Другие налоги
Тема: Проверки и ответственность

Порядок проведения документальных внеплановых проверок юридических лиц

Со вступлением в силу Налогового кодекса немного изменился порядок и основания для проведения документальных внеплановых проверок.

Согласно пп. 75.1.2 п. 75.1 ст. 75 Налогового кодекса документальной внеплановой проверкой считается проверка, которая не предусматривается в плане работы органа ГНС и проводится при наличии хотя бы одного из обстоятельств, определенных этим Кодексом. При этом такая проверка может быть как выездной, так и невыездной.

Документальной выездной проверкой считается проверка, которая проводится по местонахождению налогоплательщика или месту расположения объекта права собственности, относительно которого проводится такая проверка.

Документальной невыездной проверкой считается проверка, которая проводится в помещении органа ГНС.

Согласно нормам Налогового кодекса введены новые обстоятельства для проведения документальных внеплановых проверок, которые позволяют избегать конфликтных ситуаций с налогоплательщиками и обеспечивать равенство всех плательщиков перед законом. Среди таких обстоятельств, в частности, следующие:

налогоплательщиком представлен в орган ГНС уточняющий расчет по соответствующему налогу за период, который уже проверялся;

относительно плательщика налога подана жалоба о непредоставлении им налоговой накладной покупателю или о нарушении правил заполнения налоговой накладной в случае непредоставления таким налогоплательщиком объяснений и документального подтверждения на письменный запрос органа ГНС в течение 10 рабочих дней со дня его получения;

получение информации об уклонении налоговым агентом от налогообложения выплаченной (начисленной) наемным лицам (в том числе без документального оформления) заработной платы, пассивных доходов, дополнительных благ, других выплат и возмещений, подлежащих налогообложению, в том числе вследствие незаключения налогоплательщиком трудовых договоров с наемными лицами согласно закону, а также осуществление лицом хозяйственной деятельности без государственной регистрации. Такая проверка проводится исключительно по вопросам, которые стали основанием для проведения такой проверки.

В настоящее время существуют 11 обстоятельств (ст. 78 Налогового кодекса), предусматривающих проведение документальных внеплановых проверок. Рассмотрим детальнее некоторые из них.

Что касается обстоятельства, предусмотренного для проведения проверки представленного в орган ГНС уточняющего расчета по соответствующему налогу за период, уже проверявшийся органом ГНС (пп. 78.1.3 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса), следует отметить, что данное обстоятельство является следствием определенного этим Кодексом разрешения предоставлять в орган ГНС уточняющие расчеты к налоговой декларации, кроме случаев, когда у такого плательщика начата и проводится документальная плановая или внеплановая выездная проверка. В этом случае представлять уточняющие расчеты к налоговым декларациям за какой-либо отчетный (налоговый) период по соответствующему налогу и сбору, который проверяется контролирующим органом, запрещается (п. 50.2 ст. 50 Налогового кодекса).

В случае если налогоплательщик представляет уточняющий расчет к налоговой декларации, представленной за период, который проверялся, снова возникает необходимость проверки показателей такого расчета. В связи с этим согласно п. 50.3 ст. 50 и пп. 78.1.3 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса соответствующий контролирующий орган имеет право на проведение внеплановой проверки налогоплательщика за определенный налоговый период.

Обстоятельством, при котором должна проводится документальная внеплановая проверка, является начало процедуры реорганизации юридического лица (кроме преобразования), прекращение юридического лица, возбуждение производства по делу о признании банкротом налогоплательщика или подача заявления о снятии с учета налогоплательщика (пп. 78.1.7 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса).

При этом такая проверка в соответствии с Порядком № 1588 назначается и начинается в определенные сроки.

В случае ликвидации юридического лица по решению учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа проверка назначается и начинается в течение 10 рабочих дней с даты публикации уведомления о решении учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного ими органа о прекращении юридического лица. В других случаях проверка назначается и начинается в течение месяца после получения соответствующего документа, поступившего в орган ГНС первым.

Что касается реализации обстоятельства для проведения проверки в случае получения постановления (определения) суда о назначении проверки или постановления органа дознания, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом по уголовным делам, находящимся в их производстве (пп. 78.1.11 п. 78.1 ст. 78 Налогового кодекса), следует отметить, что в связи с принятием Уголовного процессуального кодекса, который еще не вступил в силу, предусмотрены изменения к данной норме Налогового кодекса, предоставляющие органам ГНС право на проведение документальной внеплановой проверки в случае получения судебного решения суда (следственного судьи) о назначении проверки или постановления органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, следователя, прокурора, вынесенного ими в соответствии с законом.

Следует обратить внимание, что ограничения в основаниях проведения проверок налогоплательщиков, определенные Налоговым кодексом, не распространяются на проверки, проводимые на обращение такого налогоплательщика, или проверки, проводимые в рамках возбужденного уголовного дела.

Особенностью организации документальной внеплановой проверки является то, что право на проведение такой проверки налогоплательщика предоставляется органам ГНС только в случае, когда ему до начала проведения проверки вручена под расписку копия приказа о проведении документальной внеплановой проверки.

При этом в случае проведения документальной выездной проверки налогоплательщику также предоставляются направления на проведение такой проверки, служебные удостоверения лиц, указанных в направлении на проведение проверки, а проведение документальной невыездной проверки возможно при условии письменного уведомления о дате начала и месте проведения такой проверки.

Продолжительность проведения документальных внеплановых проверок в соответствии со ст. 82 Налогового кодекса не должна превышать: 15 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков; 5 рабочих дней — для субъектов малого предпринимательства; 10 рабочих днейдля других налогоплательщиков. Продление сроков таких проверок возможно по решению руководителя налогового органа не более чем на: 10 рабочих дней — для крупных налогоплательщиков; 2 рабочих дня — для субъектов малого предпринимательства; 5 рабочих дней — для других налогоплательщиков.

Согласно п. 85.2 ст. 85 Налогового кодекса после начала документальной проверки налогоплательщик обязан предоставить должностным (служебным) лицам органов ГНС в полном объеме все документы, относящиеся или связанные с предметом проверки.

При этом крупный налогоплательщик обязан также предоставить в электронной форме с соблюдением условия относительно регистрации электронной подписи подотчетных лиц копии документов по учету доходов, расходов и других показателей, связанных с определением объектов налогообложения (налоговых обязательств), первичных документов, регистров бухгалтерского учета, финансовой отчетности, других документов, связанных с исчислением и уплатой налогов и сборов (если такие документы создаются им в электронной форме), не позднее рабочего дня, следующего за днем начала документальной выездной (невыездной) проверки.

Что касается порядка оформления органами ГНС результатов документальной внеплановой проверки, то акт (справка) документальной внеплановой как выездной, так и невыездной проверки составляется в двух экземплярах, подписывается должностными лицами органа ГНС, которые проводили проверку, и регистрируется в органе ГНС в течение пяти рабочих дней со дня, наступающего за днем окончания установленного для проведения проверки срока (для налогоплательщиков, имеющих филиалы и/или находящихся на консолидированной уплате, — в течение 10 рабочих дней). При этом один экземпляр акта или справки о результатах документальной выездной проверки в день его подписания или отказа от подписания вручается или направляется налогоплательщику или его законному представителю, а акт (справка) документальной невыездной проверки после его регистрации вручается налогоплательщику или его законным представителям лично.

С целью урегулирования вопроса, когда невозможно вручить акт (справку) документальной невыездной проверки по каким-либо причинам лично налогоплательщику, Законом № 4834 предусмотрены изменения к ст. 86 Налогового кодекса, в соответствии с которыми в случае невозможности вручения акта (справки) документальной невыездной проверки орган ГНС направляет его по месту регистрации налогоплательщика заказным письмом с уведомлением о вручении. Этой нормой обеспечивается право налогоплательщика на ознакомление с материалами документальных невыездных проверок и дальнейшего их обжалования в случае несогласия.

Следовательно, нормами Налогового кодекса установлен четкий порядок организации и проведения органами ГНС документальной внеплановой проверки, которая должна осуществляться с соблюдением всех процедур, предусмотренных этим Кодексом.

«Горячие линии»

Дата: 5 сентября, четверг
Время проведения: с 14:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42