Другие налоги
Тема: Плата за землю

Вопросы-ответы

Налогообложение земельных участков при изменении их целевого назначения

По решению органов местной власти часть принадлежащего сельхозпредприятию земельного участка за пределами населенного пункта из категории земель сельскохозяйственного назначения передана другому предприятию под застройку производственными зданиями (земли промышленности). Могут ли предоставляться земельные участки под застройку для такой категории земель из земель сельскохозяйственного назначения и по каким ставкам их следует облагать налогом?


Статьей 23 Земельного кодекса определена приоритетность земель сельскохозяйственного назначения. В частности, земли, пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться прежде всего для сельскохозяйственного использования. Определение таких земель производится на основании данных государственного земельного кадастра.

Отнесение земель к той или иной категории осуществляется на основании решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с их полномочиями. Изменение целевого назначения земель производится органами исполнительной власти или органами местного самоуправления, которые принимают решения о передаче этих земель в собственность или предоставлении в пользование, изъятии (выкупе) земель и утверждают проекты землеустройства (ст. 20 Земельного кодекса).

Собственники земельных участков и землепользователи согласно статьям 91, 96 Земельного кодекса обязаны обеспечивать использование земли в соответствии с целевым назначением и условиями ее предоставления, от чего зависит и налогообложение земельных участков.

Для строительства промышленных предприятий, а также для других нужд, не связанных с ведением сельскохозяйственного производства, предоставляются преимущественно несельскохозяйственные угодья или сельскохозяйственные угодья худшего качества.

Предоставление в пользование земельного участка, который находится в собственности или в пользовании, производится только после изъятия (выкупа) его в порядке, предусмотренном Земельным кодексом. Передача в пользование (аренду) гражданам и юридическим лицам земельных участков с изменением их целевого назначения и из земель запаса под застройку осуществляется по проектам отвода в порядке, установленном статьями 118, 123 Земельного кодекса.

В соответствии с положениями Налогового кодекса плата за землю — это общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Ставка налога для целей раздела XIII Налогового кодекса — законодательно определенный годовой размер платы за единицу площади налогооблагаемого земельного участка, а именно: в пределах населенного пункта — 1 м2; за пределами населенного пункта — 1 га.

Плательщиками налога являются: собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи.

Объекты налогообложения: земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании; земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Учитывая указанное, поскольку состоялось изменение целевого назначения земель (из земель сельскохозяйственного назначения в земли промышленности), то в этом случае налог за земельные участки, предоставленные для предприятий промышленности, за пределами населенных пунктов взимается в соответствии с п. 278.1 ст. 278 Налогового кодекса, которым определено, что ставка налога за земельные участки, предоставленные предприятиям промышленности, устанавливается в размере 5% нормативной денежной оценки единицы площади пашни по Автономной Республике Крым или по области.

 

Сдача в  аренду здания бюджетным учреждением бюджетному учреждению

Бюджетное учреждение (заведение здравоохранения) предоставляет в аренду здание другому бюджетному учреждению. Должно ли бюджетное учреждениеарендодатель здания уплачивать в бюджет земельный налог?


Статьей 282 Налогового кодекса установлены льготы по уплате земельного налога для юридических лиц. В частности, в соответствии с пп. 282.1.8 п. 282.1 этой статьи от уплаты налога освобождаются, в частности, заведения здравоохранения, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Особенности применения льготного налогообложения определены ст. 284 Налогового кодекса, а именно: если плательщики налога, которые пользуются льготами по уплате этого налога, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Эта норма не распространяется на бюджетные учреждения в случае предоставления ими зданий, сооружений (их частей) во временное пользование (аренду) другим бюджетным учреждениям.

Следовательно, бюджетное учреждение (заведение здравоохранения), полностью содержащееся за счет средств бюджета, освобождается от уплаты земельного налога, в том числе в случае предоставления в аренду здания другому бюджетному учреждению.

 

Сдача в  аренду части здания бюджетным учреждением небюджетному учреждению

Бюджетное учреждение (учебное заведение), расположенное в населенном пункте, нормативная денежная оценка земель которого проведена, предоставляет в аренду часть здания небюджетному учреждению. Какой размер нормативной денежной оценки земельного участка следует применять при сдаче в аренду части здания?


В соответствии со статьями 269, 270 Налогового кодекса плательщиками платы за землю являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Статьей 271 Налогового кодекса установлено, что базой налогообложения является нормативная денежная оценка земельных участков с учетом коэффициента индексации и площадь земельных участков, нормативная денежная оценка которых не проведена. Основанием для начисления земельного налога являются данные государственного земельного кадастра (ст. 286 указанного Кодекса).

Согласно пп. 282.1.3 п. 282.1 ст. 282 Налогового кодекса от уплаты земельного налога освобождаются заведения, учреждения и организации, полностью содержащиеся за счет средств государственного или местных бюджетов.

Нужно иметь в виду, что в соответствии с п. 284.3 ст. 284 этого Кодекса если плательщики налога, пользующиеся льготами по уплате этого налога, предоставляют в аренду земельные участки, отдельные здания, сооружения или их части, налог за такие земельные участки и земельные участки под такими зданиями (их частями) уплачивается на общих основаниях с учетом придомовой территории.

Для определения размера земельного налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков. Центральный орган исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов осуществляет управление в сфере оценки земель и земельных участков (п. 289.1 ст. 289 Налогового кодекса).

В соответствии со ст. 274 этого Кодекса ставка налога за земельные участки, нормативная денежная оценка которых проведена, устанавливается в размере 1% их нормативной денежной оценки.

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения и населенных пунктов осуществляется землеустроительными органами согласно нормам постановления № 213 и в соответствии с приказом № 18/15/21/11.

Размер нормативной денежной оценки земельного участка в пределах населенного пункта зависит от многих факторов, в том числе от коэффициента, характеризующего функциональное использование земельного участка (под жилую и общественную застройку, для промышленности, коммерческого назначения и т. п.). В частности, для земель коммерческого назначения установлен коэффициент функционального использования 2,5.

Отнесение земель к категории земель по функциональному использованию производится органами земельных ресурсов согласно приказу № 377 в соответствии с видами экономической деятельности.

Таким образом, в данном случае бюджетное учреждение является плательщиком земельного налога за земельный участок под сданной в аренду частью здания с учетом придомовой территории. При этом размер нормативной денежной оценки земельного участка должен учитывать изменение функционального использования земельного участка, что подтверждается соответствующим органом земельных ресурсов.

 

Субаренда земельных участков

Предприятие арендует земельный участок у городского совета (заключен и зарегистрирован договор аренды земли). При каких условиях и на какой срок арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду другому субъекту хозяйствования и в каком размере действующим законодательством установлена плата за субаренду земельных участков? Кто является плательщиком арендной платы в бюджет?


Договор аренды земли, как установлено ст. 13 Закона об аренде земли, — это договор, по которому арендодатель обязан за плату передать арендатору земельный участок во владение и пользование на определенный срок, а арендатор обязан использовать земельный участок в соответствии с условиями договора и требованиями земельного законодательства.

Согласно статьям 14 и 20 этого Закона договор аренды земли заключается в письменной форме и по желанию одной из сторон может быть удостоверен нотариально. Заключенный договор аренды земли подлежит государственной регистрации.

Порядок платы за арендованные земельные участки государственной и коммунальной собственности установлен ст. 288 Налогового кодекса. В частности, основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

В соответствии с п. 288.5 этой статьи размер арендной платы устанавливается в договоре аренды, однако годовая сумма платежа:

не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения — размера земельного налога, который устанавливается разделом ХІІІ Налогового кодекса; для других категорий земель — трехкратного размера земельного налога, который устанавливается указанным разделом;

не может превышать: для земельных участков, предоставленных для размещения, строительства, обслуживания и эксплуатации объектов энергетики, которые вырабатывают электрическую энергию из возобновляемых источников энергии, включая технологическую инфраструктуру таких объектов (производственные помещения, базы, распределительные пункты (устройства), электрические подстанции, электрические сети), — 3% нормативной денежной оценки; для земельных участков, которые находятся в государственной или коммунальной собственности и предоставлены для строительства и/или эксплуатации аэродромов, — четырехкратного размера земельного налога, который устанавливается разделом ХIII Налогового кодекса; для других земельных участков, предоставленных в аренду, — 12% нормативной денежной оценки.

Кроме того, годовая сумма арендной платы может быть больше предельного размера арендной платы при определении арендатора на конкурентных началах.

Что касается субаренды земельных участков, ст. 8 Закона об аренде земли предусмотрено, что арендованный земельный участок или его часть может передаваться арендатором в субаренду без изменения целевого назначения, если это предусмотрено договором аренды или по письменному согласию арендодателя. Если в течение одного месяца арендодатель не пришлет письменного сообщения о своем согласии или возражении, арендованный земельный участок или его часть может быть передан в субаренду.

Условия договора субаренды земельного участка должны ограничиваться условиями договора аренды земельного участка и не противоречить ему. Срок субаренды не может превышать срока, определенного договором аренды земли. В случае прекращения договора аренды действие договора субаренды земельного участка прекращается.

Договор субаренды подлежит государственной регистрации. По согласию сторон такой договор удостоверяется нотариально.

В соответствии с п. 288.6 ст. 288 Налогового кодекса плата за субаренду земельных участков не может превышать арендной платы.

Таким образом, в данном случае плательщиком арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности в городской бюджет является предприятие на основании заключенного с городским советом договора аренды земли. В свою очередь субъект хозяйствования (субарендатор) должен соблюдать положения заключенного договора субаренды земельных участков, в том числе относительно внесения платы за субаренду таких земельных участков.

 

Земельные участки для огородничества

Органом местного самоуправления коллективному объединению огородников предоставлены в аренду земельные участки для огородничества. Каков порядок предоставления земельных участков для огородничества и какой размер платы за землю за эти земельные участки определены действующим законодательством Украины?


В соответствии с п. 12 Переходных положений Земельного кодекса до размежевания земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями (кроме земель, переданных в частную собственность, и земель, указанных в абзаце третьем этого пункта) в пределах населенных пунктов осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами населенных пунктов — соответствующие органы исполнительной власти.

Порядок предоставления гражданам и их объединениям земельных участков для огородничества установлен ст. 36 этого Кодекса, а именно: гражданам или их объединениям из земель государственной или коммунальной собственности могут предоставляться в аренду земельные участки для огородничества. На таких земельных участках закладка многолетних плодовых насаждений, а также сооружение капитальных зданий и сооружений не допускаются.

На земельных участках, предоставленных для огородничества, могут возводиться временные сооружения для хранения инвентаря и защиты от непогоды. По истечении срока аренды указанного земельного участка построенные временные сооружения подлежат сносу собственниками этих сооружений за их счет.

Коллективные объединения огородников действуют на основании устава, определяющего права, обязанности членов объединения, а также компетенцию органов их самоуправления. Таким образом, согласно требованиям действующего законодательства Украины распоряжаются указанными земельными участками соответствующие органы местного самоуправления или исполнительной власти, предоставляющие земельные участки для ведения огородничества гражданам или их объединениям на обусловленный срок в соответствии с заключенным договором аренды.

Согласно ст. 21 Закона об аренде земли размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые определяются Налоговым кодексом).

Поскольку в данном случае арендодателем земли выступает соответствующий орган местного самоуправления, то арендатор (коллективное объединение огородников), заключив с ним договор аренды земли, самостоятельно уплачивает в бюджет арендную плату за землю.

При этом в соответствии с п. 288.5 ст. 288 Налогового кодекса годовая сумма арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности не может быть меньше: для земель сельскохозяйственного назначения — соответствующего размера земельного налога, для других категорий земель — соответствующего трехкратного размера этого налога.

 

Предоставление предприятием земельного участка в  аренду

Предприятие имеет в собственности два земельных участка (документы на право собственности оформлены). Один из этих участков предприятие предоставляет в аренду субъекту хозяйствования на основании договора аренды земли. Кто в таком случае является плательщиком платы за землю в бюджет? Установлены ли ограничения по размеру арендной платы за землю?


В соответствии со статьями 269, 270 Налогового кодекса плательщиками налога являются собственники земельных участков, земельных долей (паев) и землепользователи, а объектами налогообложения — земельные участки, находящиеся в собственности или пользовании, земельные доли (паи), находящиеся в собственности.

Статьей 4 Закона об аренде земли установлено, что арендодателями земельных участков являются граждане и юридические лица, в собственности которых находятся земельные участки, или уполномоченные ими лица.

Таким образом, плательщиком земельного налога в бюджет является предприятие как собственник земельных участков. Субъект хозяйствования, арендующий земельный участок у предприятия, не является плательщиком земельного налога или арендной платы за земельные участки государственной или коммунальной собственности в бюджет.

Вместе с тем отметим, что указанный субъект хозяйствования должен соблюдать условия договора аренды земельного участка, в частности относительно внесения предприятию (арендодателю) арендной платы за землю.

Что касается размера указанной арендной платы за землю, то в соответствии со ст. 21 Закона об аренде земли размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые определяются Налоговым кодексом).

Арендная плата за земельные участки, находящиеся в собственности физических и юридических лиц, пересматривается по согласию сторон.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42