Юридическая практика

Акцизное налогообложение в Украине и за рубежом

В настоящее время акцизы используются в налоговых системах практически всех стран и играют заметную роль в формировании финансовых ресурсов государства. С точки зрения выполнения фискальных функций косвенные налоги более эффективны, нежели прямые, поскольку их база налогообложения менее чувствительна к изменениям тенденций экономического развития страны.


Объектами обложения акцизами являются прежде всего товары массового спроса, что и предусматривает высокую фискальную значимость этих налогов.

Удельный вес акцизов разный и определяется финансовой политикой, которую проводит государство. В США в зависимости от штата акцизные поступления составляют от 2 до 12%, в Канаде — до 15% и зачисляются в федеральные бюджеты штатов. Франция является одной из немногих стран, где акцизные поступления — от 20 до 35% — направляются в местные бюджеты. В Испании, Германии, Великобритании поступления от акцизов составляют от 10 до 20% федеральных бюджетов.

Акциз как косвенный налог учитывается в отпускной цене товаров, реализуемых предприятиями-производителями, и уплачивается покупателем.

Сначала акцизное налогообложение было призвано сдерживать потребление «социально вредных товаров». В Украине акцизы введены, как правило, на товары с высокой рентабельностью. Они устанавливаются с целью изъятия в доход бюджета полученных сверхприбылей от производства высокорентабельной продукции и создания приблизительно одинаковых экономических условий хозяйственной деятельности для всех предприятий.

Акцизное налогообложение используется и непосредственно для уменьшения производства товаров, которые не считаются определяющими. Высокие цены на подакцизные товары влияют не только на количество произведенных единиц, но и на объемы потребления. Акцизы применяются и для влияния на конечных потребителей для уменьшения объемов приобретения определенной продукции, потребление которой считается нежелательным, например алкоголя и табака.

Структура доходов Сводного бюджета Украины характеризуется высокой долей косвенных налогов. Вместе с тем доля акцизов в общей сумме налоговых доходов превышает 21%.

Стабильность доходов обусловлена высоким уровнем поступлений акцизов, а также введением их на товары, широко используемые как во внешнеторговом, так и в потребительском обороте внутри страны. Сбор как отношение суммы акцизов, фактически поступившей в сводный бюджет, к сумме, начисленной за последние семь лет, составляет 100%.

Основная часть поступлений акцизов в Государственный бюджет Украины приходится на табачные изделия. Около четверти всех поступлений акцизов — это акцизы на алкогольную продукцию.

Акцизы как разновидность косвенных налогов имеют ряд особенностей. Во-первых, акциз является индивидуальным налогом на отдельные виды и группы товаров (тогда как НДС — универсальный косвенный налог). Во-вторых, объектом налогообложения является оборот по реализации только отдельных товаров и видов сырья. Причем перечень подакцизных товаров ограничен всего несколькими наименованиями (так, в сферу обложения акцизом не включены работы и услуги). В-третьих, акцизы взимаются преимущественно в производственной сфере, тогда как налог на добавленную стоимость — в сфере производства и оборота. В-четвертых, уплата акциза не влечет для государства обязанности возместить причиненные расходы в любом виде в полном размере его плательщику.

Во внешнеторговом обороте одним из проявлений регулирующей функции акцизов является создание равных условий для конкуренции отечественных и импортных товаров на внутреннем рынке Украины.

 В таком случае акцизы вместе с НДС называются пограничными уравнительными налогами. Пограничными — потому что эти налоги взимаются таможенными органами при пересечении таможенной границы, а уравнительными — потому что ставка налогов, взимаемых при импорте, не должна превышать ставку налогообложения товаров отечественного производства.

То есть ввозимым товарам предоставляется в стране импортера национальный режим, который уравнивает их по параметрам налогообложения с отечественными аналогами.

Если акцизы, взимаемые при импорте товаров, могут уравнивать условия конкуренции между отечественными и иностранными товарами, то возможны и другие проявления регулирующей функции.

Например, если импортные акцизы взимаются по низким ставкам, то они создают широкие возможности для ввоза товаров из-за рубежа. Если установленные ставки акцизов будут превышать уровень ставок в других странах, то они ограничат допуск на отечественный рынок иностранных подакцизных товаров.

В настоящее время относительно общих механизмов утвержденных акцизных сборов действует Директива Совета ЕС № 2008/118/ЕС от 16.12.2008 г.

С 01.04.2011 г. в ЕС начала функционировать новая электронная система контроля за движением подакцизных товаров, которая заменила «бумажную» и предназначена для уменьшения административных препятствий для трейдеров, упрощения процедуры оформления и улучшения мониторинга уплаты акцизов на такие товары, как алкогольные, табачные изделия и энергетические ресурсы.

Согласно законодательству ЕС акцизы на алкогольные, табачные изделия и энергетические ресурсы должны уплачиваться в пунктах назначения этих товаров. Для обеспечения полноценной уплаты акцизного сбора в ЕС применяется система контроля за движением товаров, акцизы с которых еще не уплачены. До сих пор поставщик таких товаров должен был оформлять специальные сопроводительные административные документы, прилагаемые к партии товаров.

Еврокомиссия считает, что новая электронная система позволяет на более качественном уровне отслеживать движение подакцизных товаров и эффективнее противодействовать возможным махинациям с уплатой акцизов.

«Горячие линии»

Дата: 28 марта, четверг
Время проведения: с 10:00 до 16:00
Контактный номер: (044) 501-06-42