Другие налоги
Тема: Очерки по истории

Финансовая и налоговая системы древней Греции

(Продолжение. Начало см. в «Вестнике» № 22/2012)

В Афинском полисе издавна существовали литургии — особые повинности, налагаемые только на богатых людей, которые за свой счет должны были строить военные корабли, устраивать театральные зрелища и т. п.

Наиболее значительными и часто повторяющимся были литургии, связанные с организацией праздников: хорегия и гимнасиархия. Хорег должен был набрать хор для драматических спектаклей или музыкальных состязаний, обеспечить участников костюмами, кормить их во время обучения и праздника. Гимнасиархия состояла в организации гимнастических соревнований, например забегов с факелами, которые в течение года проводились пять раз. Кроме расходов на обучение участников соревнований гимнасиархи должны были заботиться об обеспечении освещения и оформления места проведения соревнований.

Еще одним видом литургии была триерархия. В обязанности триерарха входили заботы о хорошем состоянии боевого корабля-триера и его обустройстве. Иногда это требовало больших расходов, особенно если корабль был не новым. Кроме того, триерарх должен был набирать и обучать экипаж. В период, когда в распоряжении Афинского полиса было 400 кораблей, в списки триерархов были внесены 1200 богатых граждан с тем, чтобы каждый из них был триерархом не чаще чем раз в три года. Во время триерархии следовало оставить обычные занятия и лично наблюдать за кораблем. В целях облегчения бремени этой литургии триерарха освобождали от всех других литургий и чрезвычайных налогов. После Сицилийской экспедиции 415 — 414 гг. до н. э., на которую афиняне израсходовали все наличные из государственной казны и которая привела к гибели афинской армии и флота, в государстве начался финансовый кризис. В этой ситуации персональная триерархия была заменена синтриерархией, когда объединялись 2 — 3 триерарха для ухода за одним кораблем. Однако этот вид налога привел к беспорядку и безответственности, поэтому продолжался недолго.

В Афинском государстве существовал интересный обычай передачи литургии более богатому гражданину. При этом назначался короткий срок (обычно три дня) для обжалования неправильно наложенной литургии, в течение которого привлеченный к литургии гражданин должен был вызвать для выполнения данной литургии другого гражданина, более состоятельного, чем он, и свободного от повинностей. Новый «претендент» мог либо принять предложенную литургию, либо согласиться на обмен своего имущества с вызвавшим его литургом.

Когда Афинское государство переживало трудные времена, доходы граждан и метеков облагали временным и чрезвычайным прямым налогом под названием «эйсфора». Впервые он был введен в 428 — 427 гг. до н. э. Ученые полагают, что это был налог на недвижимое и движимое имущество. В 428 г. общий размер прибыли от эйсфоры в казну составлял 200 талантов.

Эйсфора была самым ненавистным налогом для афинян, поскольку прямая подать казалась несовместимой с гражданской свободой. Поэтому к ней прибегали очень редко. Даже когда этот налог взимался в течение длительного времени, он всегда рассматривался как временная мера.

Таким образом, Афинское государство имело эффективную налоговую систему, однако все средства, собираемые в Аттике, были значительно меньше сумм, поступавших от сбора особого денежного налога с афинских союзников.

В 478 г. до н. э. представители всех греческих государств, заинтересованных в продолжении войны с персами, собрались на о. Делос и основали здесь новый союз — Делосский. Позднее его назвали Первым Афинским морским союзом. Союзники обязались поставлять для объединенного флота установленное количество кораблей с экипажами и определенное количество воинов. Была также основана общая казна союза, которую наполняли денежными взносами союзников по особой раскладке (в дальнейшем эти взносы назывались форосом). Фактически денежные взносы от союзных городов поступали в распоряжение афинян, которые на эти деньги развивали флот. Афиняне получили возможность вмешиваться во внутреннюю жизнь союзников и авторитарно диктовать им свою волю. Афинские стратеги целиком взяли на себя раскладку фороса между городами и определение его размера. Его общая сумма составляла 460 талантов. На эти деньги можно было содержать в течение 7 — 8 месяцев 200 триер с экипажем 200 человек на каждой. В следующие годы сумма фороса увеличивалась, и в 425 г. до н. э.  составляла 1300 талантов. Общее количество городов в составе Первого Афинского морского союза в середине V в. до н. э. было более 200. Афиняне поделили союзные полисы на пять округов, в каждом из которых афинские уполномоченные наблюдали за выплатой фороса. Попытки союзников, имевших собственный флот, избавиться от афинской опеки и выйти из союза немедленно пресекались вооруженным путем. На земли восставших союзников были введены до 10 тыс. военных поселенцев.

Афиняне стали требовать от союзников кроме выплаты фороса выполнения других обязанностей. Постепенно они стали осуществлять над своими союзниками экономический контроль. Афинская монета и меры веса были объявлены обязательными при проведении каких-либо расчетов на территории союза. В 454 г. до н. э. афиняне перенесли союзную казну с о. Делос в г. Афины и с того времени стали распоряжаться союзными средствами как собственными. Так, строительство в г. Афинах в 440 — 430 гг. до н. э. в значительной мере проводилось за средства, взятые из фороса. Споры между гражданами союзных городов и афинянами рассматривал только афинский суд.

Форос был отменен в 413 г. до н. э. в связи с финансовой реформой. Вместо фороса — налога, взимаемого с союзников в порядке прямого обложения, была установлена пошлина в размере 5% стоимости всех товаров, ввозимых и вывозимых по морю, что позволило увеличить доходы казны и уменьшить недовольство союзников.

В середине V в. до н. э. Афины превратились в самый крупный и процветающий центр экономической, политической и культурной жизни Греции. Государственное устройство существенно повлияло на развитие политической жизни в других греческих государствах. В целом этот исторический период был периодом наибольшего внутреннего расцвета Греции.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42