одним из которых является стабильность налогового законодательства: изменения в любые элементы налогов и сборов не могут вноситься позже чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года (пп. 4.1.9 п. 4.1 ст. 4 этого Кодекса).

При этом п. 4 раздела ХІХ Налогового кодекса определен механизм пересмотра ставок акцизного налога с учетом индекса потребительских цен, в соответствии с которым изменение ставок акцизного налога осуществляется путем ежегодного внесения до 1 июня Кабинетом Министров Украины соответствующего законопроекта в Верховную Раду Украины.

Таким образом, установленная норма позволяет иностранным компаниям — производителям и/или импортерам подакцизной продукции заблаговременно анализировать, прогнозировать, планировать свою хозяйственную деятельность с учетом возможных изменений правил и порядка обложения акцизным налогом, и позиционирует налоговую систему Украины как прозрачного и стабильного партнера для бизнеса.

Также следует отметить, что со вступлением в силу Налогового кодекса значительно упрощен механизм регистрации в органах ГНС в качестве плательщика акцизного налога субъекта хозяйствования, осуществляющего деятельность по производству подакцизных товаров (продукции) и/или импорту алкогольных напитков и табачных изделий, которая подлежит лицензированию.

Отныне органы лицензирования, уполномоченные выдавать лицензии на указанные виды деятельности, обязаны предоставить органу ГНС по местонахождению юридических лиц, месту жительства физических лиц — предпринимателей информацию о выданных, переоформленных, приостановленных или аннулированных лицензиях в пятидневный срок со дня осуществления таких действий.

То есть фактически регистрация в органах ГНС осуществляется без непосредственного участия таких субъектов хозяйствования, что позволяет экономить время и снижает административное давление на плательщиков со стороны органов ГНС.

При этом Законом № 3609 изъят п. 117.2 ст. 117 Налогового кодекса, нормой которого на налогоплательщиков, осуществляющих деятельность с подакцизными товарами, которая подлежит лицензированию, налагался штраф за нарушения требований относительно обязательной регистрации таких субъектов в качестве плательщиков акцизного налога.

Кроме того, пп. 95 п. 1 раздела І Закона № 3609 внесены изменения в пп. 213.2.1 п. 213.2 ст. 213 Налогового кодекса и установлено, что товары (продукция) считаются вывезенными (экспортированными) плательщиком налога за пределы таможенной территории Украины, если их вывоз (экспортирование) удостоверен надлежащим образом оформленной таможенной декларацией, в том числе если отгрузка состоялась в отчетном периоде, а вывоз (экспортирование) — в следующем отчетном периоде, и на дату представления Декларации акцизного налога за отчетный месяц имеется такая таможенная декларация.

Отныне таким субъектам разрешается в налоговой отчетности отнести к операциям, которые в соответствии с Налоговым кодексом не подлежат обложению акцизным налогом, операции по отгрузке в отчетном периоде подакцизного товара для экспорта при условии, что до законодательно установленного предельного срока представления декларации подтверждено его экспортирование надлежащим образом оформленной таможенной декларацией.

Таким образом, на законодательном уровне урегулированы вопросы декларирования компаниями-экспортерами экспортных операций с подакцизными товарами, при проведении которых отгрузка подакцизных товаров происходит в отчетном периоде, а их фактический вывоз (экспортирование) — в следующем отчетном периоде.

То есть такое нововведение фактически либерализует порядок признания экспортных операций с подакцизными товарами, осуществленных компаниями-экспортерами, в контексте налогового законодательства по вопросам обложения акцизным налогом, что будет способствовать улучшению инвестиционного климата в государстве.

Вопросы адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза

Положения раздела VI «Акцизный налог» Налогового кодекса направлены на приближение законодательства Украины в части обложения акцизами к нормам и стандартам ЕС и на обеспечение эффективного применения налогового законодательства как налогоплательщиками, так и контролирующими органами.

Так, положения Налогового кодекса приведены в соответствие с требованиями ст. 7 «Об общем режиме акцизных сборов» Директивы Совета Европы 2008/118/ЕС от 16.12.2008 г. в части возникновения налогового обязательства в момент выпуска подакцизного товара к потреблению. В ст. 216 указанного Кодекса вводится понятие возникновения налогового обязательства в случае потери подакцизного товара и передачи для собственного потребления.

Статьей 215 Налогового кодекса закреплен действующий перечень подакцизных товаров, установлены специфические ставки акцизного налога в гривнях (алкогольные напитки и табачные изделия), в евро — на нефтепродукты и транспортные средства, специфические и адвалорные ставки одновременно — для налогообложения сигарет, что соответствует действующему законодательству и согласуется с мировым опытом акцизного обложения, в частности в странах — членах ЕС (Директива Совета Европы 2011/64/ЕС от 21.06.2011 г. о структуре и ставках акцизов, которые применяются к табачным изделиям).

В течение 2011 г. принят ряд мер, направленных на снижение уровня табакокурения и спроса на указанные изделия в Украине, прежде всего среди молодежи. Так, Налоговым кодексом ставки акцизного налога на табачные изделия были увеличены почти на 7%.

Учитывая механизм пересмотра ставок акцизного налога с учетом индекса потребительских цен, определенный п. 4 раздела ХІХ Налогового кодекса, в 2011 г. минимальное налоговое обязательство по уплате акцизного налога на табачные изделия было привязано к инфляции и повышено до 160,35 грн.

Кроме того, Законом № 4235, вступившим в силу 13.01.2012 г., ставки акцизного налога на табачные изделия увеличены еще на 15%. Так, по сравнению с 2010 г. ставки акцизного налога повысились:

  • на сигареты с фильтром — с 90 до 110,64 грн. за 1000 шт.
  • на сигары и сигариллы с содержанием табака установлена ставка акциза на уровне 172,11 грн. за 1 кг продукции;
  • на табак и заменители табака по коду УКТ ВЭД 2403 (кроме 2403 10, 2403 99 10 00) — с 50 до 61,47 грн. за 1 кг продукции;
  • на табак для курения по коду УКТ ВЭД 2403 10 — с 70 до 86,02 грн. за 1 кг продукции;
  • на жевательный и нюхательный табак по коду УКТ ВЭД 2403 99 10 00 — с 20 до 24,59 грн. за 1 кг продукции.

Таким образом, Налоговым кодексом сохранена тенденция последних лет постепенного повышения ставок акциза на табачные изделия с целью уменьшения уровня потребления указанной продукции среди граждан Украины путем ценового ограничения и увеличения доходов в государственный бюджет за счет уплаты акцизного налога по новым ставкам.

Особенности налогообложения некоторых подакцизных товаров в зависимости от направления их использования

Указанные особенности регулируются ст. 229 Налогового кодекса, которой предусмотрено, что налог взимается по ставке 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта со:

спирта этилового, который используется предприятиями первичного и смешанного виноделия для производства виноградных и плодово-ягодных виноматериалов и сусла;

спирта этилового, который используется для производства лекарственных средств (в том числе компонентов крови и изготовленных из них препаратов), кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров;

спирта этилового денатурированного (спирта технического), который реализуется субъектам хозяйствования с целью его использования как сырья для производства продуктов органического синтеза, не содержащих в составе больше 0,1% остаточного этанола;

биоэтанола, который используется предприятиями для производства бензинов моторных смесевых с содержанием биоэтанола, этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ), других добавок на основе биоэтанола;

биоэтанола, который используется для производства био-топлива.

Таким образом, сохранена льготная ставка в размере 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта этилового для производства виноградных и плодово-ягодных виноматериалов и сусла, лекарственных средств, продуктов органического синтеза. Кроме того, не взимается налог с биоэтанола, используемого для производства биотоплива и бензинов моторных смесевых.

До получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного (спирта технического), биоэтанола, которые используются для производства отдельных видов продукции и на которые установлена ставка налога 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта, выдается налоговый вексель на сумму налога, начисленного на получаемый объем спирта исходя из ставки, определенной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса.

Срок, на который выдается налоговый вексель предприятиями-производителями для производства отдельных видов продукции, не может превышать 90 календарных дней, а предприятиями первичного виноделия и производителями лекарственных средств — 180 календарных дней.

Выдача налогового векселя осуществляется до момента получения спирта этилового с акцизного склада.

Налоговый вексель может быть выдан:

  • предприятием первичного виноделия, являющимся производителем виноградных, плодово-ягодных и других виноматериалов и сусла;
  • производителем лекарственных средств;
  • производителем продуктов органического синтеза;
  • нефтеперерабатывающими заводами (или другими субъектами хозяйствования), которые используют биоэтанол для производства бензинов моторных смесевых с содержанием биоэтанола, этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ), других добавок на основе биоэтанола;
  • производителями биотоплива.

Налоговый вексель считается погашенным в случае документального подтверждения факта целевого использования спирта этилового для производства продукции, указанной в ст. 229 Налогового кодекса.

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, авалированных банком (налоговых расписок), которые выдаются до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного (технического) и биоэтанола, используемых субъектами хозяйствования для производства отдельных видов продукции, регулируется постановлением № 1257.

Перечни производителей биоэтанола и спирта этилового денатурированного (спирта технического) для нужд предприятий, которые производят продукты органического синтеза, утверждены постановлением № 156.

Этим же постановлением установлены квоты на отгрузку спирта этилового денатурированного (спирта технического) для нужд предприятий, производящих продукты органического синтеза.

Отгрузка спирта этилового для производства лекарственных средств проводится в пределах квот, установленных Кабинетом Министров Украины. Перечень таких лекарственных средств (в том числе компонентов крови и произведенных из них препаратов), кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров, а также ежегодные квоты на отгрузку субъектам предпринимательской деятельности спирта этилового, используемого для их производства по ставке акцизного налога в размере 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта этилового, утверждены постановлением № 19.

Установлено, что к лекарственным средствам (в том числе компонентам крови и произведенным из них препаратам), кроме лекарственных средств в виде бальзамов и эликсиров, для производства которых используется спирт этиловый по ставке акцизного налога в размере 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта этилового, относятся лекарственные средства, включенные в Государственный реестр лекарственных средств, кроме лекарственных средств, имеющих международное непатентованное название «Этанол».

На предприятиях, где используют спирт по нулевой ставке налога, устанавливаются налоговые посты, порядок работы которых утвержден приказом № 14.

В случае нецелевого использования субъектами хозяйствования спирта этилового и биоэтанола, полученных как сырье для производства продукции, указанной в пп. 229.1.1 п. 229.1 ст. 229 Налогового кодекса, с таких субъектов взыскивается штраф в размере, который исчисляется исходя из объемов использованных не по назначению спирта этилового и биоэтанола и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 этого Кодекса, увеличенной в 1,5 раза.

Особенности налогообложения нефтепродуктов, произведенных в Украине, которые используются как сырье для нефтехимической промышленности

Легкие (код 2710 11 11 00 согласно УКТ ВЭД) и тяжелые дистилляты (код 2710 19 31 30 согласно УКТ ВЭД) могут быть реализованы как сырье для производства этилена по нулевой ставке акцизного налога.

В случае если эти нефтепродукты являются сырьем для производства этилена по нулевой ставке акцизного налога, органами ГНС осуществляется контроль за их целевым использованием.

До получения легких (код 2710 11 11 00 согласно УКТ ВЭД) и тяжелых дистиллятов (код 2710 19 31 30 согласно УКТ ЗЕД), которые используются субъектами хозяйствования как сырье для производства этилена, производителями выдается налоговый вексель на сумму акцизного налога, начисленного на объем полученных нефтепродуктов, исходя из ставки, которая определяется как разность между ставкой акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса, и ставкой 0 евро за 1000 кг.

Налоговый вексель может быть выдан только субъектом хозяйствования - производителем этилена.

Срок, на который выдается налоговый вексель, не может превышать 90 календарных дней.

На предприятиях, использующих легкие и тяжелые дистилляты как сырье в производстве этилена, устанавливаются налоговые посты. На налоговом посту представители органа ГНС по месту его расположения осуществляют постоянный непосредственный контроль за целевым использованием нефтепродуктов как сырья для производства этилена.

Порядок работы налоговых постов, установленных на предприятиях субъектов хозяйствования, использующих легкие и тяжелые дистилляты по нулевой ставке акцизного налога или ввезенные на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога для производства этилена, утвержден приказом № 33.

Налоговый вексель считается погашенным в случае документального подтверждения факта целевого использования легких и тяжелых дистиллятов исключительно как сырья в производстве этилена.

Для погашения налогового векселя векселедержателю представляется справка векселедателя о целевом использовании легких и тяжелых дистиллятов как сырья в производстве этилена, согласованная представителем налогового поста, установленного на предприятии. Форма справки утверждена приказом № 196.

Следует отметить, что в связи со вступлением в силу этого приказа утратил силу приказ № 727.

В случае если предусмотренный ст. 229 Налогового кодекса налоговый вексель не погашается в установленный срок, векселедержатель осуществляет протест такого налогового векселя в неплатеже согласно законодательству и в течение одного рабочего дня с даты совершения протеста обращается в банк, осуществивший аваль этого налогового векселя, с опротестованным векселем. Банк-авалист обязан не позднее операционного дня, следующего за днем обращения векселедержателя с опротестованным налоговым векселем, перевести сумму, указанную в налоговом векселе, векселедержателю.

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, которые выдаются до получения легких и тяжелых дистиллятов для использования как сырья для производства этилена, определен постановлением № 1257.

В соответствии с постановлением № 1128 ООО «Карпат-нафтохім» (код согласно ЕГРПОУ 33129683) получает, ввозит на таможенную территорию Украины легкие и тяжелые дистилляты, нефтепродукты для использования как сырья для производства этилена и для производства продукции химической промышленности в 2012 г. по установленным квотам на отгрузку и ввоз.

Особенности налогообложения нефтепродуктов, ввезенных в Украину, которые используются как сырье для нефтехимической промышленности

Легкие (код 2710 11 11 00 согласно УКТ ВЭД) и тяжелые дистилляты (код 2710 19 31 30 согласно УКТ ВЭД) могут ввозиться в Украину как сырье для производства этилена без уплаты акцизного налога. В таком случае органами ГНС осуществляется контроль за их целевым использованием.

При этом производитель этилена оформляет налоговый вексель в трех экземплярах. Один экземпляр представляется органу ГНС по местонахождению производителя, второй - органу гос-таможслужбы, которым осуществляется таможенное оформление указанных товаров, третий остается у налогоплательщика.

Налоговый вексель выдается на сумму акцизного налога, который взимается при ввозе товаров в соответствии с законодательством.

Срок, на который выдается авалированный налоговый вексель, не может превышать 90 календарных дней с даты оформления таможенной декларации.

Основанием для таможенного оформления легких (код 2710 11 11 00 согласно УКТ ВЭД) и тяжелых дистиллятов (код 2710 19 31 30 согласно УКТ ВЭД), которые ввозятся на таможенную территорию Украины с целью использования в производстве этилена, является представление производителем этилена органу ГНС второго экземпляра налогового векселя, авалированного банком и взятого на учет органом ГНС по местонахождению производителя.

На предприятиях, использующих легкие и тяжелые дистилляты как сырье в производстве этилена, устанавливаются налоговые посты. Представители органа ГНС по месту расположения такого поста осуществляют постоянный непосредственный контроль за целевым использованием нефтепродуктов как сырья для производства этилена (Порядок работы налоговых постов, установленных на предприятиях субъектов хозяйствования, которые используют легкие и тяжелые дистилляты по нулевой ставке акцизного налога или ввезенные на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога для производства этилена, утвержден приказом № 33).

Налоговый вексель без уплаты суммы акцизного налога денежными средствами считается погашенным в случае документального подтверждения факта целевого использования легких и тяжелых дистиллятов исключительно как сырья в производстве этилена.

Для погашения налогового векселя векселедержателю представляется справка векселедателя о целевом использовании легких и тяжелых дистиллятов как сырья в производстве этилена, согласованная представителем налогового поста, установленного на предприятии. Копия справки о целевом использовании предоставляется органу гостаможслужбы (форма справки утверждена приказом № 196).

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, которые выдаются до ввоза легких и тяжелых дистиллятов для использования как сырья для производства этилена, определен Кабинетом Министров Украины.

Постановлением № 1215 установлены квоты на ввоз легких и тяжелых дистиллятов, используемых как сырье для производства этилена. Этим же постановлением утвержден перечень предприятий, осуществляющих их ввоз, в частности ООО «Карпат-нафтохім» (код согласно ЕГРПОУ 33129683) получает, ввозит на таможенную территорию Украины легкие и тяжелые дистилляты, нефтепродукты для использования как сырья для производства этилена и для производства продукции химической промышленности в 2012 г. по таким квотам на отгрузку и ввоз.

В случае нецелевого использования субъектами хозяйствования легких и тяжелых дистиллятов, ввезенных как сырье для производства этилена, с таких субъектов взыскивается штраф в размере, который исчисляется исходя из объемов использованных не по назначению легких и тяжелых дистиллятов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса, увеличенной в 1,5 раза.

Особенности налогообложения нефтепродуктов, произведенных в Украине, которые используются как сырье для химической промышленности

Нефтепродукты (коды 2710 11 11 00, 2710 11 15 00, 2710 11 21 00, 2710 19 11 00, 2710 19 15 00, 2710 19 25 00, 2710 19 29 00 согласно УКТ ВЭД) могут быть реализованы как сырье для производства в химической промышленности по нулевой ставке акцизного налога. В таком случае органами ГНС осуществляется контроль за их целевым использованием.

До получения нефтепродуктов, использующихся субъектами хозяйствования как сырье для производства в химической промышленности, производителями выдается налоговый вексель на сумму акцизного налога, начисленного на объем полученных нефтепродуктов, исходя из ставки, которая определяется как разность между ставкой акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса, и ставкой 0 евро за 1000 кг.

Налоговый вексель может быть выдан только субъектом хозяйствования - производителем, использующим эти нефтепродукты как сырье в химической промышленности.

Срок, на который выдается налоговый вексель, не может превышать 90 календарных дней.

Векселедержателем является орган ГНС по месту регистрации векселедателя.

На предприятиях, использующих нефтепродукты как сырье для производства в химической промышленности, устанавливаются налоговые посты. Представители органа ГНС по месту его расположения осуществляют постоянный непосредственный контроль за целевым использованием нефтепродуктов как сырья для химической промышленности.

Налоговый вексель считается погашенным при документальном подтверждении факта целевого использования нефтепродуктов исключительно как сырья для производства в химической промышленности.

Для погашения налогового векселя векселедержателю предоставляется справка векселедателя о целевом использовании нефтепродуктов как сырья для производства в химической промышленности, согласованная представителем налогового поста, установленного на предприятии.

В случае если предусмотренный ст. 229 Налогового кодекса налоговый вексель не погашается в установленный срок, векселедержатель осуществляет протест такого налогового векселя в неплатеже согласно законодательству и в течение одного рабочего дня с даты совершения протеста обращается в банк, осуществивший аваль этого налогового векселя, с опротестованным налоговым векселем. Банк-авалист обязан не позднее операционного дня, следующего за днем обращения векселедержателя с опротестованным налоговым векселем, перевести сумму, указанную в налоговом векселе, векселедержателю.

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, которые выдаются до получения нефтепродуктов для использования как сырья для производства в химической промышленности, установлен постановлением № 1068.

Отгрузка нефтепродуктов, используемых как сырье для производства в химической промышленности, производится в пределах квот, установленных Кабинетом Министров Украины.

Перечень предприятий, получающих нефтепродукты для использования как сырья для производства в химической промышленности, утвержден постановлением № 1128, в соответствии с которым ООО «Карпатнафтохім» (код согласно ЕГРПОУ 33129683) получает, ввозит на таможенную территорию Украины легкие и тяжелые дистилляты, нефтепродукты для использования как сырья для производства этилена и для производства продукции химической промышленности в 2012 г. по таким квотам на отгрузку и ввоз.

В случае нецелевого использования субъектами хозяйствования нефтепродуктов, полученных как сырье для производства в химической промышленности, с таких субъектов взыскивается штраф в размере, который исчисляется исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса, увеличенной в 1,5 раза.

Особенности налогообложения нефтепродуктов, ввезенных в Украину, которые используются как сырье для химической промышленности

Нефтепродукты (коды 2710 11 11 00, 2710 11 15 00, 2710 11 21 00, 2710 19 11 00, 2710 19 15 00, 2710 19 25 00, 2710 19 29 00 согласно УКТ ВЭД) могут ввозиться в Украину как сырье для производства в химической промышленности без уплаты акцизного налога.

В случае такого использования этих нефтепродуктов органами ГНС осуществляется контроль за их целевым использованием.

Для ввоза на таможенную территорию Украины нефтепродуктов (коды 2710 11 11 00, 2710 11 15 00, 2710 11 21 00, 2710 19 11 00, 2710 19 15 00, 2710 19 25 00, 2710 19 29 00 согласно УКТ ВЭД) с целью использования их как сырья в химической промышленности производитель оформляет налоговый вексель в трех экземплярах. Один экземпляр представляется органу ГНС по местонахождению производителя, второй — органу гостаможслужбы, которым осуществляется таможенное оформление указанных товаров, третий остается плательщику налога.

Срок, на который выдается авалированный налоговый вексель, не может превышать 90 календарных дней с даты оформления таможенной декларации.

Основанием для таможенного оформления нефтепродуктов (коды 2710 11 11 00, 2710 11 15 00, 2710 11 21 00, 2710 19 11 00, 2710 19 15 00, 2710 19 25 00, 2710 19 29 00 согласно УКТ ВЭД), которые ввозятся на таможенную территорию Украины с целью использования в химической промышленности, является представление производителем органу ГНС второго экземпляра налогового векселя, авалированного банком и взятого на учет органом ГНС по местонахождению производителя.

На предприятиях, использующих нефтепродукты как сырье для производства в химической промышленности, устанавливаются налоговые посты. Представители органа ГНС по месту его расположения осуществляют постоянный непосредственный контроль за целевым использованием нефтепродуктов как сырья для химической промышленности. В ближайшее время проект приказа «О Порядке работы налоговых постов, установленных на предприятиях субъектов хозяйствования, использующих нефтепродукты, которые получаются по нулевой ставке акцизного налога или ввезены на таможенную территорию Украины без уплаты акцизного налога как сырья для химической промышленности» будет зарегистрирован в Минюсте Украины.

Налоговый вексель без уплаты суммы акцизного налога денежными средствами считается погашенным при документальном подтверждении факта целевого использования нефтепродуктов исключительно как сырья для производства в химической промышленности.

Для погашения налогового векселя векселедержателю предоставляется справка векселедателя о целевом использовании нефтепродуктов как сырья для производства в химической промышленности, согласованная представителем налогового поста, установленного на предприятии. Копия справки о целевом использовании предоставляется органу ГНС. В ближайшее время проект приказа «Об утверждении форм Справки о прогнозируемом объеме нефтепродуктов, которые планируется использовать как сырье для производства в химической промышленности, Справки о целевом использовании нефтепродуктов как сырья для производства в химической промышленности и Журнала учета погашения налоговых векселей» также будет зарегистрирован в Минюсте Украины.

В случае если предусмотренный ст. 229 Налогового кодекса налоговый вексель не погашается в установленный срок, -векселедержатель осуществляет протест такого налогового векселя в неплатеже согласно законодательству и в течение одного рабочего дня с даты совершения протеста обращается в банк, осуществивший аваль этого налогового векселя, с опротестованным налоговым векселем. Банк-авалист обязан не позднее операционного дня, который наступает за датой обращения векселедержателя с опротестованным налоговым векселем, перевести сумму, указанную в налоговом векселе, векселедержателю.

Порядок выпуска, обращения и погашения налоговых векселей, которые выдаются до ввоза нефтепродуктов для использования как сырья для производства в химической промышленности, определен постановлением № 1068.

Ввоз нефтепродуктов, которые используются как сырье для производства в химической промышленности, осуществляется в пределах квот, установленных Кабинетом Министров Украины.

Перечень предприятий, осуществляющих ввоз нефтепродуктов для использования как сырья для производства в химической промышленности, утвержден постановлением № 1128, согласно которому ООО «Карпатнафтохім» (код согласно ЕГРПОУ 33129683) получает, ввозит на таможенную территорию Украины легкие и тяжелые дистилляты, нефтепродукты для использования как сырья для производства этилена и для производства в химической промышленности в 2012 г. по установленным квотам на отгрузку и ввоз.

В случае нецелевого использования субъектами хозяйствования нефтепродуктов, ввезенных как сырье для производства в химической промышленности, с таких субъектов взыскивается штраф в размере, который исчисляется исходя из объемов использованных не по назначению нефтепродуктов и ставки акцизного налога, предусмотренной п. 215.3 ст. 215 Налогового кодекса, увеличенной в 1,5 раза.

Особенности обложения акцизным налогом подакцизной продукции с применением вексельной формы погашения налогового обязательства

Налоговым кодексом введен такой правовой инструмент, как налоговый вексель, авалированный банком (налоговая расписка).

В соответствии с пп. 14.1.176 п. 14.1 ст. 14 этого Кодекса налоговый вексель, авалированный банком (налоговая расписка) — простой вексель, авалированный банком, который выдается векселедателем до получения с акцизного склада спирта этилового, до получения с нефтеперерабатывающего предприятия нефтепродуктов или до ввоза нефтепродуктов на таможенную территорию Украины и является обеспечением выполнения им обязательства уплатить сумму акцизного налога в срок, определенный статьями 225, 229 этого Кодекса.

Порядок оформления указанного налогового векселя предусмотрен статьями 225 и 229 Налогового кодекса.

Так, в соответствии со ст. 225 этого Кодекса производители алкогольных напитков до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, предназначенного для переработки в алкогольные напитки (кроме виноматериалов), обязаны или уплатить налог денежными средствами, или представить органу ГНС налоговый вексель, который является обеспечением выполнения обязательства такого плательщика в установленный законом срок уплатить сумму налога, рассчитанную по ставкам для этой продукции.

Статьей 229 Налогового кодекса установлено, что оформление налогового векселя осуществляется до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, спирта этилового денатурированного (спирта технического), биоэтанола, которые используются для производства отдельных видов продукции и на которые пп. 229.1.1 п. 229.1 этой статьи установлена ставка налога 0 грн. за 1 л 100-процентного спирта (пп. 229.1.2 этого пункта), до получения с нефтеперерабатывающего предприятия легких и тяжелых дистиллятов или до ввоза определенных дистиллятов на таможенную территорию Украины для использования как сырья в производстве этилена (пп. 229.2.3 п. 229.2 и пп. 229.3.3 п. 229.3 указанной статьи).

Согласно пп. 229.1.8 п. 229.1, пп. 229.2.10 п. 229.2 и пп. 229.3.12 п. 229.3 ст. 229 Налогового кодекса налоговый вексель считается погашенным при документальном подтверждении фактов целевого использования спирта этилового для производства продукции, определенной пп. 229.1.1 п. 229.1 этой статьи, и целевого использования легких и тяжелых дистиллятов исключительно как сырья в производстве этилена.

То есть в соответствии с указанными нормами Налогового кодекса период погашения векселя определяется наличием ряда документов, подтверждающих факт целевого использования спирта.

В случае уплаты акцизного налога денежными средствами без оформления векселя по нормам ст. 225 этого Кодекса определение налогового обязательства и отражение его в Декларации акцизного налога осуществляется в период, в котором состоялась уплата.

Вместе с тем при отражении сумм налогового обязательства по векселю, оформленному в порядке ст. 225 Налогового кодекса, срок уплаты по которому наступил, возникают недоразумения, и одни налогоплательщики отражают обязательства по налоговому векселю в период предельного погашения векселя, то есть через 90 дней, другие — в период фактической уплаты всей суммы по векселю, то есть раньше предельного срока погашения.

Разные подходы к дате определения налогового обязательства по акцизному налогу и отражения его в Декларации приводят к искажению налогового обязательства и, как следствие, возникновению временных переплат за счет приобретения марок акцизного налога без соответствующего погашения векселя.

В целях надлежащего администрирования налога и однозначного трактования норм Налогового кодекса обращаем внимание на следующее. Согласно п. 225.1 ст. 225 этого Кодекса субъект хозяйствования обязан уплатить налог или представить органу ГНС по своему местонахождению до получения с акцизного склада спирта этилового неденатурированного, предназначенного для переработки в алкогольные напитки (кроме виноматериалов), налоговый вексель, который является обеспечением выполнения обязательства такого плательщика в срок до 90 календарных дней начиная с дня выдачи налогового векселя уплатить сумму налога, рассчитанную по ставкам для этой продукции.

На основании пунктов 225.3 и 225.4 ст. 225 Налогового кодекса сумма налога в налоговом векселе уплачивается частично в случае приобретения марок акцизного налога в период действия такого векселя, и вексель считается погашенным при уплате налога в полном объеме и в указанный в налоговом векселе срок.

Пунктом 3.9 раздела V Порядка заполнения и представления Декларации акцизного налога, утвержденного приказом № 1030, определено, что в графе 10 приложения 3 к Декларации указывается сумма налогового обязательства по векселям, выданным в соответствии с порядком, установленным ст. 225 Налогового кодекса, срок оплаты которых наступил в отчетном месяце, независимо от даты выдачи векселя, или проставляется сумма, предварительно уплаченная денежными средствами без оформления налогового векселя.

Согласно п. 225.4 ст. 225 Налогового кодекса налоговый вексель считается погашенным векселедателем при уплате суммы налога в полном объеме и в указанный в налоговом векселе срок.

В соответствии с пп. 229.1.8 п. 229.1, пп. 229.2.10 п. 229.2 и пп. 229.3.12 п. 229.3 ст. 229 Налогового кодекса налоговый вексель считается погашенным при документальном подтверждении факта целевого использования спирта этилового для производства продукции, определенной пп. 229.1.1 п. 229.1 этой статьи.

Таким образом, период погашения налогового векселя, оформленного в порядке, определенном разделом VI Налогового кодекса, связан с событием, которое должно состоятся в рамках определенного срока: документальное подтверждение факта целевого использования спирта (ст. 229) или уплата суммы налога в полном объеме (ст. 225).

Эта норма прямо соотносится с нормами п. 31.1 ст. 31 Налогового кодекса, в соответствии с которыми срок уплаты налога и сбора исчисляется годами, кварталами, месяцами, декадами, неделями, днями или указанием на событие, которое должно наступить или состояться.

Поскольку Налоговым кодексом (пп. 14.1.176 п. 14.1 ст. 14) предусмотрено единое понятие налогового векселя для целей раздела VI «Акцизный налог», то и порядок использования этого правового инструмента должен быть одинаковым для всего раздела.

Учитывая изложенное, погашение налогового векселя, выданного в порядке ст. 225 Налогового кодекса, происходит на момент фактической уплаты суммы обязательства в полном объеме независимо от даты выдачи векселя, а не наступления последнего дня срока для его погашения. Указанную сумму плательщик должен включить в расчет акцизного налога за тот налоговый период, в котором была осуществлена такая уплата этого налога в полном объеме.

Обложение акцизным налогом хозяйственных операций по передаче подакцизной продукции на хранение

Подпунктом 213.1.1 п. 213.1 ст. 213 Налогового кодекса объектами налогообложения определены операции по реализации произведенных в Украине подакцизных товаров (продукции).

В соответствии с п. 217.1 ст. 217 этого Кодекса суммы налога, подлежащие уплате, с подакцизных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, определяются плательщиком налога самостоятельно исходя из объектов налогообложения, базы налогообложения и ставок этого налога, которые действуют на дату возникновения налоговых обязательств.

Датой возникновения налоговых обязательств относительно подакцизных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, согласно п. 216.1 ст. 216 Налогового кодекса является дата их реализации производящим их лицом независимо от целей и направлений дальнейшего использования таких товаров (продукции), кроме случаев, указанных в статьях 225 и 229 этого Кодекса.

Согласно пп. 14.1.212 п. 14.1 ст. 14 Налогового кодекса реализация подакцизных товаров (продукции) — это любые операции на таможенной территории Украины, предусматривающие отгрузку подакцизных товаров (продукции) по договорам купли-продажи, мены, поставки и другим хозяйственным, гражданско-правовым договорам с передачей прав собственности или без таковой, за плату (компенсацию) или без таковой, независимо от сроков ее предоставления, а также бесплатной отгрузки товаров, в том числе из давальческого сырья.

Таким образом, при осуществлении отгрузки алкогольной продукции на хранение другим субъектам хозяйствования на условиях договоров ответственного хранения, предусматривающих отгрузку алкогольной продукции со склада производителя, указанная операция является объектом обложения акцизным налогом.

Следует отметить, что операции по возврату подакцизных товаров налоговым законодательством не отнесены к объектам обложения акцизным налогом, поэтому в случае возврата алкогольной продукции, в цену которой при первичной реализации был включен акциз, налоговое обязательство по уплате акцизного налога не возникает, соответственно и отражение в налоговой отчетности по акцизному налогу оборотов по возврату качественных алкогольных напитков не осуществляется.

Кроме того, операции по дальнейшей реализации производителем возвращенной качественной алкогольной продукции, с которой был уплачен акцизный налог при первой ее реализации (отгрузке), и при неизменности ставок акцизного налога также не являются объектом обложения акцизным налогом.

Порядок и сроки уплаты налога, составления и представления Декларации акцизного налога

Сроки уплаты налога с подакцизных товаров, произведенных на таможенной территории Украины

Суммы налога перечисляются в бюджет производителями подакцизных товаров (продукции) в течение 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего предельного срока, предусмотренного Налоговым кодексом для представления налоговой декларации за месячный налоговый период.

Суммы налога с алкогольных напитков, для производства которых используется спирт этиловый неденатурированный, уплачиваются при приобретении марок акцизного налога (ст. 226 Налогового кодекса). Порядок изготовления, хранения, продажи марок акцизного налога и маркировка алкогольных напитков и табачных изделий утверждены постановлением № 1251.

Предприятия, производящие вина виноградные с добавлением спирта и крепкие, вермуты, другие сброженные напитки с добавлением спирта, смеси сброженных напитков с добавлением спирта, смеси сброженных напитков с безалкогольными напитками с добавлением спирта, уплачивают налог при приобретении марок акцизного налога на сумму, рассчитанную со ставок налога на готовую продукцию, произведенную из виноматериалов или сусла, при производстве которых используется спирт этиловый.

Собственник готовой продукции, произведенной из давальческого сырья, уплачивает налог производителю (переработчику) не позднее даты отгрузки готовой продукции такому собственнику или по его поручению другому лицу.

Условием отгрузки производителем готовой продукции, произведенной из давальческого сырья, ее заказчику или по его поручению другому лицу является документальное подтверждение банковского учреждения о перечислении соответствующей суммы налога на текущий счет производителя.

Уплата налога при ввозе подакцизных товаров на таможенную территорию Украины

Налог с ввезенных на таможенную территорию Украины подакцизных товаров (продукции) уплачивается плательщиками налога до или в день представления таможенной декларации.

При ввозе маркированной подакцизной продукции на таможенную территорию Украины налог уплачивается при приобретении марок акцизного налога с доплатой (при необходимости) на день представления таможенной декларации.

Составление и представление Декларации акцизного налога регулируется ст. 223 Налогового кодекса.

Базовый налоговый период для уплаты налога соответствует календарному месяцу.

Плательщик налога с подакцизных товаров (продукции), произведенных на таможенной территории Украины, и импортер алкогольных напитков и табачных изделий представляют ежемесячно не позднее 20 числа следующего периода органу ГНС по месту регистрации Декларацию акцизного налога по форме, утвержденной в порядке, установленном ст. 46 Налогового кодекса, приказом № 1030.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42